Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Коммунальная сверка

Усиление роли народного контроля

Ирена ТАТОНОВА

Федеральная служба по тарифам планирует ввести такое понятие, как электронная сверка счетов за жилищно-коммунальные услуги. Это означает, что каждый отдельно взятый гражданин посредством интернета сможет сверить цифры в своих квитанциях с тарифами, которые на законных основаниях установлены в том или ином регионе: не обсчитались ли поставщики услуг или управляющие компании в свою пользу и во вред обывательскому кошельку.

Конечно, такая благодать с выведением на чистую воду махинаторов посредством тотального народного контроля наступит не завтра. Тем более что тарифы нам обещают повысить в очередной раз не с нового года, а только со второго полугодия, с июля. Стало быть, время пока есть, чтобы авторы внедрили такую систему, а граждане - плательщики за ЖКУ - ее освоили.

В Федеральной службе по тарифам обещают: потребители смогут сами в режиме реального времени контролировать изменения тарифов и порядок расчетов. На официальном сайте этой организации (http://www.fstrf.ru/calc) уже работает (мы сами проверяли) калькулятор цен на электроэнергию. Надо только внимательно изучить страницу, тщательно заполнить все поля и не забыть нажать кнопочку, чтобы запустить подсчет.

Безусловно, такой контроль за формированием тарифов принесет свой положительный результат: где еще найти столь добросовестных и исполнительных контролеров, как не в лице самих потребителей ЖКУ? Многие аналитики считают, что такая система сверки сведет к минимуму создание фирм-однодневок, которые только и делают, что обсчитывают граждан и растворяются в туманной дали. А потребители, заплатив сполна, остаются один на один со своими коммунальными проблемами.

Кстати, Федеральная служба по тарифам разрабатывает еще и коммунальный калькулятор. Он сейчас работает в тестовом режиме, там пока задействованы не все субъекты Федерации. С помощью такого калькулятора можно будет проверять правильность начисленных сумм за прочие коммунальные услуги - холодное и горячее водоснабжение, газ, отопление и т. д.

Некоторые эксперты, правда, считают, что эффективность от такого потребительского контроля будет не очень высока. Дескать, тарифы все равно устанавливает региональная энергетическая комиссия. Однако недавний случай в одном из подмосковных городов, например, показал, что наживаться на потребителях любят не только компании-однодневки, но даже властные структуры. Так, жителям этого муниципального образования стали выставлять непомерные счета за электро-энергию, потраченную на освещение общедомового имущества - подвалов, лестничных клеток. "Откуда цифры?" - возмутились жильцы. С вашего общедомового электросчетчика, ответили им в компетентных организациях. И лишь длительные разбирательства привели к тому, что ситуацию удалось прояснить и избавить потребителей от завышенных платежей.

Все дело оказалось в том, что жителям приходилось платить и за тот свет, который нагорал за счет уличных фонарей, установленных не на придомовой территории, а закрепленных на стенах домов.

Таких домов в городке оказалось 38 - на каком один фонарь, а на каком и два. Но за электричество, "съеденное" уличным освещением, платить должен город, а не отдельные проживающие, на которых почему-то решили спихнуть эту "почетную" обязанность. Вот вам очередная схема отъема денег у честных граждан.

Вообще то, что сегодня творится в ЖКХ, - сущий беспредел.

Это отмечено и в высшем эшелоне власти: президент страны заявил, что руководители муниципальных образований могут поплатиться должностью за нарушения в сфере ЖКХ на подведомственной территории. Он также поручил своим полпредам на местах чаще вникать в проблемы ЖКХ. По мнению президента, управляющие компании, замеченные в нарушениях на ниве ЖКХ, должны преследоваться в судебном порядке. Ведь нередки случаи, когда коммунальные объекты попадают в управление случайным людям (причем за копейки) или наоборот - родственникам высокопоставленных чиновников на местах. И те, и другие нещадно эксплуатируют то, что уже имеется, совершенно не занимаясь модернизацией и обновлением хозяйства. Отсюда, видимо, и такие дикие случаи, как в Екатеринбурге, где посетителей развлекательного учреждения на днях буквально сварили в кипятке из прорвавшейся трубы.

Казалось бы, на фоне такого беспредела и размаха злоупотреблений, что может сделать отдельно взятый потребитель без прав и влиятельных родственников? Оказывается, может. Потому что таких потребителей много. И они вправе знать, куда идут их деньги, сколько отправляется непосредственно на оплату услуг, сколько на ремонт, сколько прибыли у управляющей компании и т. д.

- Сама по себе электронная сверка - идея интересная, - прокомментировала нашей газете юрист Общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" Мария Свиридова. - Это действительно позволит потребителю проверять правильность начисления сумм за те или иные услуги, верность пересчета, связанного со льготами, правом на субсидию. Сейчас электронные единые платежные документы (ЕПД) уже появились в районных ГУ ИС. Вопрос только в одном: насколько такая электронная сверка будет доступна каждому потребителю? Даже в Москве сегодня не у каждого есть компьютер и выход в интернет, особенно это касается людей старшего поколения. А в некоторых регионах ситуация намного хуже. Как там будут проверять правильность начисления рядовые потребители? Будет ли для них доступна электронная сверка? Подождем: время покажет, как будут развиваться события с повсеместным внедрением подобной системы контроля.

Для облегчения нашей с вами жизни и обороны от махинаторов нам обещают сделать еще одну ступень защиты - разработать типовую для всей страны форму платежки за ЖКУ. Там будут четко разграничены виды услуг: стандартный набор услуг для каждой квартиры, услуги по общедомовому имуществу, услуги, которые введены по желанию самих жильцов, прочие услуги (куда войдут, например, коллективные антенны, радиоточки и прочее). Документ также позволит сделать коммунальные платежи более прозрачными.

Поживем - увидим, насколько прозрачной станет мутная коммунальная вода от очередной затеи. Пока же вся система ЖКХ - как одна огромная труба по водоотведению, нет, простите, по деньгоотведению на чьи-то личные счета и в бо-о-ольшие бездонные карманы.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта