Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Турпоездка с летальным исходом

Правда и ложь о ДТП в Кемере

Оксана МЕРЗЛИКИНА

Наш соотечественник, юрист по образованию Сергей Николаевич Алферов оказался в автобусе, который перевернулся на трассе Анталия - Кемер 5 октября 2012 года. Пережив ДТП, в котором погибли 2 человека, пройдя все испытания, которые выпадают на русскоговорящего туриста, попавшего не по своей вине в аварию на чужой территории, он столкнулся еще и с тем, что отечественные СМИ неверно трактовали случившееся.

В поездке с ним рядом были 5 друзей. Двое еще до сих пор находятся под наблюдением российских (уже) врачей. Практический каждый день Сергей Николаевич получает новые сведения по поводу хода расследования причин и последствий аварии, о состоянии потерпевших, поскольку решил не пускать все на самотек: ДТП с туристами на турецкой земле - это не точка. Это очередная запятая в истории отдыхающих (как сообщали "Вести FМ", за последний год это уже восьмая авария - и это только с участием российских граждан. - О. М.) и начало новой истории для тех, кто оказался именно в этом автобусе с номером 07 К 8110 (многие пережившие это ДТП считают 5 октября 2012 года своим вторым днем рождения).

И есть факты, которые не дают покоя С. Н. Алферову. Сомнительный профессионализм водителя, ложная информация о смерти женщины, не оказанная на месте должная медицинская помощь тринадцатилетней девочке, трудности общения с врачами и полицией в отсутствии перевода, причина кончины второго туриста... Корреспонденту "МП" удалось связаться с С. Н. Алферовым лично, и было решено не делать материал в форме очерка, наподобие "происшествия глазами очевидца". Мы попросили Сергея Николаевича прокомментировать именно те факты, которые преподносили интернет-порталы, ТВ и газеты со слов официальных лиц и которые, по его мнению, искажали действительность. Наша цель - не обвинить без суда и следствия кого-либо конкретно, а рассмотреть ситуацию, к сожалению, не так редко встречающуюся, попытаться разобраться в ней, чтобы обратить внимание соответствующих служб и предупредить тех, кто еще только собирается на отдых за границу...

- Как сообщали СМИ, по предварительным данным, авария случилась из-за того, что водитель не справился с управлением на скользкой после дождя дороге.

- Не после, а во время. Погода нас не порадовала сразу по прилету. Было пасмурно. Через пару минут после того как мы тронулись из аэропорта, начался сильный дождь. Дворники кое-как справлялись с потоком дождевой воды. Почти сразу стало душно, и все стекла, включая лобовое стекло водителя, запотели. Кондиционер не работал, обдув, похоже, тоже. Водитель перед собой постоянно протирал стекло тряпкой. У серпантина дорога стала значительно уже, кроме того, повсеместно шли ремонтные работы. Как потом оказалось, мы ехали по нашим меркам не быстро, но по турецким - с превышением ограничения скорости 50 км/час даже для сухого асфальта.

- ...И вдруг автобус пошел юзом. Где вы находились, когда осознали этот момент?

- Я сидел во втором ряду ближе к проходу, слева от меня мой друг Вячеслав Осин. Впереди, в первом ряду у окна, сразу за водителем, - дочка моих друзей Александра Иванюк (13 лет), справа от нее - ее сестра Галина. (Она же потом и вылетела через лобовое стекло! - О. М.) За мною сидели: у окна погибший Евгений Сафронов, справа - его друг Денис Кузьмин. За ними мои друзья - муж и жена Макеенко Кирилл и Валентина Иванюк. Как сидели другие туристы, не помню...

Картина на дороге была такова: справа - выступ скалы, слева - ограничители трассы, дорога с небольшим уклоном вниз, впереди крутой (30 - 40 градусов) поворот направо. Автобус просто заскользил вниз, потом его повернуло вправо (видимо, водитель нажал на тормоза), боком машина задевает выступ скалы, от удара переворачивается на левый бок... И нас стремительно несет куда-то (как потом оказалось, в обрыв). Автобус остановился так же неожиданно, как и начал непроизвольное неуправляемое движение. Все произошло за несколько секунд. Потом я осознал, что жив.

- На этот раз (в отличие от аварии 29 августа под Сиде) водитель автобуса не пострадал. Говоря о причинах ДТП, он ссылается на плохую погоду. Его цитата из комментариев ТВ-каналу: "Шел сильный дождь. Дорога была скользкая. На повороте автобус перестал меня слушаться. Я ничего не мог сделать в этой ситуации. Мы начали переворачиваться..." Как-то безобидно звучит, учитывая наличие жертв...

- Он был явно новичком, не знал назначения кнопок панели управления этой модели автобуса. К тому же когда я, уже выбравшись из автобуса и оценив ситуацию, начал кричать ему, целым-целехенькому: "Давай домкрат", он, естественно, не понимал меня и даже не старался помочь. Первое, что пришло в голову, - лишь бы автобус не загорелся, и надо людей, которых прижало автобусом (7 - 9 человек), вытаскивать! Все, кто сообразил, что делать (подбегали люди из остановившихся на трассе автомобилей), в том числе и те, кто получил травмы, попытались приподнять автобус. Это удалось сделать, и "освобожденных" людей мы c другими пострадавшими оттащили на безопасное расстояние. Невооруженным глазом было видно, что травмы у многих весьма тяжелые. Дождя уже не было. Вышло солнце, и стало очень жарко. Воды тоже не было. Начали ждать помощи...

- Новости, в частности, Пятого канала, сообщили, что врачи и полиция прибыли на место происшествия оперативно...

- Картина такова: где-то через 35 минут я услышал звук остановившейся машины и, посмотрев направо, увидел, как в нее на полной скорости врезается мотоциклист! (Этого факта информационные агентства не сообщали! - О. М.) Мотоцикл летит под машину, водителя отбрасывает на асфальт. И тут подъезжает первая медицинская машина и... увозит водителя мотоцикла. И только через две-три минуты начали стремительно подъезжать другие "скорые". Евгений Сафронов еще дышал. Врачи пытались оказать ему помощь, но не успели. Он умер на руках своего друга Дениса Кузьмина, с которым они прилетели сюда отпраздновать дни рождения, свои 30-летия...

- Отметим, что в Турции принят закон, согласно которому иностранные туристы, пострадавшие при ДТП, имеют право на бесплатную экстренную медицинскую помощь. Вас всех госпитализировали, согласно страховке?

- Тяжелых увезли в клиники сразу. Я остался, так как понял, что нужно найти борсетки с документами - паспортами, страховыми полисами и деньгами своих друзей. Не скрою, помог в чрезвычайной ситуации прошлый опыт военной офицерской службы. Через некоторое время повсюду уже была полиция и много прессы. Говорили только по-турецки. Мне удалось связаться по телефону со своим другом из Кемера (он бизнесмен, выходец из СССР). Сообщил ему о ситуации, и он тут же поехал в больницу помогать с переводом, а за мной послал машину с водителем со знанием русского языка.

Пока ждал, осмотрел местность. Меня, как и многих других сограждан, спас ангел-хранитель. Автобус не свалился с обрыва - его остановило ограждение и грунтовая часть дороги. Машина была очень сильно искорежена.

- Сергей Николаевич, так в чем же, на ваш взгляд, была истинная причина аварии и почему вы не пошли на компромисс с водителем?

- ДТП стало возможным благодаря непрофессионализму и халатности с его стороны. Водитель был очень невнимательным к дорожным знакам, не обращал внимания на техническую неисправность обогрева лобового стекла или не знал, какую кнопку на панели управления нажать, чтобы его включить, а также не знал дорогу из Анталии в Кемер. Надо учесть, что дорожное покрытие было плохим, устаревшим и обкатанным. После дождя оно превратилось буквально в ледовый наст.

Вследствие проводившихся ремонтных работ, а в Турции они проходят в некурортное время с 1 октября по 30 апреля, полосы движения были сужены. В целях безопасности скорость всех автомобилей и особенно автобусов должна быть значительно снижена, особенно в дождливую погоду, но этого не учли. Повторюсь, что автобус от падения в овраг спасло чудо в виде полосы грунтовки.

- Как сообщал Первый канал, МЧС в случае необходимости готово было эвакуировать россиян, пострадавших на трассе Анталия - Кемер... Самолет был готов к вылету.

- В день аварии спасательной техники я так и не увидел. Только через полтора часа после эвакуации раненых подъехала машина с краном и подняла автобус, поставив его на колеса.

Что до самолета МЧС... Мы все надеялись, что он прилетит из России. Когда уже шли операции в клиниках Турции, стали ясны масштабы последствий, необходимость медицинского вмешательства. Об этом мы знали от своих друзей из Москвы, связывавшихся с нами по телефону, и из телевизионных репортажей. Только сейчас понятно, что до правительства РФ не довели информацию о серьезности ситуации. Как следует из первоначальных комментариев, практически все якобы отделались легкими ушибами, шишками и синяками, кроме двух человек. Такие данные прошли в РИА "Новости", судя по публикациям, со слов руководства турфирмы и страховой компании. Да и наше консульство в Турции доверилось не совсем достоверной информации, не уточнив ее.

- А вы как попали в клинику и в отель и как вас обслужили?

- Я столкнулся с турецкой протокольной системой, что называется, лицом к лицу. Сначала мне дали подписать какую-то бумагу на турецком языке (похоже, это был протокол о ДТП), что я отказался делать (юридическая практика гласит: нельзя подписывать документы неясного содержания). К этому времени я начал отходить от шока, чувствовал сильные боли в левой части головы и в области ребер. Кроме того, у меня были сильные порезы рук и пальцев. Мне тоже нужна была медицинская помощь. На счастье, с собой оказался мобильный номер представителя страховой компании, знающего русский язык. Мне пришлось общаться с турецкими "гаишниками" через перевод по телефону. Но так повезти может не каждому. Языковой барьер - главный враг туриста.

В итоге через 4,5 часа после аварии я оказался в Медицинском университете в Анталии. Мне наложили медицинский ошейник, измерили давление, посадили на кресло-каталку, отвезли в палату. По моему наставлению (уже через переводчика) сделали рентген и УЗИ, но ближе к концу дня сообщили, что, мол, со мною все хорошо и что больше мне медицинская помощь не требуется. Мне принесли лед - приложить на порезы и на место ушиба головы, и сказали, что я свободен... О том, что меня и еще четверых (Дениса Кузьмина, Валентину и Галину Иванюк, Елену Платонову) выписали, даже сообщили на сайте РБК.

- С полицией все же пришлось общаться?

- Я не собирался давать показания из-за плохого самочувствия, но меня и некоторых пострадавших (Кузьмина Дениса, Иванюк Галину и еще одну женщину) в сопровождении представителей "Интуриста" все же привезли в полицейский участок, где на входе я увидел улыбающегося водителя в окружении, видимо, его родственников и друзей - человек 5 - 6. Представителей консульства не было. Особенно интересовал полицию вопрос, имеем ли мы претензии именно к водителю автобуса и какие? Хотим ли мы, чтобы он сел в тюрьму, на что я и Галина Иванюк ответили, что это не в нашей компетенции - определять, кто виновен в аварии... Только через 2 часа мы смогли уехать из отделения.

- А что за история с женщиной, которую назвали жертвой и которая оказалась жива?

- Уже глубокой ночью в номере отеля мне удалось посмотреть телевизионный репортаж "Вести 24", из которого я с удивлением узнал, что в результате ДТП погибли 2 человека: российская девушка, сидящая за водителем, и сам водитель... (Ссылка на видео: www.vesti.ru/only_video.html?vid=451810. - О. М.) Утром я позвонил в новостную редакцию нашего Первого и дал комментарий о происшедшем накануне ДТП (репортаж также есть на сайте "Вестей". - О. М.). В полиции я все же дал подробные показания (собственноручно на русском языке) и потребовал, чтобы переводчик расписался в ответственности за дословный перевод. Но подписать документ - соглашение о компромиссе с водителем - отказался.

- Конечно, надо отдать должное вашей выдержке и самообладанию. Когда слушаешь рассказ, невольно себя представляешь в подобной ситуации, думаешь, хватило бы сил сопротивляться?..

- Мне во многом помог жизненный опыт. Я исполнительный руководитель одного из Московских региональных фондов "Православие. Армия. Отечество", в прошлом советский и российский офицер, полковник юстиции, кандидат юридических наук..

- Избежать более тяжких последствий удалось благодаря сплоченным и самоотверженным действиям самих пострадавших - наших соотечественников...

- Да, иначе бы после того, как автобус прогнулся под своей тяжестью, было бы больше увечий. Особо хочу отметить бескорыстную помощь рядовых сотрудников "Интуриста", которые даже в личное и порою в ночное время были рядом с тяжело пострадавшими нашими гражданами. Несмотря на то, что есть претензии к данным, которые передавались в эфир начальством, на местах все работали только на отлично! Руководство туроператора обещало всем выплату компенсаций. В понедельник я встретился с генеральным директором компании НТК "Интурист" Виктором Тополкараевым. Многие вопросы обсудили. Жаль только, что погибших не вернешь, а их родственникам деньги - не утешение.

- Кстати, как написала "Газета.ru", Валерий Сухов, скончавшийся на пятый день после аварии, находился в больнице Olimpos Hastanesi, где он был прооперирован по поводу перелома костей предплечья, также у него был перелом со смещением бедренной кости. А причиной смерти стала тупая травма живота... Что-то не так?

- Мне известно, что второй погибший - Валерий Сухов - был переведен из частной высококлассной клиники Olimpos Hastanesi в другую, менее квалифицированную частную клинику Antalya Meydan Hastanesi, где вообще отсутствовали русскоговорящие переводчики. Надо думать, из-за экономии денежных средств. Говорят, что он очень не хотел переезжать в новую клинику, умолял, чтобы его не перевозили, как будто чувствовал, что умрет... Тем более, что транспортировка человека с тяжелыми травмами обычно чревата последствиями и безнаказанностью врачей. Что это: роковое стечение обстоятельств или медицинская ошибка, или несовершенство страховой системы? Кто знает?

- По той же причине тринадцатилетнюю девочку с тяжелыми увечьями выписали из больницы в 3 часа ночи уже 6 октября, не оказав должной помощи?

- Вероятно. Хорошо, что рядом оказался дежуривший в свое личное время сотрудник "Интуриста", который Александру и ее сестру Галину отвез ночью в отель. А 12 октября, когда уже выписали Кирилла Макеенко, девочек с родителями отправили в Москву без выписных медицинских документов и рентгеновских снимков и без сопровождения врача. В этот же день А. Иванюк была срочно госпитализирована в Рошальский детский центр, откуда ее после диагностики срочно перевели в институт им. Бурденко и недавно сделали сложнейшую нейрохирургическую операцию. Кроме того, медики обеспокоены ее опухшей ногой, которая была придавлена автобусом. Неужели нужно, чтобы все были в коме, чтобы российские медики или спасатели вмешались?

- Так о чем должны знать и помнить россияне, несмотря на все вышеописанное, собирающиеся в Турцию на отдых?

- Полиция может вначале обращаться к нашим гражданам не как к пострадавшим, а почти как к виновникам аварии. Консульство почти не вмешивается для оказания правовой помощи, в частности, трудно обходиться без перевода. Уже спустя две недели мы не имеем каких-либо медицинских расшифровок и медзаключений с переводом, чтобы получить страховку, которая всеми была оплачена.

Знаете, какой комментарий я нашел в интернете? "...Несмотря на заверения турецких властей в безопасности местных автобусов, дорог и водителей, ДТП с туристическими автобусами в Турции случаются слишком часто. Машины для туристов уже оборудовали "черными ящиками", которые следят за скоростью движения и состоянием водителей. Медикам приказали оказывать россиянам бесплатную первую помощь после дорожно-транспортных происшествий. Число пострадавших туристов сократилось, но не исчезло.

Возможно, проблема еще и в том, что наши путешественники чрезвычайно редко соблюдают правила безопасного путешествия и не пристегиваются ремнями безопасности, когда садятся в трансферный или экскурсионный автобус. Понятно, что, прилетев на курорт, отдыхающие расслабляются и хотят забыть обо всех неприятностях, но для того, чтобы провести отпуск у моря, а не в больнице, нужно соблюдать простые правила. Например, пристегиваться ремнем безопасности, даже если поездка короткая, и не класть тяжелые вещи на верхние полки автобуса..." (Turist.rbc.ru).

- Звучит несерьезно. Если бы все были пристегнуты, то, возможно, и не выбрались бы из автобуса...

- На самом деле у везшего нас автобуса не было ремней безопасности, судя по всему он вообще не был предназначен для междугородних сообщений, а только внутри населенного пункта... Думаю, что прежде всего у любого гражданина должна быть уверенность в том, что его государство в лице уполномоченных консульских служб его защитит и поможет. Если турист постоянно будет думать о проблемах со страховой компанией и полицейским произволом, то вряд ли куда-то поедет...

К сожалению, сложно предположить, как все было бы с иностранцами на нашей территории, попади они в аварию где-то на трассе на бескрайних просторах России: ни языка, ни медиков, ни полиции порой... Кроме того, жизнь быстротечна, и сегодня приходится признать, что происшедшее 5 октября уже никому не интересно, кроме, конечно, самих пострадавших. А разве с более крупными терактами в столице не такая же история?

P. S. Когда верстался номер, стало известно, что Галина Иванюк была госпитализирована по "скорой" с диагнозом "скрытая черепно-мозговая травма". Спустя неделю после прилета у нее началось внутричерепное воспаление - по-видимому, проявились последствие травмы, полученной в результате аварии и, что самое печальное, - недостаточное внимание врачей. Девушке не сделали томографию на месте, отделавшись холодными компрессами.

Редакция нашей газеты продолжит следить за событиями и особенно за тем, будет ли выплачена обещанная компенсация пострадавшим в этой аварии со стороны "Интуриста" и страховой компании "РЕСО гарантия".

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта