Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Телеэхо

Вот Бог, вот Бах, вот Баршай

Татьяна СЕРГЕЕВА

Огромное впечатление произвел документальный фильм "Рудольф Баршай. Нота" (премьера работы режиссера Олега Дормана состоялась на канале "Культура" 27 апреля).

Радостно и грустно на душе. Грустно оттого, что имели в свое время возможность слушать этого музыканта, альтиста и дирижера созданного им Московского камерного оркестра, да как-то не пришлось. А ведь в молодости бывали на концертах и пианистки Марии Юдиной, и дирижера Кирилла Кондрашина... Горько и обидно оттого, что на общем фоне пошлости и низкой прозы, заполонившей российское телепространство, подобные умные, поднимающие зрителя ленты редкостны, если не сказать раритетны.

Радость же оттого, что портрет уникальной личности удался на славу. Хотя свое мастерство режиссер (он же оператор) ничем не выказывает: ни необычными ракурсами, ни острыми поворотами сюжета. Картина безыскусна, нерв ее - предельно бережное отношение кинодокументалиста к своему герою, вскоре ушедшему из жизни. Дом в швейцарской альпийской деревушке, красоты природы - только фон для старого, мудрого и красивого человека, повествующего о прожитом. Его осанка, облик благородны. Живая, светлая память на людей, события, обстоятельства, на исполняемые произведения. Высказываемые им чувство и мысль столь свежи, будто рождаются здесь и сейчас, на наших глазах, хотя многое, о чем говорится, наверняка плод многолетних раздумий. Он рассказывает о чрезвычайно тонких материях: музыка, Бах, Бетховен, Малер, Дмитрий Шостакович, Давид Ойстрах, Святослав Рихтер. Толкует о недоступных профанам, да просто непопулярных понятиях и находит при этом столь точные, весомые слова, что мы уже заслушались, привлечены к процессу мышления. Бетховена называет "глухарь", и в том ни тени фамильярности, признак породненности через общее дело.

Какой-то блистательный мастер-класс для творческих людей любой специальности. И ни намека на менторство, учительство. Ничего похожего на сведение счетов с прошлым, никаких отсылок к политике, осуждающего кивка в прошлое, хотя в 1977 году музыкант покинул Советский Союз. Только радость и любовь к жизни, людям, искусству.

На Западе маэстро Баршай был востребован, его сопровождали благополучие и слава. Говорят, мог отказаться от огромного гонорара, если его что-то не устраивало при организации концерта. Но однажды дирижер не взял ни копейки за то, чтобы разучить с русскими музыкантами и исполнить в России одно сочинение.

Речь о "Реквиеме" Александра Локшина (1920 - 1987) для смешанного хора и большого симфонического оркестра на полный латинский текст "Dies irae". В фильме Баршай, признанный интерпретатор произведений современников-новаторов, говорит, что многому научился у Локшина. Уехав за границу, дирижер стал пропагандировать "Реквием" своего учителя, который не мог быть исполнен в СССР с латинским текстом, как задумывался автором. Выдающийся музыкант откликнулся на предложение председателя историко-литературного общества "Возвращение" Семена Виленского исполнить "Реквием" в завершение IV международной конференции "Сопротивление в ГУЛАГе". Сохранились съемки репетиций, поразительный материал!

29 мая 2002 года в Большом зале Московской консерватории впервые в России прозвучало это сочинение в исполнении Государственного академического Большого симфонического оркестра имени Чайковского (художественный руководитель Владимир Федосеев) и хора Академии хорового искусства (художественный руководитель Виктор Попов). За дирижерский пульт встал специально приехавший в Москву из Лондона маэстро. Концерт посвящался памяти жертв ГУЛАГа и нацистских концлагерей. Слушатели, прошедшие лагеря и ссылки, были потрясены мощью замысла и великолепным исполнением произведения.

Читайте в номере

Законопроект, написанный впопыхах

Лев МОСКОВКИН

"Круглый стол" комитета СФ по науке, образованию и культуре "Вопросы реализации Федерального закона "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" провел в четверг зампред комитета Виктор Косоуров.

Спустя год настало время подвести печальные итоги действия закона под номером 253-ФЗ о реформе Академии наук. Сенатору Косоурову непонятно, как обновленная Академия без институтов будет проводить фундаментальные и прикладные исследования? Настало время приступить к разработке комплексного документа о научно-технической политике.

Президент РАН Владимир Фортов провел год напряженно. Эта реформа - самая масштабная в истории академии. Второй этап реформы не определен. Можем потерять региональные отделения. Денег больше не будет.

Косоуров и Фортов предупредили, что реформа ради реформы не нужна.

Заместитель министра образования и науки Людмила Огородова и руководитель ФАНО Михаил Котюков обрисовали ситуацию. Выслушав их доклады, Косоуров встревожился и принялся говорить о сохранении наработок.

Замдиректора Института системного анализа РАН Александр Швецов полагает, что система грантового финансирования неэффективна. "Побойтесь бога", - сказал Швецов в ответ на вопрос корреспондента "МП", обращались ли в его институт при планировании реформы. В России внедрили систему США, которая и там работает неэффективно. Теперь себя хвалят за то, что финансирование не нарушено, а что, его раньше не было? Внедрились в середину процесса.

Академик Сергей Колесников не выступал, а заранее представил предложения, которые Косоуров включил в итоговый документ. Колесников сказал корреспонденту "МП", что перспективы реформы самые неясные. Законопроект написан впопыхах. Подзаконных актов нет.

Котюков отчитался о ходе работ по инвентаризации имущества академии. Тот же процесс с той же приватизационной целью идет в Почте России.

Резко выступил сенатор Арнольд Тулохонов: сегодня мы ходим вокруг и около. Встали перед фактом, что отвечать за науку некому. ФАНО отвечает за имущество, академия институтов не имеет. Лукавство Огородовой в том, что цель - сокращение финансирования с 0,5% ВВП до 0,34%.

"Акапелла Экспресс" - это локомотив, который стремится только вверх

5 ноября большой юбилейный концерт дает один из уникальных российских коллективов - вокальная группа "Акапелла Экспресс". Шесть исполнителей, шесть потрясающих голосов! Когда участники "Акапелла Экспресс" выходят на сцену, создается впечатление, будто целый оркестр начал феерическое шоу. Без поддержки каких-либо инструментов им удается создать невероятно объемное звучание! Накануне концерта наш корреспондент побеседовала с директором группы Максом Кулишом.

- Вас называют лучшей акапелла-группой страны. Что вы об этом думаете? В чем ваша уникальность?

- Да, действительно, это правда! И это мнение наших многочисленных фанатов в Москве и других городах России! После каждого концерта мы выходим в фойе зала и еще сорок минут раздаем автографы, общаемся со зрителями, фотографируемся с ними. Основная причина того, что мы лучшие в своем жанре, - это суперпрофессиональные солисты с блестящим эстрадно-джазовым вокалом. А также - постоянные репетиции, по нескольку часов в день. Находясь на сцене, мы отдаем свою энергию зрителям и получаем взаимную отдачу. Именно это и есть гарантия абсолютного качества нашего шоу!

В последнее время количество наших выступлений резко выросло. Мы также начали более активно сотрудничать с Администрацией президента и участвовать в различных мероприятиях федерального значения. Посетили Крым и Сочи несколько раз. Активно выступаем в сборных концертах на федеральных телеканалах.

- Вы очень разноплановы - работаете со звездами эстрады, в мюзиклах, в кино. Расскажите подробнее.

- С самого начала работы группы мы стали сотрудничать со звездами нашей эстрады. Было множество интересных совместных проектов и съемок. Вместе с Лаймой Вайкуле мы участвовали в шоу "Две Звезды" на Первом канале, создавали необычные концертные номера для "ДОстояния РЕспублики" и "Песни года", "Субботнего вечера" на России-1.

У нас есть концертные программы с самыми известными оркестрами и биг-бэндами страны. Мы сотрудничаем с оркестрами Г. Гараняна, С. Жилина, А. Клевицкого и многими другими. Также мы участвуем в замечательном проекте - рок-опере "Парфюмер" по сюжету Патрика Зюскинда. С ним мы объездили уже много городов.

Группа активно сотрудничает с киностудией "Мосфильм". Голоса "Акапелла Экспресс" можно услышать в озвучке самых популярных голливудских мультфильмов, которые приходят в Россию. Это любимые всеми "Рио", "Делай Ноги", "Правдивая история Красной Шапки" и даже "Гарри Поттер"!

Не забываем и про радио. В фирменных джинглах "Русского Радио", "Маяк", "Серебряный Дождь" и во многих других звучат наши голоса.

А еще мы очень любим фестивали! Мы выступали на "Русской Масленице" в Лондоне и на "Славянском Базаре" в Белоруссии, а также на самых известных музыкальных фестивалях России и Европы.

Существуют и интересные партнерские проекты. В этом году мы стали лицами компании "РЖД". Было выпущено 92 миллиона конвертов для билетов с нашим изображением. И теперь, покупая билеты на поезд, вы можете унести с собой частичку группы "Акапелла Экспресс".

Триумф "Маскарада"

Верный своим вековым традициям, Малый театр представил публике спектакль "Маскарад", посвященный 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова. И, верный тем же традициям, подарил народному артисту России Борису Клюеву возможность в свое семидесятилетие выйти на сцену в бенефисной роли Евгения Арбенина. С этих двух значительных событий и начинается история смелого, дерзкого и во многом провокационного замысла режиссера Андрея Житинкина.

О традициях в театральном мире сегодня принято говорить как о чем-то непопулярном. Однако есть театры, которые пытаются их сохранить, и это им удается. Малый среди них - главный. Его опыт в этом смысле уникален, потому что, сохраняя прошлое, Малый делает шаги в будущее. Спектакль "Маскарад" - твердое тому подтверждение. И не только потому, что каждый из его создателей - режиссер Андрей Житинкин, художник Сергей Бархин, модельер Вячеслав Зайцев и группа великолепных актеров Малого - имеет свою ярко выраженную творческую индивидуальность, но и по причине мастерского владения своей профессией. Эти люди способны вдохнуть жизнь в любую классическую форму и сделать ее невероятно современной, актуальной и даже злободневной...

"Маскарад" в Малом - это спектакль по-настоящему большого стиля. Изысканный, величественный, завораживающий с самой первой минуты, когда под звуки знаменитого вальса Арама Хачатуряна облаченный в черное Неизвестный с лихой удалью и дьявольским азартом раскручивает огромный игорный стол-рулетку. Белоснежные ряды стройных колонн мраморного Пантеона устремлены ввысь. И кажется, что в этом мире роскоши все на века, все незыблемо. Но над колоннами нет тяжеловесного свода, только легкий деревянный каркас, скелет, за которым лишь пустота, лишь небо... Это здесь, на земле, кипят страсти, закручиваются интриги и идет большая игра. Здесь за игорными столами или на увеселительных праздниках, в будуарах или в тиши домашних кабинетов разбиваются жизни и ломаются судьбы. Князь Звездич, Шприх, Казарин, баронесса Штраль, Неизвестный - все игроки, которые ставят на заветную карту и пытаются выиграть. Кому-то нужны деньги, кому-то любовь, кто-то ищет отмщения, кто-то - власти, словом, всего того, без чего жизнь кажется пресной и скучной. И только Арбенин стоит особняком просто потому, что все это у него уже есть, все это он уже выиграл. И положение в обществе, и капитал, и любовь юной и озорной Нины, что порхает возле него, словно яркая экзотическая бабочка. Арбенин Бориса Клюева - импозантный мужчина в летах, который смотрит на весь этот маскарад жизни свысока, иронично и снисходительно. У него взгляд знатока, искушенного во всех человеческих удовольствиях и слабостях. Он спокоен и уверен в себе, он словно античные колонны, которые его окружают, - величавый, несокрушимый, великолепный. Но вся беда в том, что подобный Арбенину человек всегда неудобен тем, кто его окружает. Сыграть с таким человеком злую шутку, выбить его из привычного течения жизни, стереть с его лица улыбку, унизить и в конце концов сокрушить - разве это не захватывающая интрига, не увлекательная игра, способная одних развлечь лишь на некоторое время или сделаться для других смыслом жизни? Водевильная история с потерянным Ниной браслетом, с розыгрышем князя Звездича баронессой Штраль, выдавшей случайно найденную ювелирную безделушку за свою, приведут сильного, умного и способного на высокие чувства Арбенина к катастрофе. Вначале его замучает ревность, потом наступит разочарование, затем захочется мести.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта