Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Менделеев в бардачке

Больше прав - хороших и разных

Сергей Юрьев

Возможно, не за горами то время, когда у водителей на российских дорогах появится больше прав - хороших и разных. Причем буквально: уже в наступившем июне Госдума рассмотрит законопроект, который внесет значительные изменения в водительские документы.

В результате, например, может вырасти число водительских категорий. Напомним, что до сих пор в России существовали следующие основные категории: А - мотоциклы, В - легковушки весом до 3,5 тонны, С - грузовики и D - автобусы. Ну, есть еще категория Е, которая позволяет управлять большегрузными фурами с прицепом. Согласно пока еще не принятым, но весьма вероятным новшествам, в регламенте появятся подкатегории, которые еще точнее будут разделять транспортные средства по весу, вместимости и мощности. Будет введен и возрастной ценз: права можно будет получать лишь по достижении 18 лет, а на отдельные категории - и того старше.

Загадочные письмена

Причина, по которой власти решили увеличить число категорий, прозаична: мы опять гонимся за Европой. По примеру Запада в карманах и бардачках автовладельцев появятся невиданные доселе удостоверения водителя категории BE и СE - документ, устанавливающий право водить машину соответствующей категории, но с прицепом, максимальная масса которого превышает 750 килограммов. Категория DE подразумевает сочлененные автобусы. Сама категория D уже уточняет: число сидящих мест для пассажиров должно быть больше восьми. Отдельных категорий удостоятся трамваи и троллейбусы, вернее, они были и раньше, но обозначались иначе.

В особую строку планируют вывести такие экзотические виды транспорта, как квадроциклы и трициклы - то есть мототехнику, имеющую более двух колес (мотоциклы с коляской не в счет). Если грузовик весит больше легковушки (максимум 3500 килограммов), но меньше 7500 килограммов, то это подкатегория С1. То же самое, но с прицепом - С1Е. Аналогично и с пассажирским транспортом - D, D1, D1E. Просто таблица Менделеева какая-то! Автомобилисты уже начали ехидничать: а почему бы не ввести отдельные подкатегории на внедорожники и кроссоверы? Или, скажем, отделить продукт российского автопрома от иномарок. Обозначить в законе, что есть автомобиль, а что - ведро с болтами. Странно, что на фоне этого было отвергнуто ожидаемое ранее введение водительских прав для владельцев мопедов и скутеров. Владельцам этой техники как раз беспокоиться не о чем - вопреки предположениям, молодежь по-прежнему сможет гонять на своих "бешеных табуретках" без удостоверений.

- Введение подкатегорий необходимо, - считает Вячеслав Лысаков, лидер движения автомобилистов "Свобода выбора". - Казалось бы, все мы привыкли к тем категориям, которые у нас уже есть, и потребности в новых не испытываем. Но раз уж у нас происходит постоянный непрерывный процесс интеграции во всевозможные европейские нормы и правила, было бы логично придерживаться европейской системы аттестации. Как это приживется на нашей почве - пока говорить рано. Разговор об этих нововведениях начался чуть ли не четыре года назад, и, как видно, процесс затянулся. В этом тоже есть свой плюс, поскольку такие вещи с разбегу не делаются. Есть претензия: отсутствие полной информации по этому вопросу. Нас не информируют, что конкретно произойдет. Я считаю, что освещение должно быть поставлено на более широкую ногу, чтобы автовладельцы могли понять, что им ждать.

Экзамен на "автомате"

Понятно, что зачастую без подобного деления не обойтись. Например, не все ясно с теми же квадроциклами - конструкция у этих технических чудищ разная, следовательно, и под регламент они попадают разный. Обычно на них ставятся мотоциклетные движки, а управление может быть как мотоциклетным (рогатый руль и ножной переключатель скоростей), так и автомобильным (руль круглый, есть коробка передач с рычагом). Отсюда возникает потребность в введении особого регламента.

И мотоциклы не мешает разделять на более и менее мощные. Таким образом, кроме привычной категории А, появится еще и подкатегория А1, в которую войдут аппараты с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров. Единственное, о чем тут жалеть, - то, что в Европе все эти меры давным-давно приняты, а мы вот только сейчас спохватились.

- Совершенно справедливо! - считает председатель Правовой коллегии адвокатов Виктор Травин. - На чем человек учился, пусть на том и ездит. А то бывает, учится новичок вождению на стареньком мотоцикле, который больше 30 километров в час не развивает, а потом покупает "Ямаху" на 400 километров. Это все равно что усадить велосипедиста за штурвал самолета.

Еще одно отрадное нововведение - то, что в скором времени можно будет сдавать экзамен по вождению на автомобиле, оборудованном автоматической коробкой передач, о чем будет сделана отметка в удостоверении. Правда, сдав на "автомате", водитель будет обязан только с ним и ездить, в то время как человек, сдавший на механической коробке, сможет водить машины с любой трансмиссией. По словам Травина, это оправданно.

- Проблема здесь может быть одна, - уточняет правозащитник. - Например, человек сдал экзамен на автомате, а потом по каким-то причинам хочет пересесть на механику, ему нужно будет заново сдавать экзамены, чтобы подтвердить свое право на управление автомобилем.

Это, в свою очередь, может простимулировать коррупцию - ведь сдавать экзамен будет больше людей, соответственно, и возможностей "взять" будет больше.

- Подобное разделение принесет пользу, - возражает Лысаков. - В наших автошколах зачастую используются старые машины с механическими коробками передач. В результате начинающим автомобилистам прививаются совершенно ненужные навыки, которые им никогда не пригодятся. У меня, например, 30 лет стажа, я с 90-го года езжу на автомате и ни за что не променяю его на механику. Я-то могу это сделать, но зачем эти муки?

Чужие тут не ездят!

Тем, у кого уже есть права, новый закон ничем не грозит. Их водительские удостоверения будут действительны до истечения указанного в них срока. При обмене прав они получат свою обычную категорию плюс соответствующую подкатегорию. Помимо перечисленных новшеств, законопроект закроет путь на российские дороги иностранным водителям, не имеющим российских национальных прав. Предлагалось даже ввести поправки в КоАП, позволяющие штрафовать работодателя за выпуск такого водителя на линию.

Казалось бы, таким нехитрым образом можно убрать с наших улиц иностранных нелегалов-"бомбил". Однако здесь не все так просто.

- Весь мир принимает международные водительские удостоверения, а мы решили отличиться и сказать "нет" - сетует Травин, - мол, если приезжаете к нам, получайте наши права. Я считаю, это не совсем корректно по отношению к другим странам. Кроме того, эти национальные права, как и все у нас в стране, можно будет купить. Граждане, которые чаще всего к нам приезжают, как правило, покупают подобные документы, потому что знают, что это просто.

- Что поделаешь, наши российские законы хороши тем, что исполнять их не обязательно, - соглашается председатель межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов. - Например, по закону, каждый грузовой автомобиль должен быть оборудован тахографом - это такое бортовое техническое устройство непрерывного измерения скорости, пробега и режима работы водителя. А кто должен устанавливать и контролировать - неизвестно. В результате наемный шофер работает без отдыха за рулем по 14 - 16 часов еженедельно. Отсюда во многом и напряженная обстановка на дорогах. По сути это потенциальный убийца за рулем. И неважно, какие у него в кармане права, и сколько в них категорий.

- Что касается иностранцев, - продолжает Александр Владимирович, - то немудрено, что их стало очень много. Фактически мы и ближайшее Подмосковье уже потеряли профессиональных водителей-россиян. У нас работают белорусы, украинцы, молдаване. Возможно, введение обязательных российских прав изменит ситуацию, но тогда нужно установить жесткий лимит миграции и не менее жесткий контроль над выдачей документов. Потому что нынешние водители-иностранцы, работающие по найму, - это потенциальные смертники. Платят им копейки, поэтому они вынуждены спать в машинах, есть, что придется. Одно дело, если такой образ жизни ведет какой-нибудь торговец, и другое, если речь идет об участнике дорожного движения, от действия которого зависит жизнь его и других людей.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта