Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Телеэхо

С войной покончили мы счеты?

Татьяна СЕРГЕЕВА

На ТВ отметили 70-летие контрнаступления советских войск в Московской битве. Есть повод взглянуть на телепоказ фильмов о Великой Отечественной как на больную проблему.

Не нами замечено: кино- и телефильмы о кровопролитнейшем военном противоборстве Советской страны с фашистской Германией четко разделились на две неравные части. Ленты "старые", доперестроечные (сколько там признанных шедевров!) - и "новоделы", цель которых переписать отечественную историю в ХХ веке. Первые на телевидении не в чести. Хотя еще несколько лет назад канал "Культура" мог показать обжигающую болью и правдой "Радугу" (1944) Марка Донского, отмеченную, между прочим, не только Сталинской (Государственной) премией, но и американским "Оскаром". Сегодня о подвиге сражающегося народа говорить с малого экрана не принято.

Когда же появился телесериал Александра Котта "Караван PQ-17", посвященный беспримерному героизму североморцев, в прессе картине сразу приклеили ярлык "нетипичного кино". Неформатом, по-видимому, считается ориентированность на традицию простого, трогающего сердце рассказа о "сильных духом", "смелых людях", что жизни своей не щадили, защищая родную страну. Режиссер-дебютант выказал высокий профессионализм, органично смонтировав художественный материал с документальными съемками поединков вражеской авиации с кораблями союзного военно-морского конвоя. Подобное восхищало в фильме Семена Арановича "Торпедоносцы" (1983). С неподдельным сочувствием к своим героям А. Котт вместе с игравшими на разрыв аорты актерами продолжал прослеживать судьбы тех, кому выпало принять на себя удар фашистских орд, и во второй своей работе "Брестская крепость". (Характерно, что Первый канал демонстрировал телевариант картины под цензурованным названием "Крепость". Не могу не вспомнить по случаю изощренно-хамское название якобы документального повествования о "бессмертном гарнизоне" на НТВ - "Крепостные герои".)

Совсем иного типа герои "новорусского" военного кино: политзэки и уголовники, штрафбатовцы, малолетние "сволочи" - словом, сплошь жертвы советского тоталитаризма. Сам же режим персонифицирован на экране в образах "кровавой гэбни" - "особистов"-извергов, смершевцев-садистов, заплечных дел мастеров, воюющих с собственным народом. Притом авторы не затрудняют себя ответом на вопрос, кто же уничтожил на оккупированной врагом территории семнадцать миллионов мирных советских граждан, разрушил дотла сотни городов, тысячи поселков, сел и деревень, включая белорусскую Хатынь.

Конечно, после крушения СССР человечество, отказавшись от гуманистического вектора развития, стало другим, нежели когда мир признавал решающий вклад Советского Союза в разгром фашистской Германии. Ведь не случайно в 1962 году фильм Андрея Тарковского "Иваново детство" получил главный приз международного кинофестиваля в Венеции, а "Сибириада" (1979) Андрея Кончаловского, в которой есть впечатляющий военный эпизод, была отмечена спецпризом в Канне. Сегодня российские кинодеятели жаждут обладать статуэткой дядюшки Оскара, будто не понимая, что от них ожидают страшилок о дикой, варварской стране, которую следует переформатировать до неузнаваемости. Имя же той страны будет не Россия, не Хартленд (земля сердца), даже не Евразия, но Азиопа.

Как показать в кино жертвенную смерть героя без физиологии? Режиссер Лариса Шепитько и актер Борис Плотников в "Восхождении" (1977, главная премия МКФ в Западном Берлине) по повести Василя Быкова сумели это сделать. В последний миг жизни, уже с петлей на шее, партизан, а до войны учитель Сотников находит глазами среди согнанных на казнь деревенских жителей мальчишку в буденовке. И безмолвно, прощальным взглядом словно бы переливает в мальчика свою духовную силу: живи, будь счастлив! Анонсируя в начале декабря показ художественного фильма "Битва за Москву", канал "Культура" настойчиво повторял фрагмент казни фашистами Зои Космодемьянской, нашей советской святой: повисшие в воздухе босые девичьи ноги. Воистину отечественное телевидение поражено опасной болезнью, имя которой "скорбное бесчувствие"...

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта