Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

В свой черед

Анна БОЛЬШАКОВА

Книга стихотворений Марины Кудимовой «Черед» (Поэтическая библиотека журнала «Сибирские огни») вышла после долгого ­ почти двадцатилетнего ­ молчания. Факт ­ красноречивый на фоне безудержного стремления иных авторов печататься любой ценой. Небольшая по объему, но емкая по содержанию книжка поэтессы написана неровно, нервно, с крутым смещением реальных очертаний предметов (при всей их узнаваемости) и с недюжинной для «слабого пола» внутренней силой.

Сразу оговорюсь: тексты Кудимовой сложны для понимания, порой их не осилишь с первого чтения: приходится вдумываться, распутывать сплетения мыслей и чувств, оживающих за ломаной строкой, непривычно соединенными словами и острым углом зрения.

Отечество мое!

Оставим разговоры...

Где не найдешь концов,

Там проходных дворов

Вели не забивать.

Твои пророки ­ воры,

Начальники твои ­ сообщники воров.

Поэтический мир Кудимовой открыто, даже воинственно социален. Ее лирическая героиня стоит в общих очередях, трясется в гулком, наполненном самым разным людом плацкарте, мыкается, как все, в поисках своей доли в этом сдвинутом с привычных осей мироздании. И все же есть в этой обычной с виду женской фигуре некая стать и смелость, когда судит она о времени и о себе, о властителях и судьбах отечества, о сути и смысле общероссийского движения. Такая лирика гражданственна, но далека от официально­парадных версий «на заданную тему». Возникающий в кудимовских стихах образ родины своеобычен и даже горемычен: «И твой народ ­ «челнок», / А человек твой ­ в нетях: / Он не рожден еще / и даже не зачат». Словно снята привычная заставка отстранения, и поэтова душа напрямую соприкасается с самой нелицеприятной реальностью.

Отсюда ­ увиденные зорким глазом приметы и детали времени. Резко запечатленные хлестким словцом, они нередко напоминают о площадном языке толпы и достойных ее правителях. Образ родины тогда завертывается в «матушку загогулину», и случайная вроде б обмолвка «догулявшего» в 90­х правителя обретает знаковый смысл, характеризуя состояние страны, отклонившейся от своего исторического пути:

Матушка загогулина,

Сколько же не догуляно!

Матушка отчебучина,

Сколько недополучено!

Словом, тайком затверженным,

И языком отдавленным,

Плачу, как по отверженным,

Я по своим отъявленным.

Матушка червоточина,

Сколько понаворочено!

Матушка живоглотина...

Родина моя, Родина!

«Кто я?» ­ вот один из вопросов, которым задается лирическая героиня Марины Кудимовой («В мятежной очереди стоя, / Я никогда не знаю, кто я»). Ответ таится в новом вопросе: в каком времени мы оказались? Что у нас за плечами и каково наше будущее? «В олигархическом ли завтра, / В коммунистическом вчера?..»

Особенностью мировидения М. Кудимовой было и остается умение образно воплотить тот или иной период в судьбе страны ­ насытив этот образ точными деталями, штрихами. Здесь и царские времена, и раскол гражданской, и наше ­ похожее и непохожее на предыдущие ­ время. Повторяющийся образ­символ российской истории с отчетливостью запечатлен у поэтессы в стихотворении «Эшелон», продолжающем линию Блока («На железной дороге»), Рубцова («Поезд»). Суть этого (здесь военизированного) символа ­ подневольность и уравниловка, скукоженность некогда бескрайних пространств и тотальная несвобода:

Сформировали по этапу

Национальный эшелон,

И ­ не без бреду, не без храпу ­

С устатку спит народ­Самсон.

Что за дебелая Далила,

Не ошибясь на волосок,

Одной машинкой всех обрила

На разный срок, на разный срок?

Что ж остается людям в мире, где смещены и выбиты привычные ценности, где вышиблена память и оставлены лишь условные меты былой цивилизации? Ответ дан автором и на этот неразрешимый вопрос. Один вектор его ведет к утверждению сильного Женского начала, преодолевающего смерть, распад, мужское вырождение «в день, когда закончилась Россия».

Помни, все минуют ­ те и эти,

И земле понадобятся дети ­

Лучшее лекарство от растрав.

Другой путь открыт в сферу чистых сущностей, где властвуют Бог и Слово в его культурном первородстве...

И промыслы отхожие

В единую строку

Сведет лишь слово Божие

Да «Слово о полку»...

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта