Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Телеэхо

Вот Бог, вот Бах, вот Баршай

Татьяна СЕРГЕЕВА

Огромное впечатление произвел документальный фильм "Рудольф Баршай. Нота" (премьера работы режиссера Олега Дормана состоялась на канале "Культура" 27 апреля).

Радостно и грустно на душе. Грустно оттого, что имели в свое время возможность слушать этого музыканта, альтиста и дирижера созданного им Московского камерного оркестра, да как-то не пришлось. А ведь в молодости бывали на концертах и пианистки Марии Юдиной, и дирижера Кирилла Кондрашина... Горько и обидно оттого, что на общем фоне пошлости и низкой прозы, заполонившей российское телепространство, подобные умные, поднимающие зрителя ленты редкостны, если не сказать раритетны.

Радость же оттого, что портрет уникальной личности удался на славу. Хотя свое мастерство режиссер (он же оператор) ничем не выказывает: ни необычными ракурсами, ни острыми поворотами сюжета. Картина безыскусна, нерв ее - предельно бережное отношение кинодокументалиста к своему герою, вскоре ушедшему из жизни. Дом в швейцарской альпийской деревушке, красоты природы - только фон для старого, мудрого и красивого человека, повествующего о прожитом. Его осанка, облик благородны. Живая, светлая память на людей, события, обстоятельства, на исполняемые произведения. Высказываемые им чувство и мысль столь свежи, будто рождаются здесь и сейчас, на наших глазах, хотя многое, о чем говорится, наверняка плод многолетних раздумий. Он рассказывает о чрезвычайно тонких материях: музыка, Бах, Бетховен, Малер, Дмитрий Шостакович, Давид Ойстрах, Святослав Рихтер. Толкует о недоступных профанам, да просто непопулярных понятиях и находит при этом столь точные, весомые слова, что мы уже заслушались, привлечены к процессу мышления. Бетховена называет "глухарь", и в том ни тени фамильярности, признак породненности через общее дело.

Какой-то блистательный мастер-класс для творческих людей любой специальности. И ни намека на менторство, учительство. Ничего похожего на сведение счетов с прошлым, никаких отсылок к политике, осуждающего кивка в прошлое, хотя в 1977 году музыкант покинул Советский Союз. Только радость и любовь к жизни, людям, искусству.

На Западе маэстро Баршай был востребован, его сопровождали благополучие и слава. Говорят, мог отказаться от огромного гонорара, если его что-то не устраивало при организации концерта. Но однажды дирижер не взял ни копейки за то, чтобы разучить с русскими музыкантами и исполнить в России одно сочинение.

Речь о "Реквиеме" Александра Локшина (1920 - 1987) для смешанного хора и большого симфонического оркестра на полный латинский текст "Dies irae". В фильме Баршай, признанный интерпретатор произведений современников-новаторов, говорит, что многому научился у Локшина. Уехав за границу, дирижер стал пропагандировать "Реквием" своего учителя, который не мог быть исполнен в СССР с латинским текстом, как задумывался автором. Выдающийся музыкант откликнулся на предложение председателя историко-литературного общества "Возвращение" Семена Виленского исполнить "Реквием" в завершение IV международной конференции "Сопротивление в ГУЛАГе". Сохранились съемки репетиций, поразительный материал!

29 мая 2002 года в Большом зале Московской консерватории впервые в России прозвучало это сочинение в исполнении Государственного академического Большого симфонического оркестра имени Чайковского (художественный руководитель Владимир Федосеев) и хора Академии хорового искусства (художественный руководитель Виктор Попов). За дирижерский пульт встал специально приехавший в Москву из Лондона маэстро. Концерт посвящался памяти жертв ГУЛАГа и нацистских концлагерей. Слушатели, прошедшие лагеря и ссылки, были потрясены мощью замысла и великолепным исполнением произведения.

Читайте в номере

ВДНХ: зимняя премьера

Завтра открытием гигантского катка на Главной выставке страны начинается зимний сезон. ВДНХ станет и центральной площадкой новогодних праздников.

25 декабря именно сюда из Великого Устюга прибудет сказочный гость. Здесь состоится его торжественная встреча. Для размещения нынешней резиденции Деда Мороза уже готовится один из самых красивых выставочных павильонов - "Карелия". Он станет настоящим домом сказок, где гостей будут принимать и сам Дед Мороз, и его помощники, герои старых добрых мультиков. Кто же не захочет сделать фото на память или опустить письмо в специальный почтовый ящик Деда Мороза?

"Готовясь к зимнему сезону, - сказал, представляя программу зимних мероприятий, генеральный директор ВДНХ Владимир Погребенко, - мы постарались не разочаровать наших "летних" посетителей, показать им, что ВДНХ прекрасна круглый год, тем более что в ней прибавляется немало нового и интересного".

Впрочем, заметил Владимир Погребенко, новый год для самой выставки начался еще минувшей весной, когда ВДНХ была передана в собственность города и началось ее возрождение. Ход работ находился под жестким контролем мэра: он лично возглавил штаб по восстановлению ВДНХ. За несколько месяцев выставочная территория была благоустроена, восстановлены и устроены новые цветники и газоны, очищены пруды. Специалисты немало потрудились над реставрацией исторических фонтанов, фонарей. Выставка избавилась от бесчисленного количества кафе - мангалов и забегаловок, как правило, сооруженных незаконно, и теперь формируются цивилизованные формы торговли и общественного питания. Павильоны, превращенные в барахолки, обретают свое прежнее предназначение, восстанавливается их прежний архитектурный облик. Поднятый буквально из развалин знаменитый Зеленый театр снова стал главной концертной площадкой ВДНХ, и 1 августа, когда ВДНХ отмечала свое 75-летие, москвичи смогли увидеть ее уже обновленной. За три дня празднеств здесь побывали более трех миллионов гостей, два миллиона человек пришли сюда в День города.

Ожидается, что в предновогодние и праздничные дни - с 12 декабря до конца школьных каникул - ВДНХ примет около пяти миллионов человек, ведь в это время выставка по замыслу организаторов зимней премьеры превратится в волшебную сказочную страну. Посетители попадут в нее сразу, ступив под арку Главного входа, цветовое оформление которого повторяет театральный занавес. Гостей будут встречать инсталляции - в частности фигуры белых медведей, а на главной аллее - целая дружина Дедов Морозов. Игры, соревнования, концерты, ледовые шоу, мастер-классы, выставки - развлечения на выставке будут на любой вкус. Можно будет даже прокатиться на тройках, декоративно оформленных поездах и собачьих упряжках. На территории создадут 198 арт-объектов, будет много света - праздничные гирлянды протянутся на два километра.

Обреченная на одиночество

В Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко выдающийся хореограф Джон Ноймайер поставил балет "Татьяна" по мотивам "Евгения Онегина" на музыку Леры Ауэрбах всего через несколько месяцев после мировой премьеры этого балета на сцене руководимого им Гамбургского театра.

Подобная оперативность - беспрецедентное событие. А тот факт, что большой поклонник и знаток русской культуры замахнулся на "наше все", да еще на "энциклопедию русской жизни", - событие двойного значения. Сам же постановщик спектакля (он же автор либретто, сценографии, костюмов и художник по свету) настаивает на том, что "Татьяна" - не буквальная интерпретация "Евгения Онегина", а его субъективные впечатления.

В центре спектакля - не "лишний человек" Онегин, а Татьяна. Ее видение и восприятие бытия, ее фантазии, практически не отличимые от яви, и составляют содержание балета. Именно Татьяна, живущая в выдуманном мире по Ноймайеру, - "лишняя", инородная в своем окружении. Пушкинское "она в семье своей родной казалась девочкой чужой" хореограф доводит до абсолюта. У Ноймайера Татьяна и пластически отличается от других героев. Она "открыта" и естественна. Ее движения отличают простота и безыскусность и в то же время - полнота проявления чувств, будь то робость, порывистость, влюбленность или отчаяние.

Путь, который проходит Татьяна от робкой влюбленной девочки до уверенной в себе светской дамы, внимательно прослежен хореографом. На фоне стремительно несущихся сумбурных событий первого акта (утро Онегина, поездка в театр, где он смотрит балет с Истоминой - Клеопатрой, успев приложиться к ножке балерины, похороны дяди, приезд в деревню, знакомство с Ленским и семейством Лариных, ссора Онегина с Ленским, дуэль и так далее) последовательно развивается история Татьяны. Здесь все логично, мотивировано и обеспечено выразительными соло, тонко передающими все оттенки душевных состояний героини, давая неограниченные возможности исполнительнице партии Татьяны. В первом составе ею стала прима Мариинского театра Диана Вишнева - сегодня, может быть, единственная российская балерина, способная в нюансах передать сложные психологические перепады состояний героини, не заплутав в глубинах подсознания. Балерина и хореограф отталкиваются от пушкинского текста, в котором есть место и чувственному девичьему сну, и неосознанным желаниям. Безупречная в танце, Вишнева-актриса не уступает и себе самой как балерине. Прощальный дуэт Татьяны с Онегиным можно смело отнести к шедеврам современного балета. В танце Дианы Вишневой есть все: и "я вас люблю (к чему лукавить?)", и "я другому отдана, и буду век ему верна"...

В школах появится дополнительное культурологическое образование

На днях стало известно, что Русской православной церкви разрешили бесплатно арендовать школьные помещения для проведения в них занятий воскресных школ. Это разрешение Московская городская епархия получила после обращения в общественный совет при столичном Департаменте образования.

Педагоги и родители учащихся беспокоятся, что это может снизить арендные заработки учебных заведений и отберет помещения у кружков дополнительного образования. Представители общественного совета говорят: повода для волнений ни у кого нет. Как сказали в совете, "у образовательной организации (школы) есть право безвозмездного предоставления помещений под организацию в воскресное внеурочное время дополнительных занятий культурологической направленности. Помещения могут быть предоставлены только по решению администрации школы при обязательном согласии управляющего совета школы. Занятия носят светский характер и организуются как один из видов дополнительного культурологического образования".

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта