Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Чтобы вы в Москве не терялись...

Сергей ИШКОВ

В начале августа на сайте Москомархитектуры была размещена разработанная ГУП «ГлавАПУ» архитектурно-художественная концепция установки и дизайна указателей наименований московских улиц и номеров домов. Как тут же уточняется, уже «начата разработка проектной документации». Однако уже на этой стадии проект вызвал весьма неоднозначную реакцию экспертного сообщества.

Каждой зоне —

свой стиль и дизайн

Разработанной концепцией предлагается выполнить типовой дизайн фасадных указателей с учетом местоположения объекта в структуре города. Вся Москва делится на «старый город», две «средние зоны» и «современный город».

Разработан типовой дизайн отдельно стоящих указателей наименований улиц и номеров домов.

Кроме того, предлагается увеличить размер указателей для магистральных улиц. А «для формирования названий районов го-рода разработана конструкция из отдельно стоящих букв белого цвета для размещения их на крышах зданий».

По словам чиновников, конечной целью всех этих новшеств является сокращение времени перемещения среднестатистиче-ского горожанина из точки А в точку В. Но даже в этом плане предложенный пилотный проект представляет собой привычный ми-нимум информации: указатели с номерами домов, остановки транспорта и названия районов.

Однако экспертное сообщество полагает, что объединение должно произойти не на уровне дизайна, а прежде всего на уровне информационном.

Хотя и предложенные дизайнерские решения вызывают множество вопросов и недо­умений. Так, председатель правления Московского объединения ландшафтных архитекторов Илья Мочалов в ходе обсуждения выразил опасение, что гигантские буквы на крышах зданий со временем под воздействием природных факторов могут, мягко говоря, утратить свою первозданную белиз-ну.

«Эта система навигации как будто разрабатывалась в начале ХХ века, она не учитывает современной жизни города и требова-ний времени», - говорит Илья Мочалов.

Но, кроме претензий по форме, есть к предложенной концепции и более серьезные претензии по содержанию...

По мнению президента Союза архитекторов России Андрея Бокова, в Москве нет того уровня взаимосвязанности, какой есть в других современных городах: «Москва не похожа на другие города, поскольку имеет весьма неорганизованную, разорванную го-родскую «ткань». Если мы говорим об открытом городе, то он должен быть информационно доступным для всех людей. Система навигации должна быть основана на дизайне, учитывающем знание процессов и людей».

«Что мы имеем сегодня? Метрополитен ничего не знает о наземном транспорте. Он может подсказать табличкой номер авто-буса, но о маршрутках он не знает. То же самое и с другими видами общественного транспорта. То, что они друг о друге не знают, - это однозначно плохо. Наша задача - объединить и наладить систему коммуникации между разными элементами городской сре-ды. Нужно навести порядок в информационной части. В том, какая информация, в каком месте, в какой последовательности и в каком виде должна доноситься до людей», - говорит арт-директор РИА «Новости» Илья Рудерман.

Единая городская геоинформационная система навигации должна в идеале скоординировать основную информацию обо всех видах транспорта, обо всех зданиях, сооружениях, объектах города, в том числе - о памятниках архитектуры, культурно-досуговой и социально-бытовой сферах, а также об органах власти.

В результате на «круглом столе», посвященном обсуждению концепции развития системы городской навигации, советник ру-ководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Алексей Митяев, отве-чая на критические замечания, заявил, что Москомархитектура вообще не была заказчиком этого проекта, а информация на сайте была размещена для размышления и общественного обсуждения: «Нам кажется правильным создать рабочую группу. Например, в Лондоне аналогичная работа шла более двух лет, у нас этот процесс только начинается».

Поможет

электронный гид

Все эксперты сходятся во мнении, что в XXI веке система навигации должна быть интерактивной. Уже сейчас на некоторых зда-ниях в центре города можно увидеть QR-коды, которые в сочетании с мобильными устройствами, возможно, в недалеком будущем должны стать надежными гидами для многих москвичей и гостей столицы.

QR-код представляет собой черно-белый четырехугольник на квадратной площадке и позволяет с помощью мобильных уст-ройств получать текстовую и графическую информацию. Просканировав QR-код, мобильное устройство открывает страницу с ин-формацией об объекте.

В ближайшее время власти Москвы планируют разместить их уже на 200 зданиях, являющихся объектами культурного насле-дия. Кроме того, QR-кодами оснастят столичные остановки наземного пассажирского транспорта. Через них с помощью смарт-фона горожане смогут попасть на портал, информирующий о движении автобусов, трамваев и троллейбусов. Чтобы покрыть рас-ходы, связанные с информатизацией городской среды, предполагается привлекать к установке QR-кодов бизнес, который полу-чит возможность тут же размещать рекламу своих товаров и услуг.

QR-коды придумали в Японии в 1950-х: чтобы заменить штрихкод, информационного объема которого японцам стало недоста-точно. В Москве они впервые были использованы Дарвиновским музеем.

Кроме того, в перспективе планируется разработать мобильное приложение, которое позволит москвичам и гостям столицы пользоваться аудиогидами. Мобильное приложение будет находить ближайшие к человеку объекты, по которым имеется аудио-информация.

Однако электронные системы тоже не могут явиться панацеей от всех городских проблем, так как воспользоваться ими смогут далеко не все, да и удобно это далеко не при всех обстоятельствах. Согласитесь, что несколько странно искать общественный туалет или закусочную по QR-коду. По мнению председателя правления Московского объединения ландшафтных архитекторов Ильи Мочалова, в по-настоящему «умной Москве» навигация должна работать и на уровне интуиции, как в деревне. То есть в каж-дом районе должны быть запоминающиеся ориентиры, достопримечательности.

По словам президента Союза архитекторов России Андрея Бокова, Москве не хватает разнообразия городской среды, многие районы срединной и периферийной зон не имеют своей узнаваемой идентичности, а ведь табличка даже самого замечательного дизайна должна лишь указывать на эту идентичность.

Ирина Руденко, заместитель председателя Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Москвы, пояснила, что им хоте-лось бы увидеть несколько больше функций в системе навигации: «Должны быть наименования латиницей. И туристы хотят знать, куда идти к метро, где общественные туалеты и где ближайшие туристические карты?»

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта