Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Езда по кругу

Повелители черно-белых палочек выступили с очередными инициативами

Даниил АДАМОВ

Не замечали, насколько нынче стало модным и как будто бы необходимым получение водительских прав? Исполняется человеку 18 лет - бегом в автошколу. Даже если машины нет и не предвидится. Неудивительно, что при таком спросе эту сферу постоянно сотрясают всяческие реформы и капитальные "реконструкции". В понедельник объявили об очередных изменениях, которые коснутся будущих и нынешних "шумахеров".

Изменения инициировала ГИБДД. Первым инспекция скорректировала правила сдачи экзаменов, вторым - изменила процедуру регистрации автомобилей. Что касается экзаменов, то теперь "церемонию" их сдачи сократили с пяти до трех с половиной часов, но при этом каждую ошибку гаишники предлагают оценивать в пять дополнительных вопросов. А количество элементов, которыми должен владеть экзаменуемый (все эти параллельные парковки, повороты и торможения на спуске), сократят с пяти до четырех. Кроме того, теперь у автошкол отберут право экзаменовать водителей - эту непосильную ношу возьмет на себя ГИБДД. По словам начальника управления надзорной деятельностью ГУОБДД МВД России Александра Борисова, "новый административный регламент позволит упорядочить процедуру сдачи экзаменов на водительские права и сократить общее время ее выполнения".

Однако эксперты, чье мнение по поводу новаций решила выяснить "МП", восприняли новации не столь оптимистично. Известный автомобильный гуру Сергей Асланян, например, напомнил, что за три месяца до этого была дискуссия о том, чтобы, наоборот, оставить автошколам право экзаменовать учащихся. А три года назад обязали все автошколы построить себе дорогостоящие автодромы.

- Но выяснилось, что ничего из этого не работает, и только взятка за права увеличилась. Потом хотели лишать лицензий те автошколы, ученики которых чаще всего попадали в ДТП. Опять не прошло. А теперь вот сдачу экзаменов на ГИБДД навесили. Но это не их функция, не должна полиция заниматься подготовкой и приемом экзаменов. Она вообще ничем не должна заниматься, кроме регулирования уличного движения, но именно это она почему-то делать не хочет. Зато с утра до ночи играет в новые законодательные акты - ходит по кругу и каждые три месяца изобретает якобы новую инициативу.

С критикой новых "порядков" выступил и президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. Он тоже считает, что повелителя полосатых палочек необходимо отстранять и от регистрации автомобилей, и от приема экзаменов. Одна должна быть у него обязанность - регулирование и обеспечение бесперебойного движения на дорогах.

- Ни автошкола, ни ГАИ сегодня не гарантируют по большому счету, что на дорогу выезжает полностью подготовленный водитель. Раньше автошколы предоставляли машины на экзамен. Теперь автомобилей будет меньше (не думаю, что ГИБДД сможет выделить нужное их количество), соответственно появятся очереди. А раз будут очереди, значит, будут попытки их обойти, то есть взятки. Поспособствуют им и ужесточение процедуры сдачи экзамена, и отсутствие наблюдателей от автошколы. Так что коррупция будет расти, а никчемных водителей на дорогах станет только больше.

Впрочем, гендиректор Центральной автошколы Сергей Лобарев положительно оценил тот факт, что ГИБДД привлекла Гильдию автошкол для обсуждения законопроекта:

- Однако пределов совершенству нет, и новый проект требует пояснений и дополнений. Экзамен должно принимать государство, но мы считаем, что участие наших мастеров вождения необходимо, ведь на доучивание "неудачник" вернется к нам же, а по бумажному листу не определишь, с чем именно были проблемы, в листе ведь просто напишут: "Не сдал".

Так или иначе, но рано или поздно экзамен сдает практически каждый. После чего перед ним встает вопрос о приобретении автомобиля. Часто - уже подержанного. Новые правила регистрации вроде бы должны облегчить жизнь потенциальным покупателям и продавцам. На первый взгляд.

Одной из самых заметных новаций тут является то, что при покупке-продаже и наследовании машины теперь можно будет сохранить ее номерной знак. Если, конечно, ни старый, ни новый владельцы не возражают и если машина остается в том же субъекте РФ. "Новая редакция направлена прежде всего на оптимизацию процесса: уменьшение документооборота, сокращение количества административных процедур, что в свою очередь должно привести к существенной экономии временных затрат граждан", - радуется за нас все тот же Александр Борисов.

Но, похоже, радоваться рановато.

- Вот иногда хочется узнать, как сделать максимально плохо. Надо в этом случае посмотреть на полицию, - комментирует гаишные восторги Сергей Асланян. - Регистрация и выдача номеров - такое уникальное и не имеющее аналогов в природе явление, что с ним давно пора что-то делать. Номер на машину должен выдаваться на весь срок службы автомобиля. И точка. А вся эта нынешняя затея с реформированием половинчатая, она всерьез не имеет никакого отношения к декларируемой цели упрощения процедуры регистрации. В том, что сейчас предложили, видны полумеры - до конца, видимо, не могут додуматься, что нужно делать. Или, скажем, там в новых правилах предусматривается возможность выдачи номеров с кодами регионов, которые уже вышли из пользования, то есть 77, 99 и так далее. Но, я считаю, это тоже лишнее, потому что автомобиль не должен иметь региональной привязки внутри страны. С тех пор как изобрели компьютер, даже полиция научилась им пользоваться, и для того, чтобы идентифицировать автомобиль, никаких подсказок, в том числе по региону, не нужно. Тем более что люди у нас уже давно по доверенностям катаются где угодно.

Довольно уныло оценил нововведения и Виктор Травин:

- Упрощение процедуры регистрации - конечно же, благо для водителя. Только вот делать это надо было лет 20 назад. Во многих странах Европы и в США машину можно зарегистрировать, не выходя из дома, через интернет. А потом по почте получить посылку с регистрационными знаками. Там этим занимаются гражданские организации. Это у нас полиция берется за все, даже за не свойственную ей работу. И еще: количество документов, необходимых для регистрации, практически осталось прежним. Ни в одной другой стране столько бумаг не требуют. Так о каком существенном сокращении документооборота речь?

Однако не все эксперты настроены столь скептически - депутат Госдумы от "Единой России" Вячеслав Лысаков заявил корреспонденту "МП", что нововведения оценивать можно только положительно:

- Очень просто сказать, что надо было делать это раньше. Но тогда надо было создавать, например, регистрационные базы. А это требует усилий. И вообще. Удобные изменения? Удобные. Выгодные водителям? Да. У ГИБДД больше работы будет, но они берут это на себя. Значит, административная реформа, в рамках которой происходят изменения, работает.

Оптимистично, конечно, вот только не надо забывать, что бюрократические препятствия всегда были огромной "мозолью" нашей страны еще с советских (да что там - с царских) времен. И от этого мы, увы, все равно далеко не уходим, потому что изменения, убирая одни препятствия, порождают другие. Так и ездим по замкнутому кругу - годами и десятилетиями наматывая один нудный виток за другим.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта