Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Диета для бензобака

Цена на горючее полна подвохов

Ирена ТАТОНОВА

Стоимость бензина на автозаправках все больше волнует обывателя. Читатели обращаются в газету с вопросами. Власти грозят нефтяным компаниям пальцем. А ситуация остается довольно сложной и непонятной: что дальше-то? Особенно накалил обстановку в стране бензиновый дефицит в некоторых регионах России.

Почему он случился? Здесь мнения разные. Некоторые эксперты объясняют ситуацию с нехваткой горючего на внутреннем рынке новыми акцизами и увеличением налоговой нагрузки: дескать, невыгодно стало компаниям продавать бензин внутри страны. Сами нефтяные компании информируют о том, что не только не снижали поставки, но даже увеличивали. Они также высказываются против того, что Федеральная антимонопольная служба добилась введения госрегулирования цен на топливо, что отрицательно сказалось на этом рынке.

Чтобы стабилизировать положение дел внутри страны, власти с мая увеличили экспортные пошлины на бензин на 44 процента. Минэнерго РФ информирует: есть договор с компаниями вообще о временном прекращении экспорта нефтепродуктов. Спасет ли это потребителя от чрезмерного роста цен на горючее?

- На сегодняшний день мы пока не ощутили каких-либо перемен, - прокомментировал нашей газете ситуацию председатель совета директоров Московского межрегионального нефтяного союза Юрий Зуев. - Скорее всего это станет заметно после праздников, где-то в середине месяца. Ведь повернуть обратно в страну большие объемы экспорта не так просто, нужно время. В общем же на рост цен влияет целый ряд факторов. Это, например, отправка за рубеж именно бензинов, а не сырой нефти, а также плановые остановки ряда нефтеперерабатывающих предприятий. Если объемы горючего внутри страны вырастут, то спекулятивные процессы прекратятся, а цены если не снизятся, то хотя бы стабилизируются.

У народа по поводу сложившейся ситуации с бензином свое мнение. Наша газета и социальная сеть "Гайдпарк" провели интернет-опрос и выяснили следующее: 84 процента откликнувшихся (а это почти 4 тысячи человек) считают, что дефицит бензина в нашей стране - это результат сговора производителей для повышения цен; 8 процентов видят в этом следствие пренебрежения внутренним рынком; 4 процента считают ситуацию очередным поводом для разогревания общественного мнения; два процента называют причиной излишнее влияние государства на формирование рыночных цен; еще один процент считает сложившуюся ситуацию результатом плохой работы перерабатывающих предприятий.

- В закрытой стране, каковой был СССР, цены формировало государство, - пишет один из участников опроса. - В открытой, каковой мы себя теперь считаем, цены формирует рынок. Бензин стоит ровно столько, сколько за него согласны платить. А вот доходы у россиян низкие, и этим как раз должно заниматься правительство.

- Сговор, может, и присутствует, но в это верится с трудом: хлопотное это дело, да и выдать потом могут - сохранить в тайне сложно, - предполагает еще один голосующий. - Здесь дело в другом. Это, на мой взгляд, результат непрофессионализма правительства, неумения просчитать последствия принимаемых им решений. Ведь и слону ясно, что, поднимая акцизы, ты тем самым стимулируешь поднятие цены для потребителя. Ведь понятно, что бизнесмен переложит это бремя на потребителя. Неужели это сложно уяснить?!

- Вы считаете, в России есть свободный рынок и нерегулируемое ценообразование?! - негодует еще один участник дискуссии. - Главные и единственные игроки у нас - государство и крупные ангажированные компании. Все остальные принимают чужие навязанные условия. Свободной конкуренции нет и в помине.

- На мой взгляд, цены на горючее завышены, - рассказала в свою очередь "МП" юрист Общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" Мария Свиридова. - Прибыль у предпринимателей в этой сфере существенная, особенно у бензоколонок.

Акцизы, налоги, пошлины - все это закладывается в стоимость бензина, и в конечном итоге все оплачивает потребитель. И это при том, что сегодня участились случаи обращения граждан в нашу организацию по поводу плохого качества бензина. Что касается попыток сократить экспорт, чтобы наполнить внутренний рынок, то здесь, на мой взгляд, ситуация тоже неоднозначная. Мы, являясь нефтедобывающей страной, не имеем своего рынка бензина. Поэтому сейчас трудно сказать, каковы будут последствия принятых решений.

Многие специалисты еще в начале года прогнозировали, что стоимость литра бензина к середине лета достигнет 28 рублей, а к концу года подберется к одной у. е. Правда, сегодня курс доллара низкий. Но для нашей страны это не показатель. У нас все может снизиться, но только не повышенные цены.

Кстати, некоторые аналитики считают, что главная причина бензиновых коллизий в том, что в стране заработала нефтяная биржа. Все компании отдают туда 15 процентов добытой сырой нефти. Но она вовсе не нужна рядовому потребителю, ее покупатели - это нефтеперерабатывающие заводы или экспортеры. Перерабатывающие предприятия принадлежат, как правило, самим нефтяным компаниям. Получается, они как бы сами у себя покупают. Цена нефти на биржевых торгах стала очень высокой: разница между ее стоимостью на бирже и стоимостью горючего на заправке минимальная. АЗС такой продукт покупать не хотят, а если приходится, то повышают розничные цены. Создатели отечественной нефтяной биржи буквально расписались в своей безграмотности, считают эксперты.

И все это - накануне посевной кампании. Хотя в Минсельхозе заверяют, что ситуация не скажется на весенне-полевых работах - запасов горючего в хозяйствах достаточно.

В середине недели с утешительной информацией выступало и Минэнерго: ситуация с обеспечением бензином и другими видами топлива стабилизировалась. Министерство и нефтяные компании согласовали план поставок бензина в регионы, динамика отгрузки горюче-смазочных материалов положительна, мониторинг ситуации на топливном рынке осуществляется круглосуточно.

А еще некоторые аналитики прогнозируют второй проблемный период в сентябре, когда некоторые нефтеперерабатывающие заводы будут уходить на плановый ремонт. А поскольку государство не контролирует этот процесс, то остановиться на ремонт могут одновременно несколько нефтеперерабатывающих заводов.

Испуганным призраком бензинового дефицита автовладельцам, автохозяйствам и т. д. уже не до цен за литр горючего. Было бы чем "подкормить" технику. Слишком тяжело возвращаться в русло постоянной нехватки топлива и талонной системы. Хоть за сколько, но чтобы было, чтобы в очереди у бензоколонки не маяться. Может, этого и добивались?

Вынос

Испуганным призраком бензинового дефицита автовладельцам, автохозяйствам и т. д. уже не до цен за литр горючего. Было бы чем "подкормить" технику.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта