Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Быть учителем — вопрос престижа

Наталия ПОКРОВСКАЯ

Сегодня ­ День учителя. И по идее нужно снова ­ не в лишний, а в очередной раз ­ сказать огромное спасибо тем, кто занимается образованием и воспитанием молодой поросли страны. А еще ­ поздравить Виту Кириченко, московскую учительницу русского языка и литературы столичной гимназии №1479, и учителя мировой художественной культуры Сергиево­Посадской гимназии имени Иосифа Ольбинского Александра Демахина, ставших на днях победителями Всероссийского конкурса «Учитель года­2012».

И наверняка каждый из нас может вспомнить добрым словом хотя бы одного педагога, учителя, на лекциях или уроках которого старались не дышать, настолько важно и безумно интересно было услышать, понять, впитать, запомнить...

А первая учительница, а последний звонок? Воспоминания об этих событиях в жизни каждого из нас до глубокой старости отзываются чем­то теплым, щемящим в сердце. Ну, разве не так?! И любые мамы­папы, бабушки­дедушки обязательно признаются, что не могли сдержать слез, когда их чадо топало навстречу улыбающейся первой учительнице... И ревели в голос подросшие дочки, грустили сыновья, отправляясь во взрослую жизнь после последнего звонка.

И как, скажите, представить себе все это без учителя?! «Пятерки» ­ наши успехи, «двойки» ­ неудачи... Нет­нет да и вздохнешь, просчитавшись в магазине: права была Марья Ивановна, когда в уме считать заставляла... И, как ни крути, учителя ­ это жизнь наша. И будущее наших детей.

Так стоит ли вообще спорить, престижна ли эта профессия? Не уверена. Это, знаете ли, вопрос из области «хорошо ли быть человеком?». Ни о чем. Потому что не обсуждается. Учитель априори уважаем. Мне кажется так. А все остальное... уж, простите, придумано, на мой взгляд, теми, для кого точка отсчета не цель, не дело жизни, а лишь материальный эквивалент того или иного труда.

А таких, судя по всему, немало. Прочитав множество комментариев участников нашего опроса в социальной сети «Гайдпарк», была шокирована огромным количеством в них постов, посвященных материальной стороне. Суть этих высказываний сводится к тому, что «престиж определяется величиной заработной платы и материальными преференциями», а посему ­ в столице престиж профессии вырос (зарплаты у столичных учителей действительно сегодня на порядок выше, чем у их региональных коллег), а в целом по России, мол, одни неудачники в этой отрасли работают.

И потому я так распаляюсь, что если рассуждать таким образом, то сегодня и не праздник вовсе. И обидно за всех представителей этой благородной профессии очень. Спору нет: как и везде, есть и здесь не самые грамотные специалисты. Но не о них ведь речь в День, посвященный профессии Учитель вообще.

«Если преподаватель каждый божий день сеет разумное, но получает до неприличия мало, то их работу можно назвать благородной, но никак не престижной», ­ считает, например, Василий Кузнецов. И это мнение поддержали многие «гайдпарковцы».

Конечно, сколько соль сахаром ни называй, слаще не станет. Не все благополучно в системе российского образования. Москва, лидирующий регион во многих аспектах социальной политики, в том числе и в образовании, задает тон, подает пример и постепенно решает проблемы. Оплаты труда педагогов в том числе. Но, хоть убейте, не хочется в День профессионального праздника говорить исключительно о материальном поощрении. Неправильно это как­то.

Примечательно, что сами представители профессии, принявшие участие в нашем опросе, о зарплатах­то как раз не говорят, не сетуют. Их иное волнует.

«Сейчас в школах учителей не хватает, в основном это люди пенсионного возраста или предпенсионного, ­ пишет педагог Наталья Калугина. ­ Молодежь работает до первой зарплаты, вакансий учителей полным­полно, просто они из­за безысходности закрываются все теми же пожилыми педагогами, чтобы говорить о предмете, надо его знать не понаслышке». «Как вы правы, ­ отвечает ей Надежда Пепелова. ­ Я 35 лет работаю преподавателем, каждый год собираюсь уйти, дать дорогу молодым, а дорогу­то некому уступать. Больше месяца никто не работает, снова завуч звонит, зовет поработать, некому читать историю, право».

А вот у педагога Екатерины Адно иное мнение: «Престиж профессии падает. Старики не нужны в нынешней школе, которая теперь не учит и не воспитывает, школа оказывает услуги, как парикмахерская или баня. Знаю об этом не понаслышке, работаю в школе, за последние 2 ­ 3 года уволилось (фактически вынудили) несколько учителей с большим стажем, на их место приходят молодые, неопытные, не умеющие работать и выстраивать отношения с детьми, опыта им набраться не у кого... Извините, если немного сумбурно, но наболело на самом деле...»

Процитирую еще один комментарий, который написал молодой историк Андрей Проклов: «Да, зарплата у нас в Москве выше, чем в регионах. И оснащение кабинетов в школах на порядок лучше. Не спорю. Потому и устроиться молодому специалисту на работу здесь непросто. Но я не уверен, что конкуренция в нашей профессии должна и может определяться заработком. Каждый день я вхожу в класс и вижу глаза своих учеников ­ с хитринкой, интересом. Они ждут от меня Поступка. Не просто урока, а того, как я его проведу, что скажу им, как справлюсь с шумом­гамом. И мне это интересно не меньше! И когда звенит звонок, мне дают договорить, не срываются мои дети сразу на перемену, а, открыв рот, продолжают слушать о Древнем Риме. И вот это для меня мой личный престиж, мое личное счастье!»

Что добавить? Спасибо вам, учителя! За нас и наших детей!

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта