Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Расправить крылья и победить!

Сергей ИШКОВ

День открытых дверей прошел в Московском научно-практическом центре реабилитации детского церебрального паралича, который был открыт год назад при поддержке правительства Москвы, по инициативе заместителя мэра по социальной политике Людмилы Ивановны Швецовой. Несмотря на столь юный возраст, в этом уникальном учреждении накоплен богатый опыт борьбы с тяжелым недугом.

Уникальный центр: территория чуда

До сих пор дети-инвалиды вследствие ДЦП получали восстановительную терапию в основном за границей. В сопровождении мам их направляли за счет городского бюджета в Институт кондуктивной педагогики имени Пете (Венгрия) или в Словению, где ребятишек постепенно ставили на ноги. С тех пор как открылся Московский центр, это стало возможно делать и в нашей столице.

Особенности такого тяжкого недуга, как детский церебральный паралич, диктуют специфические методы реабилитации. Необходим системный и индивидуально дифференцированный подход к каждому пациенту, ведь раньше зачастую получалось так, что отчаявшиеся родители возили ребенка по разным специалистам, в том числе и зарубежным: у каждого была своя методика, а больному в результате такого лечения становилось только хуже.

- Инвалидность вследствие детского церебрального паралича считается одной из самых тяжелых форм - с точки зрения реабилитации, - рассказывает директор НПЦ Ольга Михайлова. - Раньше полагали, что основная причина ДЦП - родовые травмы и неправильное ведение родов. Сейчас уже доказано, что причин может быть множество, в том числе - инфицированность мам вирусом герпеса, есть и другие заболевания, внутриутробные инфекции, которые раньше просто не учитывались... Но ответа на самый главный вопрос до сих пор не существует. Отчего возникает разрыв связи между головным мозгом и мышцами, где первопричина? Механизм, идеология начала заболевания до сих пор еще изучены мало, слабо. И самое важное: именно для инвалидов вследствие ДЦП реабилитация должна быть непрерывной и постоянной. Потому что, как показывает опыт, пока вы работаете с этими детьми, есть результат, но как только наступает пауза - мозг и тело словно бы забывают, чему научились, опять засыпают, и все надо начинать заново, с нуля, с чистого листа. Задача нашего центра в том и состоит, чтобы наработать такую технологию, выстроить систему и соединить, образно говоря, опыт и Венгрии, и Москвы, чтобы создавать аналогичные центры в нашей стране.

На сегодняшний день в НПЦ разработаны три курса реабилитации продолжительностью 21, 45 и 90 дней - все зависит от тяжести заболевания. Если ребенок "тяжелый", то эти курсы он проходит чаще. Но не менее четырех курсов в год.

"Завершение процесса реабилитации - трудоустройство инвалида", - так говорят работники центра. Задача состоит в том, чтобы вести ребенка-пациента дальше по жизни и после 18 лет.

"Терапевтический эффект" социального мониторинга

Еще одна особенность Московского НПЦ - отделение социального мониторинга. Сотрудники называют его "сердцем НПЦ", так как сюда стекается вся информация о детях-инвалидах вследствие ДЦП, а их сейчас в Москве насчитывается 6165 человек. Для сравнения: по данным Департамента соцзащиты на декабрь 2010 года, в Москве было 4 тысячи таких детей. То есть за год число детей-инвалидов с ДЦП в Москве увеличилось на треть.

При ДЦП очень важно как можно более раннее вмешательство специалистов, ведь чем быстрее начнешь реабилитацию, тем больше шансов на успех.

В отделении социального мониторинга работают специалисты-кураторы, за каждым закреплена определенная территория, определенные пациенты. Они отслеживают всю их жизненную ситуацию, помогают решать возникающие проблемы.

- У нас установлен Регистр от Департамента социальной защиты населения - это свое-образная поисковая система оперативного удаленного доступа, - говорит заведующая отделением соцмониторинга Вера Ковтун. - Всю информацию, касающуюся нашего контингента, мы берем из него. Выбираем семьи, обзваниваем их и предлагаем свои услуги. Критерии отбора: ребенку обязательно должно исполниться 3 года, у него инвалидность вследствие ДЦП и он - москвич, с регионами мы пока не работаем. Те, кто отвечает этим требованиям, приходят к нам. Из 6165 детей-инвалидов вследствие ДЦП, которые сейчас проживают в городе Москве, отделение работает с 5950. Это очень высокий процент. Особенностью нашего центра является и то, что мы работаем не только с ребенком, но и в целом с семьей. Наши кураторы - специалисты высшего класса, которые заняты реабилитацией разных категорий инвалидов. Они - управленцы, помогающие решать проблемы тяжелых инвалидов. Это грамотные менеджеры, которые могут подсказать семье, как правильно решить ту или иную проблему. Они сведущи во многих областях: взаимодействуют с органами медико-социальной экспертизы, знают тонкости оснащения техническими средствами реабилитации, адаптации жилья и территории для тяжелых инвалидов, освоили они и основы психологии.

Кондуктивная педагогика: дорогу осилит идущий

Кроме курсов реабилитации, еще одним важнейшим направлением деятельности Московского НПЦ является кондуктивная педагогика.

- Наше отделение занимается реабилитацией детей с повреждением опорно-двигательного аппарата, - рассказывает заведующая отделением кондуктивной педагогики Татьяна Ильина. - Только это метод не физической реабилитации, а воспитательной. Ему больше полувека. Автор - известный во всем мире венгерский физиолог, врач Андрош Пете. Методика эта эксклюзивная, и впервые в России она применяется в нашем центре. Кондуктивная педагогика - это стиль жизни. В Венгрии, как только ребенку ставят диагноз ДЦП, к процессу реабилитации сразу же подключаются специалисты по кондуктивной педагогике. Основная задача - социализация ребенка путем активизации жизненной позиции и его самого, и его семьи. Если ребенок будет проходить курс реабилитации, а семья не будет работать по этому методу между курсами, то результат будет нулевым. Андрош Пете говорил, что нет больных детей, а есть дети "неопытные". Задача педагога научить их. Раньше считалось, что если на руке "скрюченные" пальцы, то сначала их надо "расправить", чтобы рука стала нормальной, а потом уже учить ребенка самостоятельно есть. Пете считал, что надо учить его есть, писать, самостоятельно одеваться "не расправленной" рукой. Представьте ситуацию, когда ребенок хочет пить. Обычно мать просто подносит ему чашку с водой. Согласно методам венгерских ученых, ребенка надо пошагово обучать самого проделывать эту операцию. Суть методики в том, что за счет здоровых участков мозга происходит восстановление потерянных вследствие болезни функций.

Московский НПЦ активно сотрудничает с Институтом кондуктивной педагогики и восстановительной двигательной терапии им. А. Пете в Будапеште. Венгерские специалисты регулярно проводят здесь мастер-классы по кондуктивной педагогике. Занимаются здесь пациенты от дошкольного возраста до 21 года. Детей отправляют проходить реабилитацию и в сам Институт им. А. Пете.

В Московском НПЦ ребят учат не только пользоваться бытовыми приборами (кстати, для этого в стенах центра специально оборудована мини-квартира с комнатой, кухней и санузлом), но и создавать настоящие произведения искусства.

- У нас проводятся мастер-классы коллажной живописи, на которых ребята из кусочков разноцветной бумаги создают настоящие картины, - рассказывает заведующая сектором профессиональной ориентации Наталья Мерцалова. - Эта техника позволяет развить не только мелкую моторику, но и мышление ребенка, его пространственные представления. Кто не может резать ножницами, отрывает кусочки пальцами. А для мамочек это замечательный релакс.

Космические технологии

По словам директора НПЦ Ольги Михайловой, изначально задача состояла в том, чтобы для борьбы с этим страшным недугом собрать воедино все передовые методики. "Мы активно привлекаем специалистов Института космической медицины и медико-биологических проблем, у них есть уникальные наработки, которые нам годятся", - говорит она.

Уже сейчас в центре работает "космическая ванна" (водно-эмульсионная), которая была создана для реабилитации космонавтов после длительных полетов или в процессе подготовки к ним. В ней создается эффект невесомости, который позволяет снять давление на позвоночник и внутренние органы, за счет чего идет перераспределение жидкости в организме. Ребенок здесь отдыхает. Детям очень нравится эта процедура.

В отличие от космонавтов, которые могут проводить в такой ванной целые дни, ребята ограничиваются 20 минутами.

Из "звездных городков" попал в центр и подошвенный имитатор опорных нагрузок. В ботиночках две пневмокамеры - под пяточкой и под носочком, в которые компрессор попеременно подает воздух, имитируя правильную походку. Так создается нагрузка на стопу и формируются необходимые для ходьбы рефлексы.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта