Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Телеэхо

Вот Бог, вот Бах, вот Баршай

Татьяна СЕРГЕЕВА

Огромное впечатление произвел документальный фильм "Рудольф Баршай. Нота" (премьера работы режиссера Олега Дормана состоялась на канале "Культура" 27 апреля).

Радостно и грустно на душе. Грустно оттого, что имели в свое время возможность слушать этого музыканта, альтиста и дирижера созданного им Московского камерного оркестра, да как-то не пришлось. А ведь в молодости бывали на концертах и пианистки Марии Юдиной, и дирижера Кирилла Кондрашина... Горько и обидно оттого, что на общем фоне пошлости и низкой прозы, заполонившей российское телепространство, подобные умные, поднимающие зрителя ленты редкостны, если не сказать раритетны.

Радость же оттого, что портрет уникальной личности удался на славу. Хотя свое мастерство режиссер (он же оператор) ничем не выказывает: ни необычными ракурсами, ни острыми поворотами сюжета. Картина безыскусна, нерв ее - предельно бережное отношение кинодокументалиста к своему герою, вскоре ушедшему из жизни. Дом в швейцарской альпийской деревушке, красоты природы - только фон для старого, мудрого и красивого человека, повествующего о прожитом. Его осанка, облик благородны. Живая, светлая память на людей, события, обстоятельства, на исполняемые произведения. Высказываемые им чувство и мысль столь свежи, будто рождаются здесь и сейчас, на наших глазах, хотя многое, о чем говорится, наверняка плод многолетних раздумий. Он рассказывает о чрезвычайно тонких материях: музыка, Бах, Бетховен, Малер, Дмитрий Шостакович, Давид Ойстрах, Святослав Рихтер. Толкует о недоступных профанам, да просто непопулярных понятиях и находит при этом столь точные, весомые слова, что мы уже заслушались, привлечены к процессу мышления. Бетховена называет "глухарь", и в том ни тени фамильярности, признак породненности через общее дело.

Какой-то блистательный мастер-класс для творческих людей любой специальности. И ни намека на менторство, учительство. Ничего похожего на сведение счетов с прошлым, никаких отсылок к политике, осуждающего кивка в прошлое, хотя в 1977 году музыкант покинул Советский Союз. Только радость и любовь к жизни, людям, искусству.

На Западе маэстро Баршай был востребован, его сопровождали благополучие и слава. Говорят, мог отказаться от огромного гонорара, если его что-то не устраивало при организации концерта. Но однажды дирижер не взял ни копейки за то, чтобы разучить с русскими музыкантами и исполнить в России одно сочинение.

Речь о "Реквиеме" Александра Локшина (1920 - 1987) для смешанного хора и большого симфонического оркестра на полный латинский текст "Dies irae". В фильме Баршай, признанный интерпретатор произведений современников-новаторов, говорит, что многому научился у Локшина. Уехав за границу, дирижер стал пропагандировать "Реквием" своего учителя, который не мог быть исполнен в СССР с латинским текстом, как задумывался автором. Выдающийся музыкант откликнулся на предложение председателя историко-литературного общества "Возвращение" Семена Виленского исполнить "Реквием" в завершение IV международной конференции "Сопротивление в ГУЛАГе". Сохранились съемки репетиций, поразительный материал!

29 мая 2002 года в Большом зале Московской консерватории впервые в России прозвучало это сочинение в исполнении Государственного академического Большого симфонического оркестра имени Чайковского (художественный руководитель Владимир Федосеев) и хора Академии хорового искусства (художественный руководитель Виктор Попов). За дирижерский пульт встал специально приехавший в Москву из Лондона маэстро. Концерт посвящался памяти жертв ГУЛАГа и нацистских концлагерей. Слушатели, прошедшие лагеря и ссылки, были потрясены мощью замысла и великолепным исполнением произведения.

Читайте в номере

Полуиронические заметки: "скованные" грамотностью

Расплывчатые формулировки законопроекта позволяют привлечь к ответственности за любое цитирование

В панике звонит товарищ по литературному цеху. Сдал в издательство роман, название - строчка из стихотворения знаменитого российского поэта, ушедшего из жизни восемнадцать лет назад. Эпиграф - полное его четверостишие.

А в издательстве - "зарубили". Сказали, что теперь, по новым законам, цитировать нельзя никого, иначе правообладатели затаскают по судам. Товарищ расстроен: "Название - камертон, я и писал роман, настраиваясь по нему. И что теперь? И правда ли, что отныне нигде, никого и ничего нельзя цитировать? Но это же уму непостижимо!.."

Более или менее знающие люди могут сказать, что так называемый антипиратский закон и поправки к нему, недавно внесенные в Госдуму, относятся к интернету, к защите интеллектуальной собственности от незаконного использования в интернете. А к выпуску бумажных книг вроде бы не относятся. И даже упрекнуть юристов издательства в непрофессионализме. Но не будем спешить... (К тому же интернет - давно не чужой для русской литературы и журналистики.) Никто ж не знает, в каком виде выйдет законопроект из Госдумы, как его будут использовать. И никто еще не отменял нашего принципа: закон - что дышло...

Спору нет и не может быть: защита авторских прав от пиратского использования в интернете - насущный вопрос во всем мире. У нас же речь - о правильной защите, о точности в формулировках, о недопущении произвольного их истолкования.

Цитирование источников, отрывков литературных произведений, научных работ - это преемственность, передача знаний, развитие, основа основ культуры, цивилизации, образования.

А что у нас с образованием? О чем говорят итоги выпускных экзаменов-2014 (ЕГЭ)?

Минимальный порог по русскому языку в этом году снизили с 36 до 24 баллов. На треть! Значит, как минимум каждый третий выпускник просто-напросто завалил экзамен. Каждый третий остался бы без аттестата о среднем образовании. Нельзя было такого допустить. И потому снизили планку. А впереди ведь кошмар - президент повелел ввести с 2014/2015 учебного года сочинения в выпускных классах. Так их же надо ПИСАТЬ! На бумаге оставлять следы учения! Поэтому, наверное, министр образования и науки Дмитрий Ливанов предложил: "Считаю, ставить оценку за грамотность не нужно. Это сковывает, человек боится сделать ошибку и пишет совсем не так, как мог бы или хотел".

Интересное предложение. Если я не желаю подниматься к аттестату, то пусть аттестат спускается ко мне. В духе лучших образцов мировой литературы. Китайский классик Лао Шэ в "Записках о кошачьем городе" рассказал о марсианском государстве, в котором точно таким же способом достигли вершин учености:

"Экзамены были упразднены (как символ отсталости), и ученик кончал школу, даже если не ходил в нее. К сожалению, выпускники начальных школ и университетов пользовались неравными привилегиями, и это вызвало недовольство учащихся начальной школы: "Ведь мы ходим на уроки не меньше, чем студенты!" Тогда была проведена кардинальная реформа, согласно которой день поступления в школу считался одновременно днем окончания университета... По статистическим подсчетам, наша страна сразу заняла первое место на Марсе по числу людей с высшим образованием... Все удовлетворенно улыбались".

Художники разрисуют стены детских больниц Москвы яркими картинками

Помимо Морозовской больницы, где сейчас уже работают художники, проект "Веселый коридор" запустят в Измайловской больнице на Верхней Первомайской и детской инфекционной клинической больнице №5 на улице Ротера.

Как сообщает М24, в Морозовской больнице расписаны лестничные пролеты и коридоры уже шести отделений, в том числе онкологии и гематологии, а также три кабинета рентгена и кабинет компьютерной томографии. Рисунки создаются по эскизам профессиональных художников и любителей, работу выполняют волонтеры. На стенах рисуют сказочные замки, цветущие сады, пальмы, цветы с бабочками и птицами. В кабинетах рентгена выдерживают тематику космоса: стены расписывают рисунками планет, ракет и космонавтов. Художники стараются "вписывать" мебель и коммуникации в сюжет, например, выключатели становятся окнами замков или батискафов.

Деньги на проект волонтеры собирают через интернет-платформы. Чтобы разрисовать Измайловскую и детскую инфекционную больницу №5, организаторы планируют прибегнуть к помощи интернет-пользователей.

"Школа драматического искусства" представляет премьеру спектакля "О-й. Поздняя любовь"

Спектакль создан в Лаборатории Дмитрия Крымова и откроет 28-й сезон в "ШДИ". Зритель увидит Островского без архаических костюмов и декораций, мир захолустного городка создадут населяющие его персонажи. Одна из актрис предстанет в образе старика благообразной наружности, другая - купца средних лет, актеры же сыграют женские роли.

Эта гротесковая трагикомедия о мире, в котором "мутировали" все человеческие ценности, а любовь - крайне редкое явление. И, возможно, возникнет вопрос: где этот городок и кто все эти люди?

"Персонажи пьесы существуют "на дне", где за копейку удавят, не задумываясь, - комментирует режиссер-постановщик Дмитрий Крымов. - На этом дне общества ни с того ни с сего поселилась любовь, которой здесь не место. Пружина пьесы - человеческие чувства, которые никому не нужны: их разменивают, но кто-то продолжает в них верить..."

В спектакле заняты актеры Лаборатории Дмитрия Крымова и студенты IV курса режиссерского факультета ГИТИСа (курс Е. Каменьковича и Д. Крымова). Художники - Анна Кострикова, Александр Барменков.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта