Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

На птичьих правах

Почему в зоомагазине часто нарушаются правила содержания животных и что с этим делать

Птичий рынок был любимым местом продажи-покупки животных в советское время. Сейчас все изменилось: о том, что покупать домашнего питомца на "Птичке" нельзя, сейчас не знают лишь младенцы - спасибо прессе. Однако сильно ли отличаются условия содержания зверей в специализированных магазинах? Как оказалось - не очень.

- Заехали вчера в зоомагазин "Маугли" около Варшавской за опилками своим хомякам, - позвонила на днях в нашу "Книгу жалоб" Софья Владимировна. - Ну, и заодно пошла посмотреть на "живой товар". Закончилось все руганью и моими слезами. В одном, так сказать, террариуме стеклянном сидят две взрослые крысы - "мама" и "папа" - и куча крысок примерно месячного возраста и новорожденных. Самым большим шоком для меня стало, когда месячный крысенок ухватил зубами новорожденного и начал его есть на моих глазах. Я, конечно, выразила негодование продавцам, на что мне совершенно спокойно сообщили, что у них места нет и рассаживать живность некуда!

Так уж совпало, что буквально в те же дни мы из разных уст услышали впечатления о посещении других зоомагазинов. Они были не лучше.

- Был тут в "Четырех Лапах" на Рублевском шоссе, это рядом со станцией метро "Молодежная", - рассказал Павел. - Звери разных возрастов сидят в аквариуме под сильным светом, мальчики и девочки вместе. Все в порфирине (красные выделения, появляющиеся от яркого света на глазах и носу животного. - Авт.), чихают, чешутся. Я, конечно, сразу к продавцам - мол, неужели не жалко, надо же рассадить, пролечить... Реакции - ноль.

- Не первый год держу аквариум. И не первый год убеждаюсь: покупка рыбы в зоомагазине - это лотерея, - констатировала Алла. - Даже в самом навороченном и специализированном я периодически вижу мертвые тушки в аквариумах. А ведь, по логике, рыб должны помещать на карантин перед продажей. Но по факту... Видимо, везде придерживаются принципа: главное - продать побыстрее, а дальше уже не наше дело. Вернуть-то как некондицию не получится. Да и к продавцам она может приходить не в лучшем виде. Очень много рыбы приходит из-за границы, в основном из Азии. Там это очень серьезная индустрия. И ее там чем только не накачивают, чтобы придать товарный вид, а то, что она от всех этих стероидов загнется через месяц, понятно, никого не волнует.

Хотя, конечно, многое зависит от людей.

- В "Атриуме" у "Курской" есть зоомагазин в цокольном этаже, - рассказала "МП" Марина. - Животных там держат в очень плохих условиях: то клетки загажены, то воды нет. Но я заметила, что это зависит от смены продавцов. Иногда придешь - чистенько, а иногда - свинарник.

Увы, но подобные рассказы далеко не редкость. Насмотревшись на то, в каких условиях зачастую содержится "товар", очень многие любители животных опасаются приобретать себе животное в зоомагазине. Хотя призыв не покупать зверя в магазинах сродни призыву бойкотировать Олимпийские игры - какие бы ни были весомые претензии к организаторам игр, страдают от этого прежде всего спортсмены. В нашем случае животные лишаются шанса найти хороших хозяев.

Торговать животными в "зверских" условиях аморально, и эта нехитрая аксиома должна быть закреплена законодательно. Сделать это трудно, но можно. Сейчас торговля животными осуществляется только по лицензии, но беда в том, что выдается она практически всем и каждому. В идеале, думается, условия ее получения должны в том числе оговаривать обязательное получение животными ветеринарной помощи в кратчайшие сроки, надлежащие условия содержания, необходимую профильную квалификацию продавцов (а не просто опыт работы в торговле)...

Что же можно требовать уже сегодня? Как объяснили "МП" в Обществе защиты прав потребителей, покупателю должна быть предоставлена информация о животном, которое он покупает. Видовое название, сведения об особенностях содержания и разведения магазин должен либо озвучить человеку, либо, как минимум, "приложить" к будущему питомцу какую-нибудь брошюру или распечатку. Вместе с живностью покупателю передается товарный чек, подписанный лицом, непосредственно осуществляющим продажу, в котором указывается видовое название и количество животных или растений, наименование продавца, дата продажи, цена.

При этом незащищенными в правовом аспекте могут оказаться как покупатели, так и продавцы. Закон о защите прав потребителей применительно к работе зоомагазинов рассматривает животных как товар. Но как оценивать степень износа, брак, несоответствие заявленным требованиям такого товара? Можно ли его вернуть в течение двух недель, как чайник или стул? Иногда можно, но сложно. Если сохранился чек и у вас есть официальное заключение ветклиники, обследовавшей ваше животное и сделавшей заключение, что оно было приобретено уже больным, например.

- Нам постоянно звонят граждане и жалуются на зоомагазины, где животные содержатся в плохих условиях, - рассказала "МП" зоозащитник Светлана Ильинская. - Но по сути мы ничего не можем сделать - нет нормального законодательства. Задумайтесь, ведь нет критериев, по которым можно решать, годно для продажи животное или нет. Зверям достаточно не иметь глистов и лишая, чтобы попасть на прилавки.

А между тем в цивилизованных странах указаны даже размеры клеток, в которых должен содержаться тот или иной вид. У нас же продавцы поступают, как хотят. То же самое с кормежкой: зоомагазин сам вправе решать, сколько раз в день кормить котенка или щенка.

- Но есть ли какая-то возможность бороться с этим?

- Фактически - нет. Сейчас проверки могут проводить только специалисты из ветеринарного объединения. Сами же граждане не могут никуда обратиться. Единственное, что любой человек может сделать, это попросить взглянуть на разрешение торговать зверьми. Очень часто случается так, что зоомагазины имеют лицензию на торговлю кормами для животных, игрушками, клетками - чем угодно, но не самими животными. В таком случае магазин удастся прикрыть. Но и ругаться с продавцами нам нельзя.

- Почему?!

- Если мы начинаем оказывать давление на какой-то зоомагазин, больное животное попросту пропадает с прилавка. И где оно потом оказывается - одному богу известно. Еще важный момент - птичий рынок. Вот где творится полнейший беспорядок. Если внешне животное здорово, продавец может выставить его на продажу. Но эти правила попросту смехотворны. Уже во всем мире, например, нельзя торговать собаками и кошками в зоомагазинах - только в специализированных клубах, и никак иначе. И самое плохое, что законодатели ничего не предпринимают для улучшения ситуации. Ситуацию можно назвать чрезвычайной. Единственный способ хоть как-то изменить ситуацию - это... помогать плохим зоомагазинам. Мои знакомые даже клетки дарят некоторым магазинчикам, лишь бы звери здоровы были. Потому что ругаться бесполезно - виновник споров просто исчезнет из магазина в неизвестном направлении.

Хотя, наверное, и ругаться имеет смысл:

- В Кузьминках за кинотеатром "Высота" раньше небольшие клетки были набиты попугайчиками, аквариумы грязные, клетки с грызунами выставлены вдоль витрины (окно во всю стену) зимой - прямо у стекла. Сомневаюсь, что тепло им было. Клетка с кроликами стояла на полу под попугаями, вся грязь с обуви летела к ним, да еще и прутья резонировали от топота, - рассказала нам жительница Кузьминок Наталья. - И тогда пенсионерки и сердобольные посетители начали регулярно действовать на нервы продавцам, кассирам, охранникам. Говорят, были и жалобы главе управы. В результате сейчас там все более-менее пристойно. А значит, кое-что мы тоже можем улучшить.

Дарья ЛАРИОНОВА, Никита МИТРОХИН

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта