Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Театр еще не полон, но ложи блещут

Нина Баталова

Вчера журналисты стали первыми, кто увидел все ярусы зрительного зала Большого театра в их воссозданной поразительной красоте. Реставрация главной театральной сцены страны завершается. Зал, до того два с лишним года скрытый за строительными конструкциями, на которых трудились реставраторы, в полном смысле слова заблестел. 11 октября Большой театр откроется торжественным гала-концертом, подготовка к которому уже началась.

Перед презентацией специалисты трудились целую ночь, подключая электричество к сверкающим позолотой и хрусталем бра, украшающим ложи, чтобы представить зал в полном блеске. И в их свете золоченый декор предстал необычайно легким, почти воздушным, таким, каким он был задуман и выполнен Альбертом Кавосом при восстановлении Большого театра после пожара в середине XIX столетия. Но каких трудов все это стоило! Официальный представитель генерального подрядчика работ по реконструкции и реставрации Большого театра своим рассказом как бы вернул нас к "истокам".

Реставраторы приступили к работам, как только историческое здание было поставлено на прочный постоянный фундамент и как только в помещение было подано тепло, без чего невозможно было выполнять сложнейшие реставрационные процессы. Только в здании трудились более 800 высокопрофессиональных специалистов.

Нужно было восстановить сделанные из папье-маше утраченные детали узора. Оказалось, что многие из них или сильно повреждены, или заменены деталями из гипса, а то и просто цементом. Восстановлением занимались самые первоклассные мастера и известные фирмы, за плечами которых много отреставрированных уникальных объектов. Представьте, реставраторам пришлось позолотить 893 квадратных метра лепного убранства. Покрыть декор из папье-маше листами сусального золота 960-й пробы. Работа была тончайшая. Толщина листочков колебалась в промежутке 0,1 - 0,25 микрона, то есть в любом случае каждый листок был значительно тоньше человеческого волоса. Причем было принято решение наносить золото по старинным технологиям, которые были использованы при Кавосе, но в советское время оказались практически утрачены. Мастеров, владеющих ими, пришлось собирать буквально по всей стране. Команда из 163 реставраторов покрыла объемные элементы золотом "на полимент", а для фона рисунка использовалось золочение "на гульфарбу". Потребовалось высочайшее мастерство, чтобы дать декору новую "золотую" жизнь.

Над золотом театральных лож, замыкая огромное пространство зала, словно на волнах небесного эфира вновь парит хоровод древнегреческих муз, вдохновляемых богом искусств Аполлоном. Девять месяцев реставраторы и художники воссоздавали это изумительное произведение искусства - живописный холст, закрывающий деревянную деку театрального потолка.

Журналистам рассказали, что при реставрации сделано все, чтобы вернуть Большому театру его знаменитую акустику, которая благодаря разработанной Кавосом конструкции зала считалась совершенной. Эту акустику создавали панели, сделанные из резонансной ели. Но при подготовке к нынешним реставрационным работам выяснилось, что важнейший элемент акустики во многом утерян. Сохранилась только половина старинных деталей.

Вместе с немецкой компанией, которая занимается акустикой, была проделана колоссальная работа. Восстановлены сохранившиеся панели, сделаны новые, которые прошли сложнейшие акустические испытания. И сейчас ими одеты все ложи зрительного зала. Скоро, как нам сообщили, звучание будет проверено, извините за непрофессиональное определение, "на голос". Специальные приборы будут фиксировать, как звук отдается в каждой точке театрального зала.

Ключевым элементом акустики является, как известно, и оркестровая яма. Разработана специальная акустичиеская концепция. Применение современных конструкций позволяет сделать оркестровую яму трансформируемой. Помимо обычного уровня, она может быть поднята до уровня пола зрительного зала, мобильные площадки помогут опускать ее на вспомогательный уровень на глубину 2,5 метра, где хранятся и откуда могут перемещаться инструменты оркестра. Что касается центральной площадки акустической ямы, то она может опускаться на глубину 16 метров. Это необходимо для проведения технического обслуживания установленной на ней акустической раковины, направляющей звук в зрительный зал. Увеличилась и вместимость оркестровой ямы. В ней могут теперь размещаться до 130 музыкантов, что позволит оркестру Большого театра исполнять крупные симфонические произведения. Большой театр по техническому оснащению становится одним из самых современных театров мира.

И конечно, уже вот-вот окончательно займет свое место под потолком в центре зала главное украшение интерьера театра - знаменитая люстра.

Удивительно, но трехъярусная люстра при своих колоссальных размерах, а ее диаметр составляет 6,5 метра, высота - 8,5, вес - 2,3 тонны вблизи смотрится необычно легкой, настолько пропорциональны ее детали.

Реставрация люстры продолжалась целых шесть лет, ей занимались лучшие мастера страны. Утраченные детали из хрусталя, стекла и латуни воссоздавались по историческим аналогам. Старые подвески, имеющие сколы, с максимальной осторожностью, чтобы не повредить, не нарушить их подлинные грани, отшлифовывались. Из 24 тысяч хрустальных элементов реставраторам пришлось восстанавливать заново более 13,5 тысячи деталей.

Мастерам пришлось полностью расчистить сохранившуюся позолоту, заново выполнить золочение металлических деталей.

Когда мастера подвесят на люстру все 260 килограммов хрустального убранства, она примет поистине царственный вид и ее поднимут на "небеса", чтобы она блеском золота, хрусталя и светом 30 тысяч огней помогала дарить людям праздник встречи с великим искусством.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта