Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Ставка на конкуренцию, престиж и эрудицию

Мария СОЛОВЬЕВА

Почти десятилетие столичные власти пытались вернуть профессии учителя былой престиж и остановить отток педагогических кадров в коммерческие структуры. Подарки и гранты лучшим учителям, стажировки в ведущих педагогических вузах мира, изменение системы финансирования учебных заведений и начисления зарплат педагогам. И вот результат: сейчас в Москве нет школ, в которых не хватало бы каких-либо предметников.

Вакансий нет

- В привычном смысле слова "вакансий", когда некому работать, сегодня нет, - говорит министр правительства Москвы, руководитель столичного Департамента образования Исаак Калина. - Есть ротация кадров, в результате которой кто-то уходит на пенсию, кто-то переезжает из столицы. Вместо них приходят новые учителя, выпускники педагогических вузов. Могу признаться: когда ко мне обращаются с просьбой устроить кого-то на работу в школу, это вызывает большое затруднение. Потому что начальники округов, как правило, говорят: "У нас нет вакансий". Но сейчас есть другая проблема: как нам привлечь в школу молодых педагогов? И решить ее могут два фактора - заработная плата и престиж профессии учителя.

В новый учебный год все столичные учреждения образования входят с новой системой финансирования. Она называется нормативно-подушевой. И предполагает, что количество средств, получаемых учебным заведением из бюджета города, отныне зависит только от того, сколько учеников в нем обучается. Одним словом, принцип прост: чем больше учеников, тем больше денег.

- Каким должен быть московский учитель? Опытным, эрудированным. И, самое главное, он должен удовлетворять интересам учеников, родительской общественности, а также запросам города в качественном образовании, - говорит заместитель руководителя Департамента образования Светлана Юрьева. - До начала реализации проекта по нормативно-подушевому финансированию педагогу, чтобы получать высокую зарплату, следовало либо взять огромную нагрузку, а это снижало качество его работы, либо постареть. Потому что опыт давал прибавку к зарплате. Сейчас подход к начислению заработной платы в школах иной: коллектив учебного заведения сам решает, каким образом будут распределяться поступившие финансовые ресурсы. Кто-то скажет, что главное для человека в жизни - это самореализация. А зарплата вторична. Но, я считаю, цельный человек должен стараться реализовать себя в любой профессии. Наша задача - сделать профессию учителя конкурентоспособной и привлечь к работе в системе образования людей, готовых самореализоваться в этой области.

Деньги за качество

Итак, какую зарплату в новом учебном году следует ожидать учителям? По словам Светланы Юрьевой, средняя зарплата педагогов составит около 54 тысяч рублей, что выше, чем в среднем по экономике в столице. Директор школы №980 Татьяна Юдаева рассказала, что у нее в учебном заведении при нагрузке 24 - 26 часов в неделю заработок учителей начальной школы при введении в прошлом году нормативно-подушевого финансирования вырос примерно на 30 - 35 процентов и составил около 50 тысяч рублей. У педагогов второй и третьей ступеней обучения рост заработной платы составил 35 - 37 процентов, они в среднем получают 56 - 60 тысяч рублей.

- Высокие заработки в системе образования позволяют мне, как директору, поощрять тех учителей, которые могут давать качественный результат, - говорит Татьяна Юдаева. - Я боялась, что у людей сработает стереотип: лучше получать мало, но одинаково. Но оказалось, эти опасения были напрасны. Опрос сотрудников показал, что за одинаковую по объему, но разную по качеству работу они хотят получать по-разному. В результате нового механизма финансирования в нашей школе у педагогов изменился подход к работе. Люди стали меняться. Многие захотели повысить квалификацию, научиться работать с информационными технологиями. Они с удовольствием приглашают родителей на уроки, чтобы показать, как они работают с учениками.

Есть еще одна важная вещь, которую учителя начинают понимать. Поскольку отныне бюджет их учебного заведения зависит от количества учеников, то за это количество стоит бороться. Причем всему педагогическому коллективу, а не каждому учителю в отдельности.

- Сейчас мало делать ставку на традиционные формы обучения, к которым мы привыкли, - говорит Светлана Юрьева. - Нужно вводить в систему образования новые формы, например, проекты, экскурсии, практические занятия. И тут руководитель учебного заведения должен думать, как простимулировать своего работника на такую деятельность.

Управляющие советы, вперед!

В новой системе распределения финансов в учебном заведении важную роль должны играть управляющие советы. Без их согласия не может быть принято решение, на какую сумму следует стимулировать того или иного учителя.

- У нас есть родители, которые сегодня требуют, чтобы для их ребенка в конкретном учебном заведении была разработана индивидуальная образовательная программа, - объясняет Светлана Юрьева. - При этом они говорят, что государство выделило школе деньги на обучение их ребенка. Сильно вырос интерес учителей к повышению своей квалификации. По закону "Об образовании" учителя раз в пять лет должны проходить переквалификацию, но в нынешних условиях они делают это гораздо чаще. И гораздо требовательней относятся к тем формам и тем методам повышения квалификации, которые сегодня существуют.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта