Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Как продают искусство

Елена Плахова

Искусство - это капитал. В качестве консервативной инвестиции с низкой прибылью годятся старые мастера; для инвестиций, ориентированных на высокий рост, подходят модные современники. Вкладывать деньги в произведения молодых авторов рискованно, но и весьма перспективно, ведь эти произведения можно со временем выгодно перепродать...

В самом по себе переплетении искусства и денег, конечно, нет ничего нового. Еще во времена римлян существовали аукционы; бурно торговали христианскими реликвиями в Средние века. Монархи всего мира содержали порой целые армии тайных агентов, выискивавших шедевры для украшения дворцов. Не отставала и Россия: еще во времена Петра I его послы азартно перехватывали, заплатив иногда гораздо большую цену, произведения искусства у обнищавших титулованных владельцев. Царь Петр страстно любил голландскую живопись и украшал ею и петергофский Мон-Плезир, и свой дом в Летнем саду... Широко известна и собирательская деятельность Екатерины Великой. Однажды при посредничестве князя Долгорукого, российского посланника, она приобрела более двухсот произведений искусства, в их числе такие шедевры, как "Портрет молодого человека" Франса Хальса и "Семейный портрет" Якоба Йорданса. Финансовые возможности царского двора были поистине безграничны, и вскоре коллекция Эрмитажа (то есть государыни) насчитывала более двух тысяч работ!.. Коллекционирование предметов искусства, несомненно, способствовало укреплению авторитета просвещенной монархини в мире, но главной движущей силой этой страсти была, по словам самой Екатерины Второй, жадность. Как оказалось, весьма благородное качество, сделавшее Эрмитаж одним из богатейших мировых собраний...

Обо всем этом, а также о самом процессе цен, моды, создания и низвержения имен, аукционных домах, акулах коллекционирования, а также художниках и их знаменитых творениях рассказала в своей книге мюнхенский искусствовед Пирошка Досси. Книга, в названии которой использован победный клич аукциониста "Продано!", имеет уточняющий подзаголовок "Искусство и деньги", издана в Санкт-Петербурге издательством "Лимбус Пресс". Надо сказать, очень своевременная и подробная книга, во многом объясняющая процессы, происходящие в современном искусстве, и становится ясно, почему слабенькие художники вдруг взлетают в поднебесье - становятся успешными звездами, в виде мифа или торговой марки. Пирошка Досси подробно, со знанием дела, явно пользуясь тем, что знает художественный рынок изнутри, рассказывает нам о творцах этих мифов, манипуляторах - арт-дилерах, аукционистах, критиках, меценатах и галеристах.

Миф о художнике - убедительный аргумент на арт-рынке. Если художника признали, то он может делать что хочет - все посчитают произведением искусства. Однажды престижную премию Тернера вручили за обычный писсуар - провокационный гений авангарда Марсель Дюшан назвал свое "творение" "Фонтан". Это произведение было признано самым значительным творением современного искусства, обогнав работы Пикассо, Матисса и Уорхола... Надо сказать, что этот сантехнический предмет не дает покоя и нашим современникам, так сказать, в родных осинах. В залах Третьяковки на Крымском валу недавно заметила такую несколько прямолинейную цитату среди работ современных мастеров. Правда, Дюшан справился с задачей более изящно и аж в 1917 году...

Да, искусством может быть все. Вместе с Пирошкой Досси хорошо бродить по залам музеев и галерей, размышляя над тем, искусство или не искусство то, что там представлено, какова цена произведений искусства и стоит ли доверять отзывам критиков. По мнению некоторых мастеров современной художественной системы, публика и сама-то художественное произведение.

Книга, конечно, не дает ответы на все вопросы. Она в конечном итоге утверждает: каждый человек выбирает то искусство, которое любит. Эта свобода и есть истинная роскошь искусства. Пирошка Досси знает то, о чем пишет с таким увлечением, иногда излишне подробно, иногда, наоборот, не досказывая все до конца (а этого порой очень бы хотелось). Поражает огромный справочный аппарат книги, обилие имен, цитат, привлеченных материалов. Это серьезный труд, который исследовательница облекла в яркую, оригинальную форму, доступно и красочно изложив все то, что сочла нужным и интересным для самого широкого читателя - посетителя музеев, галерей, аукционов и выставок. Для любителей искусства и его собирателей - на самом разном уровне.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта