Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Москва резиновая

Чего ждать от экспансии города на юго-запад?

Который день Москва и окрестности обсуждают внезапную властную инициативу по ее - Москвы - прирастанию. О степени этой внезапности говорит хотя бы то, с каким удивительным единодушием отказываются от подробных комментариев "профильные" чиновники. Неофициально же, вне протокола, признаются, что узнали о решении из новостей. Никаких предварительных проработок, экспертиз, поручений и тому подобных традиционных для бюрократии действий никто из "тематических" министерств и ведомств даже и не предпринимал. Ибо не было отмашки. В ожидании "устаканивания" ситуации и разработки убедительного ура-патриотического объяснения необходимости вытягивания Москвы на юго-запад корреспонденты "МП" попытались выяснить у экспертов, чего ждать и чего уже начинать бояться.

Одна триллионная Бутова

Властная инициатива по "обрезиниванию" Москвы в одночасье лишила покоя сотни тысяч людей.

- Наверное, тем, кто стремится стать москвичом, идея расширения Москвы в область кажется заманчивой, - говорит жительница Подольского района Ирина Захарова. - Конечно, некоторых пенсионеров соблазняет московская пенсия, прочие весомые столичные социальные гарантии. Однако надо понимать, что вопрос со сменой статуса решится не в одночасье. А в противовес жителей области могут ожидать совсем неприятные последствия в виде сноса частных домов и дач с садами и огородами.

Слышала, что мэр столицы Сергей Собянин обещал не устраивать в данном случае подобие инцидента с Химкинским лесом. Хорошо бы! Но, думается, конфликты все равно будут: уж очень проект грандиозен.

В Подольском районе есть, например, очень красивые, достаточно глухие места, где встречаются буквально все птицы средней полосы России, бабочки садятся вам на руки, необыкновенное разнотравье, в сезон - ландыши, земляника, грибы, орехи. И это в каких-то 25 - 30 километрах от шумного и загазованного мегаполиса. Начнется строительство - конец природной первозданности.

Потери очевидны. А приобретения? Как скоро жители новой территории смогут приблизиться к столичным благам? Будет ли здесь метро? Когда? Явно не скоро. А пробки с началом строительства и переводом сюда армады чиновников только усугубятся. У нас станет примерно так, как на нынешних правительственных трассах. И уж если наступление столицы неизбежно, то хотелось бы попросить московские власти поддерживать средствами из достаточно объемного городского бюджета культурно-исторические объекты, ведь здесь, например, в этой части Московии, в усадьбе Остафьево, Карамзин написал несколько томов "Истории государства Российского". Очень много на нашей земле памятников старины, усадеб, хозяевами которых были люди просвещенные, внесшие немалый вклад в развитие страны.

Обитательнице Подольского района вторит наша читательница Елена Мамедова, чья квартира находится в Троицке, а дача - в нескольких километрах от него:

- Главное, что преобладает сейчас в настроениях жителей нашего города, - это недоумение и страхи. Недоумение - по поводу внезапности решения и полного отсутствия открытых предварительных слушаний по этому поводу. То есть мнения людей, которых непосредственно коснутся все эти территориальные пертурбации, никто даже и не подумал спрашивать. А страхи у нас в первую очередь "экологические". Ведь дураку ясно, что проще - забрать под застройку частные владения, долго судиться с частниками, выплачивать им деньги, переселять или пустить под пилу лес. А лес и, значит, воздух - это единственное, с чем у нас тут еще в порядке. Да и владельцев дачных участков - тех самых сакраментальных шести соток - перспектива расставания с ними отнюдь не радует. Что же касается пряника в виде гипотетических московских пенсий, то люди прекрасно понимают: это настолько дальняя перспектива, что о ней нет смысла и думать. В общем, пока народ находится в глухом недовольстве, но это до поры, пока не коснулось непосредственно. А как коснется, думаю, мало не покажется. Бутовский конфликт будет представляться дружеской беседой по сравнению с тем, во что может вылиться конфликт с застройщиками этих земель.

Земляк Елены, Роман Болдырев, не увидел в инициативе ничего, кроме соблюдения личных интересов чиновников:

- Я живу в Троицке, в 20 километрах от МКАД по Калужскому шоссе. Каждое утро народ стоит в пробках, ожидая, когда по перекрытой трассе изволят проехать обладатели "понтовых" номеров АМР. А проезжать они изволят из элитных домов, понастроенных в 10 - 15 километрах от МКАД. Думаю, что решение о переносе госструктур из центра в замкадье объясняется облегчением жизни всем этим слугам народа - так им ближе на работу будет ездить.

Страхи и недоумение жителей новоприобретенного "аппендикса" разделяет ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов:

- Конечно, никто не говорит о том, что вся гигантская приобретаемая территория отойдет федеральным чиновникам и что они вообще что-нибудь получат из этого. Да, кто-то, живя в непосредственной близости от нового места работы, выиграет. Но большинство проиграют. Несмотря на обилие лесных участков, рискну предположить, что они вряд ли захотят ехать так далеко и пожелают остаться возле нынешних границ Москвы. Или вообще в Москве. Вот кто вам сказал, что гос-учреждения передут в "Новую Москву"? Я, например, не исключаю вариант, при котором туда как раз передут москвичи, а власть вдруг "неожиданно" увидит, что исключительно удачно можно разместиться внутри Бульварного кольца или Садового. Или внутри того и другого сразу - например, работать внутри Бульварного, а жить - внутри Садового. И тишина, и никто не мешает, все надоедливые москвичи отселены на границу Калужской области. И будет ли кому-нибудь дело до того, что привычный образ жизни десятков тысяч жителей уже нарушен и станет меняться дальше? Что все, что эти люди создавали десятилетиями, на что тратили душевные и физические силы, тратили свое здоровье, деньги в конце концов - все это в одночасье отправили в тартарары? И при этом никто не знает, что еще случится и какие еще потрясения нас всех ждут.

- Что касается чудесного обретения жителями Подмосковья неких "общественных благ", думаю, это если и случится, то не скоро, - делится другими опасениями с "МП" эксперт. - В ближайшее время мы точно не увидим никаких "прибытков". Проект слишком сырой и принят очень поспешно. Теоретически, в очень отдаленной перспективе, может быть, и появятся какие-то "блага", но, как сказал поэт: "Жаль только, жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе". Хотя для того, чтобы уравнять жителей, живущих в разных районах, властям рано или поздно придется пойти на это, чтобы хоть как-то минимизировать недовольство граждан. Весьма призрачны и плюсы для развития транспортной системы. Представляете, сколько времени человек станет тратить на дорогу, если жить он будет где-нибудь у границы Калужской области, а работать в Мытищах? Или представьте, что какая-нибудь заботливая бабушка должна будет ездить к заболевшему внуку каждый день (!) из Алтуфьева куда-нибудь за Троицк. Тут никакая инфраструктура не поможет: если у вас нет мигалки или самолета, будете тратить как минимум 3 - 4 часа на дорогу.

Единственные, кто выиграет от инициативы, так это спекулянты землей и недвижимостью. Потому что, думаю, цены начнут расти, даже вне зависимости от того, что будет построено на этих участках. В общем, учитывая, интересы скольких людей затрагивает это решение, можно говорить о том, что истории с "Речником", бутовскими жителями, Химкинским лесом или с землями, предназначенными для строительства олимпийских объектов в Сочи, составят одну триллионную от того, что мы увидим в "Новой Москве".

Ищи, кому выгодно

Вполне резонно предположить, что присоединение к столице "аппендикса" внесет изменения в экономическую ситуацию - надо же как-то кормить и обеспечивать новоиспеченных москвичей... Как - вопрос к экономистам.

- Пока мы мало знаем, что конкретно будет на новой территории - какие госструктуры туда переедут, что будет, - говорит ведущий специалист фонда Института экономики города Роман Попов. - Все экономические перемены будут зависеть от этого, и, конечно, они неизбежны. Но в чем они будут заключаться, пока не ясно. Идея неплохая и во многом полезная, но реализовать ее будет куда сложнее, чем кажется, и на это понадобится много времени. При этом решение было принято очень быстро и келейно, а все проекты должны быть готовы до конца года, хотя на подобные предприятия нужны годы: придется менять архитектурные компоненты, генплан... На мой взгляд, учитывая другие городские проблемы, необходимости спешить нет.

Создать же инвестиционную активность в регионе, по мнению экономиста, искусственными методами вроде переселения в "аппендикс" бизнес-структур, нельзя - тут одного механического переселения мало. Иными словами, нужно создать такие условия, при которых бизнесмены захотят если не поехать из центра на периферию, то вкладываться в нее, то есть нужен коммерческий интерес, но для этого опять же потребуется не один год - ведь даже чтобы искусственно создать этот интерес, не дожидаясь, пока доходная почва образуется сама, надо очень сильно постараться.

Окончание на 2-й стр.

Возникает и еще один вопрос: почему в который раз большие деньги фактически собираются вкладывать в развитие Москвы? Не лучше было бы спонсировать близлежащие города, что было бы и логично, и по справедливости?

- Изначально стоял вопрос о решении московских проблем, - обясняет Попов. - Столица перегружена транспортными потоками, госучреждениями, да и людей здесь много. Самым правильным решением, на мой взгляд, было бы объединить столицу с областью и создать Центральный федеральный округ, как предполагалось сначала, но, к сожалению, этот вариант отложили.

Еще один вопрос, волнующий многих: финансировать соцсферу наверняка будут из городского бюджета, но чего ради жители столицы должны отдавать по сути свои деньги на развитие непонятного "придатка"? По словам Попова, территория, подлежащая присоединению, не такая и большая, и народу там немного, поэтому москвичи не почувствуют объединения на своих кошельках, а для городского бюджета при его размерах социальное обеспечение новой части города будет необременительно.

Что же касается жителей, которые станут москвичами, то, по словам Попова, они получат массу "пряников": их примутся умасливать всеми возможными способами, чтобы избежать недовольства. А вот будут ли умасливать москвичей и перепадет ли им "пряников", неизвестно.

Многие эксперты проводят аналогию нынешнего проекта со строительствам МКАД в начале 1960-х, когда в состав Москвы вошли Перово, Тушино, Бабушкино и несколько других территорий, однако даже тогда, при всей четкости, логичности и проработанности плана, работы порой выходили из-под контроля.

- На местах, где должны были быть зеленые насаждения, строили дома, - рассказывает Попов. - Потом такая практика имела место, например, в Строгине, а позже, в 1990-е, когда контроля над строительством в принципе не было, зданий на этих землях стало еще больше.

Таким образом, экономическая значимость предстоящего события пока туманна; главное - чтобы слова эксперта подтвердились и в столичном бюджете не образовалось прорех.

Екатерина ГОЛОВИНА,

Ирена ТАТОНОВА,

Сергей ЮРЬЕВ,

Александра ЯКОВЛЕВА.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта