Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Цель - принести пользу людям

Сегодня исполняется 85 лет со дня рождения выдающегося российского офтальмолога Святослава Николаевича Федорова

Его называли "Человек-результат". Доктора медицинских наук, профессора, академика Российской академии наук и Российской академии медицинских наук, гениального офтальмолога, впервые в мире сделавшего уникальную операцию по вживлению в глаз человека искусственного хрусталика, основателя Института микрохирургии глаза Святослава Николаевича Федорова сегодня помнят миллионы тех, кому он вернул зрение, надежду, силы жить, и те, у кого не было нужды обращаться к нему за помощью.

Святослава Николаевича Федорова знали и уважали все: коллеги, ученики, яростные противники и оппоненты. Он разработал и внедрил целый ряд уникальных операций. Имплантация интраокулярных линз (ИОЛ), проще говоря - искусственного хрусталика, первое, с чего начался офтальмолог Федоров. Дальше - метод радиальной кератомии, то есть разрезы, наносимые на склеру глаза (лечение близорукости). Миллионы людей во всем мире избавились, благодаря разработанному Федоровым методу, от очков. Именно академик Федоров создал первую в России лазерную установку "Профиль 500" для лечения отслоения сетчатки, травм глаза, коррекции близорукости. Благодаря новаторским предложениям ученого, удалось на 30 - 40 процентов снизить число случаев слепоты от глаукомы. В должности директора Института Федоров ввел ряд новшеств, таких, как медицинский хирургический конвейер (операцию проводят несколько хирургов, причем каждый делает строго определенную ее часть, а главный этап операции выполняется самым опытным хирургом), передвижные операционные на базе автобусов и многое, многое другое.

А когда заведующий кафедрой офтальмологии Третьего медицинского института С. Н. Федоров читал лекции, то в аудитории буквально яблоку негде было упасть: говорил нетривиально, захватывающе интересно обо всем - науке, политике, жизни - притягивая внимание огромного количества людей своей особой, словно неземной магией...

"...У меня нет никаких суперталантов, кроме трудоспособности, энергии, желания во что бы то ни стало добиться своей цели - принести пользу людям. Я мечтаю совсем о малом - чтобы любое дело делалось профессионально", - писал С. Н. Федоров в своей автобиографии.

И сегодня, в день рождения Святослава Федорова, фонд, носящий имя выдающегося офтальмолога, вновь проводит Международную благотворительную акцию "Прекрасные глаза - каждому". Эта традиция - проводить 8 августа бесплатные консультации и операции нуждающимся взрослым и детям - направлена не только на профилактику офтальмологических заболеваний, но является данью памяти Доктора, Человека, вся жизнь которого была отдана людям. За 12 лет начиная с 2000 года в память о Святославе Федорове на благотворительной основе врачами России и других стран в рамках акции проведено 55207 консультаций и 3681 операция по всему миру. По словам президента фонда Ирэн Ефимовны, с каждым годом к участию в акции "Прекрасные глаза - каждому" присоединяются все больше и больше частных клиник России, стран дальнего и ближнего зарубежья.

...Хирург-офтальмолог с мировым именем, прекрасный организатор здравоохранения, видный общественный деятель, он был настолько яркой личностью своей эпохи, что не поддаться магии его сильной, неукротимой натуры, кажется, было невозможно. Дело его жизни по-прежнему приносит пользу и помощь людям. А множество его публикаций, посвященных судьбе России, нашему обществу, и по сей день не утратили своей актуальности.

В день рождения С. Н. Федорова предлагаем вниманию наших читателей его статью, опубликованную 4 октября 1995 года в газете "Кузбасс".

Человек и экономика

"Всю жизнь идти к цели можно, только если она постоянно отодвигается".

Станислав Ежи Лец.

...Неужели никому не ясно, что только интенсивный труд миллионов может сделать общество богатым и свободным. Почему не создаются отношения между людьми в процессе труда, когда интенсификация и более высокое качество труда немедленно будут улучшать качество жизни работающих. По-видимому, кому-то это невыгодно.

Это действительно невыгодно владельцам средств производства, так как грозит им потерей владеть результатами труда миллионов трудящихся, которые работают, создают товары, но не владеют ими. По сути эти работающие - экономические рабы, или, более мягко, экономические крепостные. Их труд оценивается не количеством товаров, которые они произвели, а временем, которое они провели на своем рабочем месте. Ведь между оплатой труда и его качеством в обществе "управляющий - наемник" практически не существует связи...

Достигнуть результата для экономики в целом можно лишь в том случае, если наемников будет минимальное количество, а организаторов производства (менеджеров) и хозяев средств производства максимальное количество.

Решить эту задачу можно двумя путями: постепенное создание малого и среднего бизнеса, на что требуются многие десятилетия, или приобщение к результатам труда, доходу и прибыли миллионов производителей. Для этого каждое рабочее место практически должно стать малым предприятием, а их сумма - закрытым акционерным обществом производителей. Такой способ приватизации является народным, так как соединит население страны с орудиями производства, а значит, и с доходами и прибылью и сделает наемников хозяевами результатов своего труда.

Готовы ли все трудовые коллективы к переходу на принципы свободного труда, а значит, и к коллективному демократическому управлению предприятиями? Конечно, нет. Многовековая привычка к труду наемника, получающего оплату за тупое выполнение своей функции, устраивает многих. Но не всех. Активная часть народа мечтает освободиться от наемного труда, мечтает об экономической свободе. Эта часть активных граждан и должна получить возможность за счет интенсивного труда, высокого качества этого труда резко улучшить свое положение в обществе. Коллективно-частная собственность в ряде технологий (приборостроение, станкостроение, электроника и пр.) может в разы увеличивать производительность труда и его качество, так как практически ежедневно люди могут видеть результат своего труда, который гласно, на большом табло, информирует всех о вчерашнем результате их труда и соответственно о заработке каждого. Ведь каждый знает свой процент от общего результата.

В этой экономической системе у подавляющего количества производителей возникает мотивация к труду, принуждение становится ненужным, исчезает противостояние между организаторами производства и исполнителями тех или иных функций. Казалось бы, все так хорошо. За счет роста производительности труда растет благосостояние населения, люди начинают проявлять инициативу и совершенствовать технологию производства, на предприятиях между людьми возникают партнерские доброжелательные отношения, развитие производства и распределение прибыли решается совместно и демократическим путем.

Почему же, спрашивается, широко не используется коллективно-частная собственность? Чем объяснить, что в нашей стране при переводе госсобственности в другие виды собственности все сделано для того, чтобы наиболее рентабельный и справедливый вид собственности не появился вовсе?

Объяснить это можно лишь одним: коллективно-частная собственность не может служить инструментом эксплуатации работающих на ней людей. Они все сохозяева, и на их труде разбогатеть никто не может. Ни государственная система, ни управитель, нанятый государством или владельцем средств производства, ни группа акционеров. Эксплуатация людей в системе коллективно-частной собственности невозможна. А сегодня все материальное расслоение общества основано на возможности эксплуатации человека человеком. Материальной основой эксплуатации является владение небольшим кругом лиц средств производства и миллионы наемников, работающих на не принадлежащих им орудиях производства и получающих своеобразную "пайку", которую почему-то называют заработной платой.

Машинная технология производства уничтожила свободного производителя-кустаря и создала своеобразный строй экономического рабовладения, в котором владелец средств производства через экономическое принуждение людей добился тех же целей, которые получал рабовладелец, используя административное насилие и принуждение.

Проведенная в нашей стране приватизация сделала хозяевами прибыли очень ограниченный круг людей. Их количество не превышает полутора-двух процентов. В США средствами производства, а значит, и прибыли владеют 27 процентов населения. Отсюда и такая разница в валовом национальном продукте: 6,5 триллиона долларов в США и 400 млрд. долларов в нашей стране. Могут ли победить 1,5 млн. хозяев России 80 млн. хозяев США? Однозначно - нет...

Коллективно-частная собственность является наиболее рентабельной в эпоху высоких технологий и резкого увеличения конкуренции в сфере производства товаров. Кроме того, данный вид собственности создает более совершенные и гуманные производственные отношения между людьми в процессе труда, а следовательно, меняет и политическую структуру государства, приближая власть к непосредственным производителям.

Разговоры многочисленных политиков о демократии, которая базируется лишь на свободных выборах, ни в коей мере не соответствуют действительности. Народ получит власть лишь тогда, когда большинство народа будет владеть результатами своего труда, орудиями производства, землей и подземными ресурсами. Лишь тогда можно будет сказать, что "демос" (народ) получил "кратию" (власть).

Ни в одной стране мира до настоящего времени нет демократии, есть элитократия. Элитократия может выступать в различных политических формах. Это и парламентские республики, и президентские республики, и тоталитарные системы, которые для обмана народа исповедуют социальные или националистические идеи. Любое элитократическое общество состоит из эксплуатирующего меньшинства и эксплуатируемого большинства. Механизмом, позволяющим эксплуатировать наемников, служит зарплата, которая не отражает истинную долю труда человека, и владение элитой средствами производства. Ради своих интересов национальные элиты устраивают войны, в которых гибнут миллионы ни в чем не повинных людей. Обладая политической и экономической властью, национальные элиты покупают средства массовой информации, работников искусства, систему образования, что приводит к оболваниванию своих настоящих и будущих наемников.

Вырваться из паутины элитарной системы трудно. Она сегодня всемирна. Более хитрые, жестокие, коварные и организованные люди управляют и грабят менее хитрых, жестоких и организованных. Это большинство в узком кругу элиты называют быдлом, алкоголиками, массами, глупцами. И, по-видимому, с последним определением можно согласиться. Производят все, обладая профессиональными навыками, создавая новые технологии и товары, обустраивая страну, наемники, а вернее, экономические рабы, изредка объявляют голодовку, когда хозяева собственности им не платят за уже выполненную работу. Все законы в элитарных государствах служат одной цели: заставить за минимальную плату максимально качественно и интенсивно работать. Попытка вырваться из этой системы, перестать подчиняться ее законам, приводит к созданию криминальных структур и к созданию теневой экономики. Теневые боссы создают параллельное элитарное общество, в котором уровень эксплуатации не менее жесток, чем в официальной системе.

Создается ситуация, аналогичная той, которая наблюдается в тюрьме. Имеется власть охранников, и параллельно ей существует власть "паханов". Между этими двумя элитами идет борьба за обладание душами и телами экономических рабов. Они должны кормить эти две элиты и создавать им даже в тюрьме комфортную жизнь. А может быть, так и предписано биологическими законами, что стая подчиняется более сильному, агрессивному и эгоистичному животному (вожаку), а вся цивилизация лишь служит ширмой для реализации этого основного закона.

Изобретено несколько видов демократий в форме разных политико-экономических систем, однако в основе каждой из этих систем торчит "волчья морда" эгоизма властных структур. Вся разница в этих системах лишь заключается в способах попадания человека из "стада" в "элиту". В одних системах - это вера в идеологию элиты, в других - грабеж наемников и попадание в промышленно-финансовую олигархию, в третьих - умение приспособиться к власть имущим...

Есть ли выход из этого тупика? Выход лишь один! Народ должен перестать быть стадом. Сегодняшний наемник должен добиться права владеть результатами своего труда независимо от того, на чьих орудиях производства, в каких целях, в каких зданиях он производит товары или услуги. Человеком в полном смысле этого слова его может сделать лишь экономическая независимость от власти.

Существует ли метод мирного перехода наемников в хозяев результата своего труда? Неважно, будут ли они работать на своих индивидуальных орудиях производства или на коллективно-частных средствах производства. Существуют два пути: выборы в органы представительной и исполнительной власти сторонников наделения производителей собственностью на средства производства или мощное забастовочное движение с требованием передачи собственности на рабочие места трудовым коллективам. Первый путь предпочтительней, но требует мощной разъяснительной работы, понимания большинством наемников, что их экономическая свобода - единственный способ получить достойную, обеспеченную и гарантированную от преступности жизнь.

Думаю, что можно было бы всем живущим в нашей стране ответить на вопрос: почему мы так плохо живем? Потому что плохо работаем. А почему мы плохо работаем? Потому что хорошо работать невыгодно! А почему работать хорошо невыгодно? Потому что это не увеличивает зарплату работающего. А почему хороший труд не увеличивает зарплату? Потому что результаты хорошего труда также присваиваются хозяевами средств производства. А почему результаты труда присваиваются кем-то? А потому, что наемники не являются собственниками результатов своего труда! А почему наемники не являются собственниками своего труда? А потому, что их за многие столетия оболванили и внушили им мысль, что они могут владеть лишь "пайкой", которую им дают те, кто отобрал у них собственность на средства производства. И мы пришли к тому, с чего начали этот разговор. Сознание человека, его индивидуальность, чувство достоинства, логика мышления являются первичными при построении эффективной экономики, справедливой и гуманной политики, мира на земле.

Святослав ФЕДОРОВ.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта