Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Телеэхо

Вот Бог, вот Бах, вот Баршай

Татьяна СЕРГЕЕВА

Огромное впечатление произвел документальный фильм "Рудольф Баршай. Нота" (премьера работы режиссера Олега Дормана состоялась на канале "Культура" 27 апреля).

Радостно и грустно на душе. Грустно оттого, что имели в свое время возможность слушать этого музыканта, альтиста и дирижера созданного им Московского камерного оркестра, да как-то не пришлось. А ведь в молодости бывали на концертах и пианистки Марии Юдиной, и дирижера Кирилла Кондрашина... Горько и обидно оттого, что на общем фоне пошлости и низкой прозы, заполонившей российское телепространство, подобные умные, поднимающие зрителя ленты редкостны, если не сказать раритетны.

Радость же оттого, что портрет уникальной личности удался на славу. Хотя свое мастерство режиссер (он же оператор) ничем не выказывает: ни необычными ракурсами, ни острыми поворотами сюжета. Картина безыскусна, нерв ее - предельно бережное отношение кинодокументалиста к своему герою, вскоре ушедшему из жизни. Дом в швейцарской альпийской деревушке, красоты природы - только фон для старого, мудрого и красивого человека, повествующего о прожитом. Его осанка, облик благородны. Живая, светлая память на людей, события, обстоятельства, на исполняемые произведения. Высказываемые им чувство и мысль столь свежи, будто рождаются здесь и сейчас, на наших глазах, хотя многое, о чем говорится, наверняка плод многолетних раздумий. Он рассказывает о чрезвычайно тонких материях: музыка, Бах, Бетховен, Малер, Дмитрий Шостакович, Давид Ойстрах, Святослав Рихтер. Толкует о недоступных профанам, да просто непопулярных понятиях и находит при этом столь точные, весомые слова, что мы уже заслушались, привлечены к процессу мышления. Бетховена называет "глухарь", и в том ни тени фамильярности, признак породненности через общее дело.

Какой-то блистательный мастер-класс для творческих людей любой специальности. И ни намека на менторство, учительство. Ничего похожего на сведение счетов с прошлым, никаких отсылок к политике, осуждающего кивка в прошлое, хотя в 1977 году музыкант покинул Советский Союз. Только радость и любовь к жизни, людям, искусству.

На Западе маэстро Баршай был востребован, его сопровождали благополучие и слава. Говорят, мог отказаться от огромного гонорара, если его что-то не устраивало при организации концерта. Но однажды дирижер не взял ни копейки за то, чтобы разучить с русскими музыкантами и исполнить в России одно сочинение.

Речь о "Реквиеме" Александра Локшина (1920 - 1987) для смешанного хора и большого симфонического оркестра на полный латинский текст "Dies irae". В фильме Баршай, признанный интерпретатор произведений современников-новаторов, говорит, что многому научился у Локшина. Уехав за границу, дирижер стал пропагандировать "Реквием" своего учителя, который не мог быть исполнен в СССР с латинским текстом, как задумывался автором. Выдающийся музыкант откликнулся на предложение председателя историко-литературного общества "Возвращение" Семена Виленского исполнить "Реквием" в завершение IV международной конференции "Сопротивление в ГУЛАГе". Сохранились съемки репетиций, поразительный материал!

29 мая 2002 года в Большом зале Московской консерватории впервые в России прозвучало это сочинение в исполнении Государственного академического Большого симфонического оркестра имени Чайковского (художественный руководитель Владимир Федосеев) и хора Академии хорового искусства (художественный руководитель Виктор Попов). За дирижерский пульт встал специально приехавший в Москву из Лондона маэстро. Концерт посвящался памяти жертв ГУЛАГа и нацистских концлагерей. Слушатели, прошедшие лагеря и ссылки, были потрясены мощью замысла и великолепным исполнением произведения.

Читайте в номере

Производство отечественное - уровень мировой

В столице положено начало новой для города отрасли промышленности, отметил мэр Москвы Сергей Собянин, посетив завод ООО "Промтехнология", занимающийся выпуском охотничьих и спортивных винтовок под торговой маркой ORSIS.

- В Москве создан первый завод по производству и изготовлению спортивного и охотничьего оружия, высокоточного снайперского оружия, причем завод мирового класса, - заявил Сергей Собянин. - Отрадно то, что сегодня в условиях санкций, в условиях девальвации рубля этот завод, конечно, поможет осуществить импортозамещение, дать спортсменам и охотникам качественное отечественное оружие.

Винтовки ORSIS уже помогли российским спортсменам завоевать призовые места на многих международных соревнованиях.

Завод занимает площадь 3,2 тысячи квадратных метров, оснащен самым современным станочным парком, включающим 40 обрабатывающих центров с числовым программным управлением. Сегодня здесь трудятся 279 человек.

"Промтехнология" - предприятие полного цикла производства нарезного оружия.

Как отметил заместитель генерального директора завода по продажам и маркетингу Александр Кузьмин, в настоящее время коллектив работает над повышением эффективности производства. По его словам, модели винтовок, которые здесь выпускаются, не уступают по качеству и точности зарубежным аналогам, а их стоимость в разы меньше.

Изделия изготавливаются преимущественно из отечественного сырья. Для производства затворных групп и спусковых механизмов применяются специальные нержавеющие высокопрочные стали российских производителей.

Выпускаемые модели винтовок являются оригинальными разработками собственного конструкторского бюро ООО "Промтехнология", оснащенного новейшим исследовательским оборудованием, испытательными стендами и установками. В создании винтовок принимают активное участие сотрудники специальных подразделений силовых ведомств, а также спортсмены-стрелки.

В целях проведения разработок и подготовки молодых кадров компания сотрудничает с Инжиниринговым центром МИФИ и другими ведущими вузами Москвы - МГУ имени М. В. Ломоносова, МГТУ, МИРЭА и МИСиС.

Архив: "Московский большевик" в 1945 году

Корреспонденты газеты "Московский большевик" - так называлась в годы войны "Московская правда" - в публикациях с места фронтовых событий в середине апреля 1945 года отмечали, что никогда еще немецкие войска не сопротивлялись столь отчаянно. Но вот наконец в их отчетах мелькнула долгожданная строчка - наши части в пригороде немецкой столицы.

20 апреля, пятница. Опубликован указ о награждении орденом "Победа" Маршала Советского Союза А. М. Василевского - за умелое выполнение заданий по руководству боевыми операциями большого масштаба, в результате которых достигнуты выдающиеся успехи в деле разгрома немецко-фашистских войск. Другим указом второй медалью "Золотая Звезда" награжден генерал-лейтенант А. П. Белобородов, известный и как защитник столицы от германского нашествия.

В том же номере подробно рассказано, как летчики помогли пехотинцам овладеть Земландским полуостровом. Девять заходов сделали "Илюшины" над немецкими огневыми батареями, прекратившими под их ударами стрельбу. Самолеты снижались до бреющего полета, проносясь над самыми головами гитлеровцев и расстреливая их. Зарядившись горючим и боеприпасами, наносили удар по танкам, находясь на высоте до 50 метров. Тяжелые потери нанесены и немецким военным кораблям, пытавшимся помочь своим наземным частям.

21 апреля, суббота. Центральная группа войск ведет наступательные бои западнее рек Одера и Нейсе. Прорваны укрепленные позиции противника на Дрезденском направлении. Несмотря на трудные условия лесистой местности, изобилующей озерами и реками, наши войска продвинулись вперед на 15 километров и вышли к реке Шпрее, на подступах к которой фашисты сопротивлялись с особой яростью. Усилив свои войска тремя танковыми и одной моторизованной дивизиями, они не раз переходили в контратаки. Однако 56 их танков и самоходных орудий подбиты, на поле боя оставлены тысячи трупов солдат и офицеров вермахта.

22 апреля, воскресенье. Подписан Договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве между Советским Союзом и Польской республикой. Отмечено, что положен конец старым - на протяжении веков - отношениям взаимной отчужденности и нередко открытых военных конфликтов.

Специальный корреспондент Б. Афанасьев назвал свою публикацию "От Одера к пригороду Берлина". Он наблюдал, как немцы, укрывшись в каменных домах или в лесу, ведут сильный пулеметный и автоматный огонь. Наступающих из глубины обороны обстреливают немецкая артиллерия и минометы. В воздухе то и дело появляются группы "мессершмиттов" и "фокке-вульфов". У небольших речушек и каналов наши бойцы подползают к воде, прыгают вниз. Сразу возникает стрельба, рвутся мины и снаряды. Прокладывающие понтонные переправы работают с беззаветной храбростью: они и строят, и сражаются. Падает один, на его место становится другой. Выбывает из строя пробитый понтон, сразу выдвигается новый. Танкисты из засад огнем пушек и пулеметов прикрывают верных помощников. На канале шириной в 15 - 18 метров и глубиной 3 - 4 метра понтонеры Героя Советского Союза подполковника Тихонова в течение шести часов 12 раз принимаются строить переправу. Дерутся и строят. А по готовому мосту наконец загремели гусеницы танков, вздох облегчения у всех: "Пошли".

Мини-футбол: представляя мяч картошкой

Георгий МОРОЗОВ

Когда звучит слово "мини-футбол", легко понять, что речь идет об игре на маленькой площадке. Но в случае с проектом "Футбостарз" словно есть ссылка и на возрастную категорию: ведь в него вовлечены дошкольники, начиная с трех лет.

Идею начал воплощать в жизнь в московских - и не только - детских садах воспитанник СДЮСШОР "Локомотив", тренер дважды чемпионов Москвы среди фитнес-клубов Евгений Трефилкин. Подсмотрел он ее за пределами нашей страны, но адаптировал к российской действительности уже самостоятельно.

- Общеизвестно, что развитие воображения у детей происходит от трех до шести лет, - ввела в курс дела директор проекта по маркетингу Надежда Тарасова. - Поэтому тренеры всегда предлагают им разные ситуации. Например, будто мяч - это горячая картошка из костра, и остудить ее можно, только правильно поставив ногу. А ворота с мягким каркасом - сказочный дракон, и чтобы победить его, надо забить гол.

Таким образом, у мальчиков и девочек возникает дополнительный интерес к действу. Он усиливается тем, что у каждого есть свой персональный мячик и майка с логотипом, в которой ребенок приходит на занятия. Каждое из них длится 40 - 50 минут, но благодаря увлекательному сценарию малыши совсем не устают. В группе их не более восьми, так что тренер может уделить достаточно времени каждому. В то же время единая форма приучает детей к мысли: "Мы не соперники друг другу, мы - одна команда".

Для родителей удобно то, что "Футбостарз" распространяется в виде платного факультатива прямо в детских садах или центрах, стало быть, юных футболистов не нужно куда-то возить на тренировки специально. Стоимость занятий позволяет оплачивать работу профессиональных тренеров, обладающих знаниями в психологии и умеющих оказать первую помощь, поддержку учреждений и организаторские расходы.

- Чтобы разместить группу, не требуется большого зала, - пояснила моя собеседница. - На улице регулярных занятий не планируем, чтобы не зависеть от погоды. Но пока в столице у нас охвачено только 60 детских садов и клубов, то есть примерно два процента от общего числа детских дошкольных учреждений. А ведь в некоторых садиках вообще нет никаких дополнительных секций. Нам было очень приятно, когда одно из занятий посетил мэр Москвы Сергей Собянин, и увиденное ему понравилось.

Прошлым летом устраивались мастер-классы в парках, проводились турниры между командами разных детских садов. Очередные соревнования проекта должны состояться в середине мая, причем не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге.

- Опыт двух лет свидетельствует, что около десяти процентов детей, прошедших через "Футбостарз", хотят обучаться игре и дальше, - говорит Надежда Тарасова. - У нас есть договоренности о сотрудничестве с различными клубами, в том числе со спартаковской академией имени Федора Черенкова, так что у самых одаренных ребят будет возможность совершенствовать свои навыки.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта