Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Телеэхо

Вот Бог, вот Бах, вот Баршай

Татьяна СЕРГЕЕВА

Огромное впечатление произвел документальный фильм "Рудольф Баршай. Нота" (премьера работы режиссера Олега Дормана состоялась на канале "Культура" 27 апреля).

Радостно и грустно на душе. Грустно оттого, что имели в свое время возможность слушать этого музыканта, альтиста и дирижера созданного им Московского камерного оркестра, да как-то не пришлось. А ведь в молодости бывали на концертах и пианистки Марии Юдиной, и дирижера Кирилла Кондрашина... Горько и обидно оттого, что на общем фоне пошлости и низкой прозы, заполонившей российское телепространство, подобные умные, поднимающие зрителя ленты редкостны, если не сказать раритетны.

Радость же оттого, что портрет уникальной личности удался на славу. Хотя свое мастерство режиссер (он же оператор) ничем не выказывает: ни необычными ракурсами, ни острыми поворотами сюжета. Картина безыскусна, нерв ее - предельно бережное отношение кинодокументалиста к своему герою, вскоре ушедшему из жизни. Дом в швейцарской альпийской деревушке, красоты природы - только фон для старого, мудрого и красивого человека, повествующего о прожитом. Его осанка, облик благородны. Живая, светлая память на людей, события, обстоятельства, на исполняемые произведения. Высказываемые им чувство и мысль столь свежи, будто рождаются здесь и сейчас, на наших глазах, хотя многое, о чем говорится, наверняка плод многолетних раздумий. Он рассказывает о чрезвычайно тонких материях: музыка, Бах, Бетховен, Малер, Дмитрий Шостакович, Давид Ойстрах, Святослав Рихтер. Толкует о недоступных профанам, да просто непопулярных понятиях и находит при этом столь точные, весомые слова, что мы уже заслушались, привлечены к процессу мышления. Бетховена называет "глухарь", и в том ни тени фамильярности, признак породненности через общее дело.

Какой-то блистательный мастер-класс для творческих людей любой специальности. И ни намека на менторство, учительство. Ничего похожего на сведение счетов с прошлым, никаких отсылок к политике, осуждающего кивка в прошлое, хотя в 1977 году музыкант покинул Советский Союз. Только радость и любовь к жизни, людям, искусству.

На Западе маэстро Баршай был востребован, его сопровождали благополучие и слава. Говорят, мог отказаться от огромного гонорара, если его что-то не устраивало при организации концерта. Но однажды дирижер не взял ни копейки за то, чтобы разучить с русскими музыкантами и исполнить в России одно сочинение.

Речь о "Реквиеме" Александра Локшина (1920 - 1987) для смешанного хора и большого симфонического оркестра на полный латинский текст "Dies irae". В фильме Баршай, признанный интерпретатор произведений современников-новаторов, говорит, что многому научился у Локшина. Уехав за границу, дирижер стал пропагандировать "Реквием" своего учителя, который не мог быть исполнен в СССР с латинским текстом, как задумывался автором. Выдающийся музыкант откликнулся на предложение председателя историко-литературного общества "Возвращение" Семена Виленского исполнить "Реквием" в завершение IV международной конференции "Сопротивление в ГУЛАГе". Сохранились съемки репетиций, поразительный материал!

29 мая 2002 года в Большом зале Московской консерватории впервые в России прозвучало это сочинение в исполнении Государственного академического Большого симфонического оркестра имени Чайковского (художественный руководитель Владимир Федосеев) и хора Академии хорового искусства (художественный руководитель Виктор Попов). За дирижерский пульт встал специально приехавший в Москву из Лондона маэстро. Концерт посвящался памяти жертв ГУЛАГа и нацистских концлагерей. Слушатели, прошедшие лагеря и ссылки, были потрясены мощью замысла и великолепным исполнением произведения.

Читайте в номере

Книга жалоб: зачем убивают деревья?!

На Малахитовой улице в столичном районе Ростокино беспощадно спиливают деревья! Местные жители обратились в "Книгу жалоб" с просьбой помочь спасти от уничтожения природное богатство одного из самых живописных уголков Москвы, больше известного как "городок Моссовета".

Панически обеспокоенные жители Ростокина сообщают, что вот уже несколько месяцев вдоль всей Малахитовой улицы десятками спиливаются деревья высотой от 10 до 30 метров, якобы подпадающие под одобренный Москомархитектурой проект правительства Москвы "Реконструкция Ростокинской улицы", охватывающий также улицы Малахитовую и Бажова, поскольку они прилегают непосредственно к гигантскому новострою "Триколор", общей площадью 300000 квадратных метров, который после заселения заполонит зеленый район десятками тысяч машин. Соответственно, смысл реконструкции в расширении проезжей части. Однако никто не считает нужным объяснить, с какой целью вырубаются даже те деревья, которые никоим образом не мешают этому расширению?!

28 ноября - премьера спектакля Юрия Грымова "Затерянный мир"

Известный кино- и театральный режиссер, сценарист, продюсер Юрий Грымов на этот раз перенесет нас в реальную фантастическую историю профессора Челленджера и мира динозавров. Главный герой спектакля - эксцентричный ученый-палеонтолог - находит в джунглях Южной Америки доказательства существования выживших динозавров и отправляется на их поиски вместе со своей командой.

Действие спектакля происходит в двух разных мирах: в антракте театральное пространство трансформируется и зрители переносятся из цивилизованной и чопорной атмосферы Лондона в джунгли Затерянного мира, заселенного древними ящерами.

Для этого нового театрального проекта были созданы абсолютно реалистичные динозавры: тираннозавр, стегозавр, игуанодон, диплодок и трицератопс. Процесс производства искусственных рептилий занял более трех лет. Новая постановка интересна тем, что это первый высокотехнологический развлекательный проект, который полностью осуществлен российскими разработчиками. Думается, что яркое шоу с прекрасной музыкой будет интересно всей семье - и детям, и взрослым.

Праздник музыки, взаимопонимания и толерантности

В мае 2015 года музыканты и артисты из 40 стран соберутся в столице Австрии на 60-й конкурс "Евровидения". Ожидаются 1500 журналистов и тысячи гостей со всего мира. Мэр Вены доктор Михаэль Хойпль и генеральный директор телеканала ORF Александр Врабец подписали по этому поводу 28 октября "Меморандум о взаимопонимании", который стал основой для сотрудничества телекомпании и администрации города при проведении "Евровидения". Городской дворец ("Stadthalle") станет местом, где 23 мая пройдет финал конкурса. "Мы горды тем, что Вена и Городской дворец спустя 48 лет примут 60-й конкурс "Евровидения". Едва ли другой город подходит лучше для того, чтобы продемонстрировать всему миру европейскую идею и взаимопонимание народов в этом красочном празднике толерантности", - подчеркнула вице-бургомистр Ренате Браунер.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта