Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Улица безъязыкая

Сергей БОГАТКО

Каждый, кто управляет процессом (неважно, варит ли он суп на кухне или в ЦУПе осуществляет стыковку космических кораблей), знает: пауза - тоже информация. Для музыканта пауза - тоже нота. "Держать паузу" умеет не каждый актер. Увы, зачастую очень невнятная "музыка" сопровождает водителя. Нет, речь вовсе не о помехах в аудиосистеме, а об информационном обеспечении человека за рулем.

Известно, что 85 процентов дорожно-транспортных происшествий порождены "человеческим фактором". А что если попробовать не только требовать, "бороться", но и как-то помочь этому "фактору"? Нельзя ли облегчить движение на дорогах, и не в ...надцатом году, а, скажем, в ближайшее время? Такие пути, не требующие миллиардных капвложений, есть, и они осуществимы в рамках текущих расходов. На первый взгляд это мелочи, но не зря говорят - дьявол кроется в мелочах. Вот пример из обыденной практики.

Москва. Час пик. Лавина машин. Тот москвич, для которого автомобиль - не роскошь, а часть образа жизни, следует привычным маршрутом. Он сам себе диспетчер. Зная все повороты, знаки, светофоры, катит, словно по невидимым рельсам, заблаговременно, как на стрелочных переводах, занимает нужный ряд. Так ездят многие, но далеко не все.

Радиально-кольцевую Москву надо знать, и знать хорошо. Иные улицы виляют змейкой, перемежаются грубыми переломами со смещением. Даже если трасса прямолинейна, она может по ходу движения неожиданно изменить свое название. Думается, именно за подобные чудеса нашу древнюю столицу нередко называют первоприкольной.

Но вот бывалый москвич, зная все загогулины, следует привычным маршрутом и только молится, чтобы кто-нибудь не сломался, не притерся, тогда общая беда - пробка. Как вдруг впереди водитель занервничал. Он то притормаживает, то нагоняет, головой вертит - то одну полосу займет, то другую, то через окно пытается пообщаться с попутчиками. И все это внутри потока. Идущие следом начинают его ненавидеть: мигают, сигналят, звереют. Градус опасности растет, а закипающий адреналин - скверный помощник водителю. К тому же ярость - штука заразная, особенно в толпе.

А злосчастный водитель просто заблудился. Это или приезжий, или москвич, но из другого района. В Москве около пяти тысяч улиц, переулков, площадей, проспектов, бульваров, набережных, шоссе и проездов. В самом городе до 4 млн. автомобилей. Кроме того, ежедневно из регионов в столицу прибывает около 400 тыс. единиц.

Карта города помогает слабо, потому что придорожные указатели редки. А когда здания отступают в глубь квартала или за деревья, различить название улицы с проезжей части невозможно. Приезжий, попавший в информационную пустоту, жмется к обочине, чтобы отловить туземца и опросить его. Но далеко не каждый подскажет, где искомая улица. И даже не каждый житель квартала знает, где этот проклятый дом №, дробь корп., дробь строение. Нумерация домов зачастую хаотичная. А решать головоломку надо быстро - сзади водители корчатся от злости: гудят, сверкают.

Минувшим летом Владимир Путин заявил, что с 2012 года автомобили в России будут продаваться со встроенной системой ГЛОНАСС. По словам премьер-министра, навигационный комплекс поможет повысить уровень безопасности на российских дорогах. Разрабатывается интеллектуально-транспортная система Москвы, которая позволит уменьшить пробки, улучшить транспортную ситуацию. Правда, установка навигационного оборудования будет производиться не на всех автомобилях, которые сходят с конвейера, а лишь по желанию заказчика.

Навигатор - вещь, безусловно, полезная, хотя еще далекая от совершенства. А надо ли ждать полноценной космической поддержки? Ведь, как говорится, пока солнце взойдет, роса очи выест...

Даже самое обычное (в европейском понимании) оснащение дорог и улиц России указателями заметно повысит их пропускную способность. Наша ГИБДД щедра на знаки запретительные и крайне скупа на информационные. Наше пренебрежение к информационному обеспечению изумляет мир. Когда в 1968 году войска Варшавского договора вошли в Чехословакию, местные патриоты тайно перевешивали дорожные указатели, чтобы запутать "гостей". Наив-ные янеки сусанины! Русские даже не заметили тонкого коварства; они привыкли двигаться по направлениям.

В Подмосковье ситуация похожая. Там уже москвичи оказываются в интересном положении. Скажем, в Балашихе, знаменитой своими интеллектуалами, с виду приличные дорожки будто специально заводят проезжих в какой-нибудь одичалый лесопарк или на глухой пустырь. Хорошо, если попадется уединившаяся парочка - быстро пошлют по адресу.

А ведь дело-то копеечное - тюбик краски, и хоть пальцем на бетонном заборе начертали бы название улицы, проезда... Почему же не пишут? Думается, помимо элементарной лени, есть тут своя логика. Деревенская. Мол, родную деревню свои люди знают, а до чужих заботы нет. Но коли так, то и вывод должен быть столь же простой. Раз городская администрация любит жить по-деревенски, то и штаты, и бонусы должны быть соответствующие...

И все же в столице признаки небрежного отношения к "человеческому фактору" выглядят наиболее зримо. Вот, к примеру, рекламы-растяжки над улицами. Гадость, конечно. Ну, ладно, городу деньги нужны. Но скажите, кто придумал обрамлять эти растяжки двумя вертикальными полосами, по форме очень похожими на светофоры? На одной звездочка, на другой номер телефона. Если растяжку кто-то прочитает, то для чтения "вертикальки" нужно голову вывернуть до хруста. Истекает срок аренды, растяжку снимают, а "вертикальки" оставляют. Водитель, зажатый автобусами, фурами, вглядывается в этот темный (совершенно неразличимый против света) прямоугольник и гадает: то ли это неумытый светофор, то ли лампа в нем слабая?.. И только вблизи различает: да это просто тряпка какая-то.

А в потоке на миг отвлекись - и ага... Наукой доказано: опытный водитель может воспринять в течение 1 секунды не более пяти объектов, в условиях плохой видимости или при интенсивном движении за это время - лишь один-два объекта и т. д. и т. п. Никто с наукой не спорит. Но от года к году болтаются эти пугала дорожные на самом видном месте - над проезжей частью московских улиц, как, извините, засохшая сопля на воротнике. Догадался бы кто-нибудь если не снять, то хотя бы изменить конфигурацию...

Вопросы мелкие? А не скажите. Стоило приложить усилия, и наступали заметные улучшения. К примеру, приучили водителей уважать "зебру"? В основном приучили. И ремнями пристегиваются, и ближний свет включают днем. Запретили режущие глаза галогенные фары-самоделки. Многие уменьшили тонировку стекол. Лучше стало? Конечно, лучше. И все это продвинулось относительно недавно. Сколько жизней спасли, сколько бед отвели такие мелочи...

Но надо продолжать. С наступлением лета вновь иногородние водители наполняют улицы; и они будут метаться, "аки скоты блудящие", там, где получат информационную поддержку. Между тем размещение дорожных указателей - непростая наука и особое искусство. Донести информацию водителю, причем втолковать ее за какие-нибудь мгновения, - дело непростое, требующее и старания, и таланта.

Но кто сказал, что Россия бедна талантами?! Прошлым летом на пересечении магистралей в районе Фрязево попал я в пробку. Какая-то она получилась нехорошая, прямо-таки беспросветная. Смешались в кучу фуры, кабриолеты, прицепы. И, как бывает при судороге, малейшее шевеление только усиливало спазм. Короче, полный цугцванг: еще немного, и без автогена нас уже было бы не растащить. Те, кто смог выбраться из кабин, орали друг на друга, махали руками. Казалось, еще чуть-чуть, и дойдет до драки...

И тут к нашему ревущему стаду подлетел на мотоцикле гаишник. Окинув веселым взглядом поле брани, он начал действовать. И сразу стало ясно - это профи! Одновременно он видел всех и каждого в отдельности. И каждый водитель улавливал малейший его жест. Мы, создатели дорожного ералаша, выглядели теперь не упертыми козлами, а людьми вполне вменяемыми, понятливыми, чуткими. Безобразное скопище машин начинало шевелиться, двигаться, принимало вид упорядоченных потоков. Оказалось, что и аварий-то никаких не случилось.

Одной рукой в ладоши не хлопнешь, но мысленно мы аплодировали регулировщику. Может быть, надо было остановиться, вернуться, сказать ему спасибо. Движение не позволило. Мы благополучно разъехались, унося в душе благодарность и восхищение мастерством.

С чем сравнить этот эпизод? Кто любит музыку, мог видеть в записи один из блистательных концертов Леонарда Бернстайна, когда маэстро руководил огромным оркестром и, должно быть из куража, заложив руки за спину, дирижировал одной только мимикой - взглядами, бровями, губами. Причем исполнялся какой-то пламенный, бешеный галоп. Это было бесподобно.

Жаль, нет видеозаписи развода той пробки при Фрязеве. Зрители - кто понимает - получили бы истинное наслаждение и согласились бы: там гаишник явил такое высочайшее мастерство - Бернстайн отдыхает!..

Да, многое могут наши люди. Когда захотят.

Москва - Подмосковье.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта