Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Телеэхо

Вот Бог, вот Бах, вот Баршай

Татьяна СЕРГЕЕВА

Огромное впечатление произвел документальный фильм "Рудольф Баршай. Нота" (премьера работы режиссера Олега Дормана состоялась на канале "Культура" 27 апреля).

Радостно и грустно на душе. Грустно оттого, что имели в свое время возможность слушать этого музыканта, альтиста и дирижера созданного им Московского камерного оркестра, да как-то не пришлось. А ведь в молодости бывали на концертах и пианистки Марии Юдиной, и дирижера Кирилла Кондрашина... Горько и обидно оттого, что на общем фоне пошлости и низкой прозы, заполонившей российское телепространство, подобные умные, поднимающие зрителя ленты редкостны, если не сказать раритетны.

Радость же оттого, что портрет уникальной личности удался на славу. Хотя свое мастерство режиссер (он же оператор) ничем не выказывает: ни необычными ракурсами, ни острыми поворотами сюжета. Картина безыскусна, нерв ее - предельно бережное отношение кинодокументалиста к своему герою, вскоре ушедшему из жизни. Дом в швейцарской альпийской деревушке, красоты природы - только фон для старого, мудрого и красивого человека, повествующего о прожитом. Его осанка, облик благородны. Живая, светлая память на людей, события, обстоятельства, на исполняемые произведения. Высказываемые им чувство и мысль столь свежи, будто рождаются здесь и сейчас, на наших глазах, хотя многое, о чем говорится, наверняка плод многолетних раздумий. Он рассказывает о чрезвычайно тонких материях: музыка, Бах, Бетховен, Малер, Дмитрий Шостакович, Давид Ойстрах, Святослав Рихтер. Толкует о недоступных профанам, да просто непопулярных понятиях и находит при этом столь точные, весомые слова, что мы уже заслушались, привлечены к процессу мышления. Бетховена называет "глухарь", и в том ни тени фамильярности, признак породненности через общее дело.

Какой-то блистательный мастер-класс для творческих людей любой специальности. И ни намека на менторство, учительство. Ничего похожего на сведение счетов с прошлым, никаких отсылок к политике, осуждающего кивка в прошлое, хотя в 1977 году музыкант покинул Советский Союз. Только радость и любовь к жизни, людям, искусству.

На Западе маэстро Баршай был востребован, его сопровождали благополучие и слава. Говорят, мог отказаться от огромного гонорара, если его что-то не устраивало при организации концерта. Но однажды дирижер не взял ни копейки за то, чтобы разучить с русскими музыкантами и исполнить в России одно сочинение.

Речь о "Реквиеме" Александра Локшина (1920 - 1987) для смешанного хора и большого симфонического оркестра на полный латинский текст "Dies irae". В фильме Баршай, признанный интерпретатор произведений современников-новаторов, говорит, что многому научился у Локшина. Уехав за границу, дирижер стал пропагандировать "Реквием" своего учителя, который не мог быть исполнен в СССР с латинским текстом, как задумывался автором. Выдающийся музыкант откликнулся на предложение председателя историко-литературного общества "Возвращение" Семена Виленского исполнить "Реквием" в завершение IV международной конференции "Сопротивление в ГУЛАГе". Сохранились съемки репетиций, поразительный материал!

29 мая 2002 года в Большом зале Московской консерватории впервые в России прозвучало это сочинение в исполнении Государственного академического Большого симфонического оркестра имени Чайковского (художественный руководитель Владимир Федосеев) и хора Академии хорового искусства (художественный руководитель Виктор Попов). За дирижерский пульт встал специально приехавший в Москву из Лондона маэстро. Концерт посвящался памяти жертв ГУЛАГа и нацистских концлагерей. Слушатели, прошедшие лагеря и ссылки, были потрясены мощью замысла и великолепным исполнением произведения.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта