Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Поход в музей - не посиделки в баре...

Елена СЕРОВА

Во взаимоотношениях музеев и государства в последнее время вновь начинает звучать тема самоокупаемости, "опоры на собственные силы". Реально ли это и в какой степени? На эту тему размышляет Ольга Докучаева, заместитель генерального директора по науке музея-заповедника "Царицыно".

- Ольга Владимировна, можно ли вообще "коммерциализировать" искусство и не опуститься при этом до уровня китча?

- Дискуссия о возможности самоокупаемости искусства в целом и учреждений культуры в частности началась не вчера. В тяжелые с экономической точки зрения времена всегда идут разговоры о том, что расходы на культуру, искусство и фундаментальную науку надо урезать. Но экономия на духовности и науке потом аукается тому государству и обществу, которое это допустило.

Нужно понимать, что поход в музей - это не посиделки в кафе или баре. Это умственная и душевная работа. И об этом не стоит забывать. Но помочь посетителю, облегчить восприятие того, что он видит, - наша задача. Элемент занимательности и популярности в экспозиции должен обязательно присутствовать. Мы знаем, что на сегодняшний день посетительская аудитория музеев достаточно узкая. Но и в ней есть свои категории. То, что интересно одним, будет незамечено другими. Все меньше музеев, которые ориентированы на определенный сегмент посетительской аудитории. Мы тоже стремимся максимально ее расширить, тем более что Царицыно с его удивительной архитектурой и неординарной историей нам это позволяет.

Поэтому готовим историко-культурные проекты, посвященные Екатерине II, Г. А. Потемкину, императору Павлу I, привлекаем к участию в них крупнейшие музеи нашей страны, а параллельно выставляем авангардное молодое искусство, показываем современный гобелен или удивительных наив-ных художников (такая коллекция тоже есть в нашем музее). Важное для нас выставочное направление связано с социальной антропологией: обычаи, обряды старинные и вновь возникшие, праздники и повседневность - все это вещи интересные для каждого человека. В рамках таких проектов очень удобно соединять задачи презентации культурного наследия, исконную просветительскую функцию музея с высокой степенью занимательности. Именно поэтому наши выставки "Русская свадьба. Территория счастья", "Панорама империй. Путешествие цесаревича Николая Александровича на Восток. 1890 - 1891 гг." пользовались и продолжают пользоваться у зрителей большим успехом.

- То есть у музея-заповедника "Царицыно" тщательно продумана стратегия развития экспозиционной деятельности?

- Разумеется, ведь музей без постоянной экспозиции не существует. После недавней реставрации "Царицына" нам пришлось обживать сразу и Хлебный дом, и Большой дворец. Работать нужно было очень быстро, и сегодня у нас открыто уже шесть экспозиций. Они занимают почти две трети наших помещений. Это "Царицынские древности", "Искусство шпалеры. Две славные эпохи", "Серебряная кладовая", "Быль и новь Царицына", "Великая Екатерина", "Искусство в границах СССР" (декоративно-прикладное и народное искусство народов СССР). Но и выставки остались незабытыми. В наших зданиях под них предусмотрено свыше 2000 квадратных метров. И мы, как уже было сказано, продолжаем делать и очень крупные проекты, и совсем маленькие выставки.

Особое внимание хочу обратить на археологию. Это очень специфический материал, для зрителей часто загадочный, непонятный, но для нас очень важный. Царицынская археология охватывает колоссальный отрезок времени, начиная с эпохи бронзы (третье - второе тысячелетие до нашей эры) до начала ХХ века. В конце прошлого года мы расширили экспозицию и смогли показать предметы из нашей коллекции, которые никогда раньше не выставлялись. Теперь посетители смогут увидеть находки, связанные с фатьяновской, дьяковской археологическими культурами. Есть у нас и более поздние артефакты XI - XII веков, рассказывающие о славянском племени вятичей: височные кольца, перстни, браслеты, бусы, большое количество археологической керамики, другие уникальные вещи из раскопок на территории Царицына.

Чтобы посетители смогли разобраться в подлинной значимости этих древностей, им обязательно понадобятся пояснения: что и как использовалось и для чего предназначалось. Вот, например, орнаменты, их символика. Ведь это не просто рисунки, для наших далеких предков они выражали связь с сакральным миром, космосом. Сейчас эти орнаментальные коды требуют расшифровки. В планах нынешнего года - привлечь в археологическую экспозицию мультимедийные технологии.

- Экскурсионная программа тоже будет расширяться? Это ведь, кстати, один из способов выйти на самоокупаемость...

- Что касается самоокупаемости: стоимость входных билетов у нас весьма умеренная, а для пенсионеров, студентов и детей вход практически бесплатный, так что заработать на этом сложно. Но это к слову. Теперь об экскурсионной программе. Да, она будет значительно расширена, в том числе для людей с ограниченными возможностями. Сегодня это очень важное направление в работе музея. В археологической экспозиции теперь есть предметы, находящиеся в открытом доступе, которые можно "смотреть" руками. Своего рода "кабинет материалов" запланировано создать и в Хлебном доме. Там посетители смогут прикоснуться к стеклу, металлу, камню, керамике, тканям, из которых сделаны наши экспонаты. Так называемое тактильное восприятие предметов, знакомство с ними "на ощупь" будет, на наш взгляд, интересно многим.

Активному и живому знакомству с нашей историей и культурой очень помогают интерактивные программы, которых в музее становится все больше. На экспозиции, посвященной Екатерине Великой, мы планируем силами сотрудников музея ставить небольшие костюмированные сценки на темы и сюжеты галантного XVIII века, в которых будут участвовать и зрители. Сейчас такие программы устраиваются для детей и взрослых в Екатерининском и Таврическом залах Большого дворца, в образовательном центре музея.

- Ольга Владимировна, недавно Третьяковская галерея собрала огромное количество посетителей на выставку Левитана. Очереди были жуткие, а билеты дорогие. Значит, и высокое искусство может давать доход?

- Добавлю другой такой пример - выставка Пикассо в ГМИИ им. Пушкина также недавно собрала огромную зрительскую аудиторию и "кассу". Оба эти имени "брендовые". Они на слуху у всех. И посетить такую выставку считает для себя обязательным каждый человек, так или иначе причастный к культуре. А вот в той же Третьяковке на первом этаже рядом с выставкой Левитана работает прекрасная выставка Александра Лабаса, создававшего тонкие поэтические произведения в 20 - 30-е годы XX века. И ничего, практически пустые залы. Народ этого художника не знает и знать, получается, не хочет. А ведь задача музея показывать не только "слонов", но и знакомить людей с культурными ценностями, им до сих пор не известными.

- На втором этаже Хлебного дома открыта экспозиция "Искусство в границах СССР". Не прогнозируете ли вы рост интереса ко всему советскому? Многие сейчас ностальгируют по тому времени... Быть может, скоро именно эта выставка будет делать кассовые сборы музею "Царицыно"?

- Действительно, в собрании музея находятся замечательные произведения наших ведущих художников советского периода, многие из них были отмечены престижными наградами и премиями в CCCР и за рубежом.

Надо признать, что современное декоративно-прикладное искусство довольно сложно для восприятия широкого зрителя. Но уже в ближайшем будущем мы прогнозируем рост интереса к нему, хотя большого дохода от экспозиции пока не ждем.

Географический охват представленных у нас экспонатов поистине универсален: Прибалтика, Украина, Белоруссия, Кавказ, Закавказье, Средняя Азия, разные регионы России... Вещи, которые мы выставляем, прекрасно передают региональные отличия, характер национальных художественных школ. В музее настолько большие коллекции, что каждый раздел показан очень сжато, только лучшими вещами.

В разделе народного искусства зрители могут увидеть резное и расписное дерево российских регионов: убранство крестьянских домов, прялки, изделия хохломского промысла. На резных наличниках изображены солярные, то есть связанные с солнцем, знаки: русалки-берегини, руславики (это русалки мужского пола), левики (львы) в обрамлении пышного растительного орнамента. Рядом находятся работы мастеров хохломы, резные и расписные прялки, игрушки, лаковые шкатулки XIX - ХХ веков.

В соседних залах выставлены вещи из металла и керамики, привезенные с Кавказа и из Закавказья. Например, огромные сосуды-солонки, выполненные в виде головы с большим открытым ртом. Соль была ценностью, ее трепетно хранили для всей большой семьи. Здесь же представлены искусно сработанные предметы обихода, утварь, костюмы кавказских и среднеазиатских народов, жителей разных регионов России, Украины, Белоруссии.

- В чем эксклюзивность этой экспозиции?

- Среди прочего она отражает интересный период в отечественном прикладном искусстве прошлого столетия, когда государство поддерживало традиционные народные промыслы. Художники и искусствоведы работали в тесном контакте, старались не утратить истоки, особенности того или иного промысла. Сейчас эта ситуация порушена. Все пущено на волю рынка, так что процветание большинства художественных промыслов во второй половине ХХ века - уже история.

Другой обширный раздел постоянной экспозиции декоративно-прикладного искусства - авторские работы лучших художников прошлого столетия: произведения из фарфора, стекла, керамики, кожи, тканей, ювелирные изделия. Хочется напомнить, что именно в этой области во времена социализма авторы могли позволить себе блестящие эксперименты с формой, материалом, которые порицались в живописи и графике, в большей степени находившихся под идеологическим контролем.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта