Репортеры перешли границы
Владимир КРЕСЛАВСКИЙ
Очередной шпионский скандал разразился на прошлой неделе в Тбилиси. На этот раз в сотрудничестве с Россией обвинили фотокорреспондентов, входящих в президентский пул.
Великолепная пятерка
Информация об аресте фотокорреспондента пресс-службы администрации президента Ираклия Геденидзе, его супруги Натии, представителя Европейского пресс-агентства (ЕПА) в Грузии Зураба Курцикидзе, работающего по контракту с МИДом Грузии, фотографа Георгия Абдаладзе и фотокорреспондента агентства "Ассошиэйтед Пресс" Шаха Айвазова появилась в четверг утром.
Днем МВД Грузии сообщило, что все пятеро подозреваются в сотрудничестве с зарубежной разведкой. Но уже к вечеру Айвазова отпустили, заявив, что задерживали его лишь как свидетеля, способного дать показания о шпионской деятельности остальных.
В субботу городской суд Тбилиси удовлетворил ходатайство прокуратуры и назначил Ираклию Геденидзе, Зурабу Курцикидзе и Георгию Абдаладзе в качестве меры пресечения предварительное заключение сроком на два месяца. А фотографа Натию Геденидзе освободил под залог в 10 тысяч лари, объявив, что она "признается и раскаивается в совершенном преступлении, у нее есть постоянное место жительства и двое малолетних детей".
Впрочем, адвокат Геденидзе пояснил, что о раскаянии речи не идет, поскольку до сих пор не ясна суть обвинений. Сам же процесс, по его словам, начнется не ранее 1 сентября.
В чем обвиняют
С самого начала на "дело фотографов" был наложен гриф "секретно", а официальные лица отделывались заявлениями, что "смешно говорить об охоте на журналистов, когда речь идет о национальной безопасности". Пресс-секретарь грузинского президента Манана Манджгаладзе, в частности, заявила, что арест фоторепортеров никак не связан с их профессиональной деятельностью, и назвала возмутительными попытки отдельных лиц увязать задержание фотографов со свободой средств массовой информации в Грузии.
Лишь после того, как коллеги арестованных журналистов с черными повязками на лицах провели напротив следственного изолятора акцию протеста, появилась первая информация о сути выдвигаемых обвинений. Так, если сначала речь шла о шпионаже в пользу некого враждебного государства, то на субботнем брифинге официальный представитель МВД Грузии уже без обиняков объявил, что "все задержанные фоторепортеры были связаны с российскими спецслужбами и именно им передавали секретную информацию".
По словам чиновника, арестованные фотографы входили в шпионскую группу, обязанности в которой были строго распределены. Старшим в группе считался фотокорреспондент Европейского пресс-агентства (ЕПА) Зураб Курцикидзе. Именно он скупал у Геденидзе и Абдаладзе фотографии, которые потом по секретным каналам передавал в Главное разведывательное управление (ГРУ) российского Министерства обороны.
Мол, Натия Геденидзе даже была свидетелем того, как ее муж Ираклий просил Курцикидзе не давать ему наличные деньги, а открыть банковский счет. На вопрос, в каком - иностранном или отечественном - банке просил открыть счет Геденидзе, представитель МВД отвечать не стал, сказав лишь, что это "без дураков ясно".
На реплику о том, что в служебные обязанности Курцикидзе, являющегося представителем европейского фотоагентства, входит покупка интересных фотографий, следователь Бухрашвили заявил: "Государственные чиновники Ираклий Геденидзе и Георгий Абдаладзе могли фотографировать документы, содержащие секретную информацию". В частности, во время обыска в их компьютерах были якобы обнаружены "снимки схем административной части резиденции президента, информация о маршрутах его передвижения, информация о деталях его визитов и встреч, а также другая информация, содержащая секретные данные".
Впрочем, с учетом того, что арестованные входили в так называемый президентский пул, наличие у них информации о передвижениях Саакашвили и подробностях его встреч и визитов легко объяснимо.
Реакция
Хотя в государственных СМИ настойчиво повторяют, что нельзя говорить о давлении на средства массовой информации до выяснения всех подробностей дела, большинство коллег арестованных журналистов уверены в обратном.
Так, по мнению главного редактора газеты "Резонансия" Лаши Тугуши, смущает не только та регулярность, с которой в Грузии происходят шпионские скандалы, но и то, что, ссылаясь на секретность, власти не удосуживаются обосновать выдвигаемые обвинения.
Так уже было в отношении телекомпаний "Имеди", "Девятый канал", "Иберия", целого ряда печатных СМИ. По мнению известных грузинских журналистов и юристов, встречавшихся в прямом эфире телекомпании "Маэстро", необходимо конкретизировать 314-ю статью уголовного кодекса Грузии о шпионаже.
"Там, в частности, говорится, - продолжает Тугуши, - что если какое-либо действие ущемляет государственные интересы Грузии и ведет к сотрудничеству с иностранной организацией, это тоже считается шпионажем. Но это очень странная норма. Под нее при желании можно подвести любую критическую статью и сбор легальной информации, без чего профессия журналиста немыслима. Мы думаем, что это противоречит грузинской конституции, в которой содержатся гарантии свободы выражения и свободы слова".
Ошибка вышла
Надо сказать, что скандалы с мнимыми российскими шпионами в Грузии происходят регулярно. В Москве на них уже устали реагировать, но как форма пиара режима внутри страны и за рубежом они по-прежнему действенны.
Так, после последнего подобного инцидента в ноябре прошлого года, когда МВД Грузии сообщило об аресте 13 агентов ГРУ, четверо из которых являлись гражданами России, популярность Саакашвили внутри страны, по данным местных социологов, поднялась на 8%, а упоминание Грузии в зарубежных СМИ увеличилось. Этому способствовало и то, что скандал силовики приурочили к саммиту НАТО в Лиссабоне и встрече ОБСЕ в Астане.
"Дело фотографов" эксперты также связывают с предстоящим российско-американским диалогом на высшем уровне.
Впрочем, здесь Саакашвили мог и просчитаться. Все арестованные хорошо известны и пользуются заслуженной репутацией за рубежом. Международная организация "Репортеры без границ" уже обратилась к грузинским властям с призывом предоставить объяснения и информацию о задержанных. В заявлении организации говорится: "Естественно, власти обязаны защищать национальные интересы, но существующие в Грузии опасения относительно шпионажа не должны разжигать климат запугивания в СМИ. А соображения безопасности не должны попирать основные принципы демократии".