Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Во всем виноват... "заяц"

александр ДАНИЛКИН

Пассажир наш, если ему пойти навстречу, будет ничем не хуже иностранного

Какой же столичный транспортник не любит поговорить про "зайцев"? Но именно осенью тема безбилетников традиционно у них начинает обостряться. Осенний интерес вполне понятен: в преддверии Нового года так хочется приподнять прайс на билетик! Вот и костерят "заячью" публику. Но не пора ли и вам, друзья, вспомнить пословицу "на зеркало неча пенять..."?

Понятно, "зайцы" - это не очень хорошо. Но позволю себе напомнить апологетам ужесточения наказаний для безбилетников и увеличения цен вот про какую "мелочь": изначально и метро, и электрички были придуманы все же для того, чтобы народ мог на них передвигаться. А вовсе не для того, чтобы собирать с пассажиров деньги. Все это означает, что и приоритет должен быть у пассажирских интересов, как это будет ни удивительно для многих представителей транспортного начальства. У них ведь как: все силы бросим на то, чтобы ни одна мышь через турникет не проскочила в вагон без оплаты! А уж "заяц" - тем более.

- Между тем ситуация с рельсовым транспортом в столичном регионе все только осложняется, - считает доктор технических наук Николай Ергасов. - При увеличении пассажирских потоков мы наблюдаем дефицит принципиально важных идей и решений.

Действительно, куда-то исчезают удобные по времени электрички, их явно мало, а если вводятся новые, то это экспрессы, стоимость проезда в которых большинству ездоков просто не по карману. Словом, именно по этим причинам в вагонах метро и на пригородных маршрутах пассажирам все чаще приходится стоять на одной ноге. И потому любая наша поездка с работы или на работу становится испытанием на прочность. А главное - не сопоставимые с реальными зарплатами цены! Если в большинстве цивилизованных стран проездные на день, неделю, месяц приобретать крайне выгодно, то в Москве покупать проездной резон небольшой. Вот и плодятся "зайцы".

Любопытно, что транспортники в других европейских столицах почему-то не плачутся так, как наши: "Слишком дешевые билеты!.. Прогорели!.. Колоссальные убытки!.. "Зай-цы" не дают покупать новые поезда!.." Про наших так и тянет сказать: скупой платит дважды.

Никто не спорит, Московский метрополитен очень важен для столицы. Без него город пропал бы - там ежедневно перевозятся до 10 миллионов человек. Добавим туда еще несколько миллионов пассажиров электричек, и вот уже перед нами - население такой страны, как Греция. При этом, по словам метрополитеновцев, из этой "Греции на колесах" не оплачивают проезд почти треть пассажиров. Не лучше ситуация и с электричками. Правда, эти цифры - на совести счетчиков.

Теперь вопрос: если количество пассажиров только увеличивается, то что такого кардинального сделали наши транспортники, чтобы ситуация улучшилась? Следует признать: увы, никаких судьбоносных преобразований для облегчения жизни пассажиров метро и электричек за последние двадцать лет мы не наблюдаем, хотя разговоров предостаточно - про то же объединение поездов метро и электричек в единую систему, скажем. К слову, примеры объединения без труда можно найти во многих европейских городах. И к тому же ни в Праге, ни в Барселоне, ни в Берлине транспортники про "зайцев" почему-то не заикаются и не качают по этому поводу права. Более того, там вообще нет входных турникетов, потому и нет очередей на входе. Пассажир просто входит на территорию станции и покупает билет в автомате. Это выгодно ему. При этом блуждающих по вагонам контролеров вы там практически не увидите. Ну, очень редко такое бывает. Правда, если все же случится нарваться на "контриков", штраф довольно внушительный. Конечно же, при свободном проходе и редких контролерских рейдах тамошние транспортники понимают, что кто-то все-таки ездит и без билета. Но выловить всех "до последнего патрона" там цели не ставят. Тем более что ситуации у людей, которые пользуются таким транспортом, бывают самые разные, кого-то можно и простить.

И вот что удивляет: неужели наши транспортные бонзы впервые слышат про это? Вряд ли. Сколько уже делегаций наших перевозчиков для изучения опыта перебывало и в Праге, и в Барселоне, и в Берлине, и в других городах и весях. И все это видели своими глазами. Но караван идет по старому маршруту.

Для улучшения транспортной ситуации в столичном регионе у нас все больше хотят изобретать велосипед, хотя изобретать-то ничего не надо. Годами проверенный опыт того же Берлина можно полностью взять за основу. Метрополитеновская сеть там не уступит московской. И работает, как часы. Сеть метро и электричек давно объединена в систему. Билеты действительны и там, и там. Покупать проездной, допустим, на неделю безумно выгодно. Пересадки из вагонов метро в электричку удобны и близки. Так что пассажиры там нередко сами путаются, в электричке они едут или на метро. Разве что цвет вагонов подскажет. А удобства и комфорт везде одинаковы.

Да, и еще: на станциях там вы никогда не увидите толпы смотрителей. У нас же картина иная. Пассажир электрички первым делом встречается с билетным кассиром. При выходе на перрон ему сначала нужно преодолеть толпу охранников в боевой форме - приставлены к каждому турникету. В электричке у вас еще раз проверят билеты контролеры. И в конце поездки на выходе вы должны сунуть билет в пасть турникета, рядом с которым тоже стоит охранник, грудью отпугивающий "зайцев".

Если посчитать, во сколько обходится содержание такой гигантской армии проверяющих и смотрящих, то приходит на ум неожиданная мысль: чтобы платить всем им зарплату, безусловно, надо повысить цены на билеты.

Про моральные издержки подобного контроля и говорить не стоит: пассажиры под таким строгим присмотром чувствуют себя так же, как и зэки на прогулке.

Война с "зайцами" сегодня обходится всем, в том числе и добропорядочным пассажирам, слишком дорого, хотя при этом сами "зайцы", в которых транспортники сегодня видят главное зло, только плодятся и процветают. А подойти к решению этой проблемы принципиально с другой стороны у транспортных стратегов не хватает ни твердости духа, ни большого желания. В таких случаях они обычно говорят, что "все очень непросто", невозможно согласовать все с разными структурами и, конечно, "наш пассажир - это вам не немецкий, он дисциплину не жалует".

Но если полмира захотели и сделали транспорт удобным, то рациональные варианты решений и у нас есть наверняка. А травить и делать крайними "зайцев" по осенней пороше не так уж и благоразумно. Да и пассажир наш, если ему пойти навстречу, будет ничем не хуже иностранного.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта