Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Два вековых юбилея

Юлия Никольская

С 1 июня 2011 года музей-панорама "Бородинская битва" закрыт на ремонт, чтобы в преддверии празднования двухсотлетия победы в войне 1812 года создать новую, современную экспозицию. Однако в будущем году сам музей отмечает не менее знаменательную дату - вековой юбилей. О том, как проходят реставрационные работы, а также о новой экспозиции корреспонденту "Московской правды" рассказала главный хранитель музея, заслуженный работник культуры РФ Лидия Леонидовна ИВЧЕНКО.

- Лидия Леонидовна, музей-панорама "Бородинская битва" в 2012 году отмечает свое столетие. Расскажите, с каким багажом он подходит к этой дате?

- Свою родословную музей ведет с момента празднования столетия Отечественной войны 1812 года. Именно к этому юбилею был создан главный экспонат нашего музея - панорама Бородинской битвы, автором которой является прославленный художник-баталист Франц Алексеевич Рубо. Это была третья по счету созданная им панорама Бородинского сражения, и ее художник считал лучшей. Этот экспонат действительно уникален, на протяжении многих лет он привлекает внимание посетителей, которое с годами не гаснет, а даже наоборот. Панорамой интересуются и дети, и взрослые, и иностранные туристы, ведь главный экспонат нашего музея известен далеко за пределами России.

- Где изначально находился главный экспонат музея?

- Впервые панорама демонстрировалась сто лет назад в деревянном павильоне на Чистых прудах, и лишь спустя полвека было специально выстроено это здание на Кутузовском проспекте.

- С июня музей закрыт на ремонт, что нового смогут увидеть посетители по его окончании?

- Время идет, и не только деревянные постройки, но и каменные сооружения из стекла и бетона ветшают. Поэтому сегодня в преддверии двухсотлетия Бородинского сражения мы прилагаем усилия, чтобы здание было отремонтировано, были исправлены недостатки как с внутренней, так и с внешней стороны строения. Эти работы у нас ведутся полным ходом. Кроме здания самой панорамы, существуют еще и экспозиционные залы. Когда здание было построено, предполагалось, что они будут использоваться как выставочные, однако к музею в то время был проявлен такой неподдельный интерес, что люди стали приносить экспонаты - фамильные реликвии. Таким образом, панорама еще не открылась, а у нас уже начала складываться фондовая коллекция.

История нашего музея такова, что сама панорама была отреставрирована в 1962 году по инициативе Государственного Бородинского заповедника, и изначально предполагалось, что она будет филиалом при Кутузовской избе, которая тогда еще была филиалом государственного музея на Бородинском поле. И первые экспонаты несли именно в Кутузовскую избу. Но со временем получилось наоборот - панорама стала основным экспонатом нашей экспозиции, а Кутузовская изба - отделом. Поэтому, собственно, место, где стоит сейчас панорама, выбрано не случайно - по соседству с Кутузовской избой, где в далеком 1812 году было принято решение оставить Москву без сражения, для того чтобы сохранить армию. А сейчас у нас ведутся широкомасштабные работы по ремонту не только панорамы, но и самой избы, так как она простояла с 1887 года фактически без ремонта. Что в ней только не было после революции 1917 года! И люди жили, и медицинские учреждения располагались... На сегодняшний день сгнили очень многие перекрытия, опоры, поэтому ремонт просто необходим для обеспечения безопасности посещения. Современные условия хранения таких знаний предполагают и противопожарную пропитку, а также пропитку от насекомых, которые изрядно попортили деревянный сруб.

- В собрании вашего музея хранятся поистине уникальные вещи, расскажите поподробнее о коллекции.

- Удивительно, но сто пятьдесят лет назад никто не верил, что музею удастся собрать приличную коллекцию экспонатов, потому что основная часть находится в Государственном Историческом музее. Очень многие находятся в Петербурге - Эрмитаже, Русском музее, Музее Суворова... Но со временем мы показали себя вполне дееспособными, поэтому смогли собрать свою собственную уникальную коллекцию.

- По каким видам велось комплектование?

- Прежде всего невозможно создать выразительную экспозицию, если нет крупномасштабных батальных полотен. Без художественного изображения нельзя себе представить вой-ну 1812 года. Изначально особое внимание было направлено на поиск картин. Это и батальная живопись, и, конечно же, портреты главных действующих лиц эпохи. По этому направлению как велась, так и ведется большая поисковая работа. Сейчас в нашем собрании есть работы таких известных художников-баталистов, представителей академической школы, как Самокиш, Черка, Мазуровский, - их полотна могут украсить любую коллекцию. Есть портреты известных русских военачальников - в первую очередь Михаила Илларионовича Кутузова, выполненный художником Романом Волковым, который написал его сразу же по окончании войны 1812 года. Это фактически последний прижизненный портрет полководца, где он изображен с лентой Святого Георгия первого класса, полученной им за победу в войне. Кроме живописных произведений, мы собирали и экспонаты декоративно-прикладного искусства. Во-первых, есть очень много сувенирной продукции - фарфоровые чашки с изображением Александра I, прославленных русских военачальников. Целая серия изделий из фаянса, стекла и фарфора, посвященных пожару Москвы. Большая коллекция обмундирования того времени, предметы археологии, такие, как пули, ядра и осколки гранат. Земля на Бородинском поле была щедра на такие находки. Также мы собирали графику - литографии, гравюры, на которых отображены события 1812 года. Это одно из самых обширных наших собраний - около двенадцати тысяч единиц. Значительную часть коллекции составляют карикатуры, которые особенно прижились в Великобритании, это их традиционный способ проявления общественного мнения. В те времена, когда у России был с нею союз, эти карикатуры всячески поддерживали русскую сторону в войне с Наполеоном. В те короткие промежутки времени, когда отношения между нашими странами портились - например, времена Тильзитского мира, - карикатуры были направлены против внешней политики России. Но именно в 1812 году британские карикатуристы были на нашей стороне, и поэтому они не щадили Наполеона. Кроме того, у нас есть и русские карикатуры. И. И. Теребенев создал целую серию, посвященную войне 1812 года, с ироничными надписями. Эти сюжеты завоевали такую популярность, что была создана целая азбука, с помощью которой дети учились читать. Причем не только в послевоенные годы, но и во время Крымской кампании. Русский хирург Пирогов писал, что именно эти карикатуры научили его любить Отечество. Есть у нас и солидная коллекция нумизматики, большую часть которой нам повезло приобрести у известного коллекционера.

- Изменится ли экспозиция музея после ремонта?

- Надо сказать, что в новой экспозиции мы решили сделать акцент не только на сами события того времени, как это делалось традиционно, а еще и показать, как эти события отразились на сознании людей в частности и на русской культуре в целом. Более того, в последнее время проявляется интерес не только к масштабным событиям, но и к тому, как русские офицеры существовали в мирные дни, какие книги читали, из каких тарелок ели, какими предметами обихода пользовались.

Поэтому в новой экспозиции будут представлены предметы быта. Одно из последних наших поступлений - коллекция русского олова рубежа XVIII - XIX веков, что само по себе большая ценность.

Кроме того, бытует мнение, что русский офицерский корпус, состоящий из дворян, непременно должен жить материально обеспеченной жизнью, на самом деле две трети русских офицеров происходили из малообеспеченных семей с большим количеством детей. На тот момент военное ремесло было лучшим способом прокормить себя и свою семью. Жалованье было значительно выше, чем на гражданской службе, но тем не менее это были небольшие деньги. Так что быт офицеров-дворян мало отличался от солдатского, те же самые оловянные ложки, миски.

Нам очень хотелось бы показать также разницу между двумя противоборствующими сторонами: в военном искусстве, в быту и т. д. Причем в данном случае мы не ставим себе задачу давать оценки. Хотя, конечно же, мы не скрываем, что нам ближе наша страна.

- Как часто пополняется коллекция музея? От каких факторов это зависит?

- Это зависит от многих факторов. Конечно же, необходимо, чтобы мы нашли интересные для нас экспонаты. Надо сказать, что сотрудничество с коллекционерами и антикварными салонами - надежный источник поступления экспонатов. Мы очень благодарны тем, с кем сотрудничаем, потому что именно благодаря им мы приобрели очень интересные экспонаты. Одно из последних наших поступлений - фарфоровая чашка, выполненная во Франции накануне войны 1812 года. На ней помещен календарь по месяцам со знаками Зодиака. Из этого видно, что как сейчас люди увлекаются астрологией, так же они увлекались и тогда. И, судя по акту экспертизы, эта чашка была изготовлена для того, чтобы принести ее в дар при дворе Наполеона в новом, 1812 году.

Естественно, мы приобретаем экспонаты, если располагаем средствами. В этом нам помогает Департамент культуры при правительстве Москвы, которому мы очень благодарны, так как плановых денег, выделяемых нам для закупки, часто не хватает. В прошлом году мы приобрели около двухсот экспонатов. Большое везение, что нам удалось приобрести русский клинок, так как антикварное русское холодное оружие - большая редкость. На само это обстоятельство, конечно же, повлияли пережитые нами революционные потрясения в 1917 году, когда были практически полностью разорены полковые музеи. Ведь до революции в России при каждом полку существовал свой музей. Потом многие полковые коллекции были вывезены за границу, а то, что осталось в стране, было бог знает где рассеяно.

А вот французское оружие можно достать без труда. Наша коллекция насыщена им настолько, что представлены все экспонаты от начала Наполеоновской кампании и вплоть до коронации Бурбонов в 1814 году.

- Ремонт любого, особенно такого важнейшего исторического памятника, как музей-панорама "Бородинская битва", это, безусловно, большое событие, связанное со многими трудностями. С какими проблемами пришлось столкнуться вам?

- Больше всего трудностей доставляет 94-й закон, согласно которому любые работы, будь то реставрация или ремонт, должны быть проведены на условиях конкурса или аукциона. Это обстоятельство заставляет сильно волноваться, потому как все реставрационные работы должны выполняться профессионалами, случайных людей здесь быть не может. Например, сейчас идет реставрация переднего плана полотна панорамы. Формально получается, что принять участие в конкурсе может кто угодно. Но если в итоге нам не нравится работа - это означает, что уникальное живописное полотно испорчено. Так что ремонт приносит много тревог и волнений.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта