Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Извозчик в законе

Изменилась ли жизнь таксистов-частников после 1 сентября и поменяется ли после 1 января?

Никита МИТРОХИН

Как и прочие издания, в сентябре "МП" освещала тему легализации частных извозчиков. Еще тогда, в номере за 5 сентября, мы выражали опасения, что на самом-то деле закон не будет пользоваться популярностью и попросту не "прокатит" у нас в стране. С той публикации минуло больше двух месяцев, до Нового года осталось всего ничего - с января нелегалов будут уже штрафовать на 5 тысяч рублей. Наведен ли окончательный и бесповоротный порядок в этой сфере, выяснял наш корреспондент.

Работник пресс-службы Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Александр Оносовский сообщил "МП", что к концу августа были зарегистрированы примерно 5,5 тысячи таксомоторов. И (чего и следовало ожидать) гораздо больше "бомбил в законе" появилось к концу сентября (почти 8,5 тысячи). Что же касается декабря, то к моменту подготовки материала цифра не смогла так же лихо прибавить еще 50% легальных извозчиков - на сегодняшний момент в городе зарегистрировано 10680 легальных таксомоторов.

На вполне логичный вопрос "Не мало ли?" представитель департамента ответил лаконично:

- Это не малое число, видимо, зарегистрировались те, кто намерен продолжать заниматься извозом.

Учитывая, что сейчас автомобилей "Эх, прокачу!" на наших дорогах стоит порядка 40 тысяч (а по некоторым подсчетам, и все 50), невольно задаешься вопросом: неужели более 30 тысяч из них со следующего года не намерены заниматься перевозкой пассажиров?

Чтобы разобраться в проблеме, мы решили встретиться со своими старыми, сентябрьскими, собеседниками. Как оказалось, Владимир, таксист из Красногорского района, так и не стал легализироваться, предпочтя остаться бомбилой. Что же касается Александра, который работает в Истринском районе, то он получил официальное разрешение на свою деятельность.

- Ну и чего бы мне дала эта легализация? - недоумевает первый. - Я работаю не в Москве, и поэтому никто ко мне не придирается. В Красногорске, как и во всем нашем районе, ситуация после принятия закона ничуть не изменилась. Так ради чего рыпаться?

Но немножко порыпаться, как выяснилось, все же пришлось. Он рассказал, как ему удалось схитрить. Оказывается, существует много мелких "таксофирм", которые могут организовать все нужные бумаги "для своих". Таким своим Владимир и стал в одной компании.

- Я сам решаю, сколько и кому платить в месяц. Да, в некотором роде это "крыша", но она мне понятна, а то, что предлагает власть, - мне не только непонятно, но и невыгодно: я не собираюсь устанавливать себе таксометр, лишаясь гарантии на авто. Ведь это вмешательство в конструкцию, которое сервисом не оговаривается.

Также помехой в регистрации своего дела для Владимира оказался и тот факт, что его машина оформлена в кредит и на жену. По нынешним правилам машины, взятые в аренду (коей кредит по сути и является), "перелицевать" в такси нельзя.

Безусловно, зачастую нежелание легализироваться подпитывается уверенностью в безнаказанности. Ведь, чтобы поймать правонарушителя, незаконно развозящего на своей машине страждущих, придется постараться. Если на автомобиле нет шашечек и другой извозчичьей атрибутики, доказать, что ею управляет таксист, будет очень сложно. Да и штрафовать автомобилистов только за то, что они паркуются у бордюра какой-нибудь больницы, магазина или кинозала, тоже никто права не имеет. Хотя любой из нас даже на глаз в состоянии определить, где стоит машина бомбилы, а где просто автомобиль, ждущий знакомых.

Так почему же закон, о котором писали все газеты и снимали сюжеты многие телеканалы, так и не пошел в народ? Вот мнение президента Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктора Травина:

- Во-первых, многие граждане попросту не хотят платить налоги государству. Общественность видела слишком много примеров, как наших честных налогоплательщиков деньги власть пускает по ветру. Если мы платим налоги, мы хотим, чтобы эти деньги действительно уходили на решение наших проблем, а не на чиновничьи интересы. Поэтому в нежелании легализироваться есть некоторая доля протеста. Ну и потом, насколько я помню, узаконить таксомоторы власть пытается уже долгое время. Но у нее это не получается. Данный закон - очередное свидетельство того, что написать на бумаге какое-то распоряжение - слишком мало. Нужно доказать потребителям, что легальный таксист - это удобно и выгодно. Пока что так утверждать нельзя. Ведь, чтобы вызвать легальное такси, человек должен позвонить диспетчеру, объяснить, по какой трассе ехать, с какой стороны завернуть во двор, у какого подъезда остановиться, заплатить потом за простой в пробке по счетчику... А чтобы поймать бомбилу, нужно просто выйти на улицу, поднять руку и за несколько секунд сторговаться в цене. Разница существенная.

Примерно такого же мнения придерживается и Вячеслав Лысаков, председатель совета автомобилистов "Свобода выбора":

- Две трети регионов создают разные барьеры, чтобы людям было неудобно принимать эти законы на местах. Чтобы периферийные чиновники не препятствовали таксистам, во втором чтении закона мне с коллегами удалось добиться единого и ограниченного всего пятью бумагами пакета документов (многие регионы - каждый у себя - предлагали утвердить более "пухлые" разрешительные пачки). Но этого мало, нужно поощрять честных частников, как это делает Москва.

Столица действительно поощряет зарегистрировавшихся таксистов, пропуская на все стоянки и через все шлагбаумы. И здесь, в отличие от многих регионов, не нужно, например, перекрашивать машину.

Как нетрудно заметить, все, кто так или иначе имеет отношение к этому закону, поделились на две группы: первые одобряют установление с оговорками про традиционные для такого рода документов неучтенные "косяки", другие же считают реформу абсолютно бесполезной.

А что же наш "таксист в законе", истринский Александр, одобрявший реформу чуть ли не с самого начала?

- Я и все мои коллеги "по цеху" получили лицензии, - спокойно ответил водитель. - Кто-то раньше, как я, и в Москве. Кто-то позже и уже у нас, в местной конторе. Удивительно, но и местные справились со всем быстро и легко. Регистрация оказалась довольно простой.

Как объяснил таксист, работать честно и легально ему оказалось даже удобней. В первую очередь прибавилось клиентов в родном городке - официальным такси готовы пользоваться не только дачники, но и чиновники с бизнесменами. Потом, Александра очень обрадовало то, что, приезжая в столицу, он пользуется всеми благами, созданными для легальных частных таксистов. Еще одним плюсом оказалась денежная сторона:

- Налоги я плачу по уму, ведь сейчас все-таки сезон дачников у нас в Истринском районе прошел, так что доходы небольшие. Но порадовало то, что, когда приехала с наездом местная "крыша", мы им платить отказались: "Мы теперь государству платим, с ним и разбирайтесь", - ответили. И знаете, подействовало.

"Крыша", к слову, создала на скорую руку собственную таксомоторную фирму, которая сейчас тоже работает и даже пытается конкурировать с независимыми частниками. Но, по мнению Александра, конкуренты проигрывают в сервисе:

- Набрали неместных каких-то, из-за этого с ними многие и связываться не хотят. А что касается регистрации, то не жалею, что прошел всю эту процедуру, - подытожил Александр. - Если понадобится ее продлить - с радостью сделаю.

В общем, вывод очевиден. Зарегистрировавшихся немного, но они вполне довольны жизнью. Бомбилы не исчезли и вряд ли канут в Лету - они всегда найдут способ избежать наказания и заработать на свой кусок хлеба с колбасой. Ну а в том, что многие продолжают работать без лицензии, есть вина не только граждан-нарушителей, но и наших чиновников. Ведь, если власть действительно заинтересована в эффективном законопроекте, нужно делать его максимально выгодным для соблюдающих его. И такие выгоды власть может дать при желании. Да хотя бы позволить таксистам ездить по выделенной для общественного транспорта полосе, разрешить работать на кредитных машинах, создать для извозчиков свой сильный профсоюз... Было бы, в общем, желание, а выгоды найдутся.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта