Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Жертвы редких болезней

Анатолий УРАЛОВ

Легенды о живых мертвецах, питающихся кровью, существуют практически у всех народов.

Байки о вампирах стары как мир и во все времена ходили по свету, нагоняя ужас на добропорядочных горожан и пугливых пейзан. Только во Франции середины XVII века казнили около 30 тысяч человек, признанных вурдалаками и вервольфами по признакам, описанным Иллисом в своей монографии. Кстати, в 1994 году в Чехии было обнаружено захоронение XI века с останками 13 человек: со связанными руками, отрубленными головами и осиновыми кольями в груди. Подобные находки встречались по всему миру, наиболее поздняе - примерно века XV - находится в Дании.

Первого нестрашного Вампира, печального и загадочного, придумал Байрон (по крайней мере, ряд источников приписывают авторство именно ему). Такова уж была особенность эпохи романтизма, поставившей в один ряд эстетику красивого и жуткого. Всевозможная нечисть и нежить, которая в народных преданиях никогда красотой не блистала, вдруг становится невероятно эстетичной. А на рубеже XIX и XX веков так и вовсе начинается настоящий культ вампиров. Культура декаданса увидела в них истинное воплощение рифмы "кровь - любовь". Обычная земная любовь показалась экзальтированным декадентам слишком скучной и к тому же весьма недолговечной. Другое дело - когда навеки. Один поцелуй - и готово. Любовь до гроба! Возможно, именно поэтому такая бешеная популярность была у вышедшего в 1897 году романа Брема Стокера "Дракула". В историю литературы его имя вписано золотыми буквами благодаря именно этому произведению. Здесь в главной роли, как нетрудно догадаться, выступил знаменитый на весь мир житель Трансильвании воевода Влад Дракула.

Этот трансильванский граф и военачальник - лицо историческое, прославился ужасающей жестокостью в сражениях. С пленными он вытворял такое, что бледнели даже его отнюдь не чувствительные воины. По преданиям, он пил их кровь. Не исключено, что Дракула страдал какой-либо формой бешенства, не острой, но тем не менее заставляющей его совершать неординарные поступки. Кстати, и сексуальностью его природа не обидела.

Надо сказать, это вызвало немалый протест со стороны соотечественников его реального исторического прототипа. Дракула, хотя и был далеко не ангелом, нраву жуткого и прославился благодаря своей жестокости, вампиром отродясь не являлся, а считался, наоборот, народным героем! Но загадочная Трансильвания была так далеко, на самой границе цивилизованного мира, что изучать истинное положение дел ни у кого не было никакой возможности, и Дракула так и остался вампиром. Зато прославился навсегда, заодно сделав популярной и саму вампирскую тему - опять же навсегда.

Со временем образ претерпел трансформацию. Сегодняшний вампир, герой книг и кинофильмов, - роковой красавец, сохранивший отличительные черты: боязнь солнца, клыки, неприятие чеснока и жажду крови.

В 1913 году в Голливуде вышла немая лента "Вамп" - невероятно разрекламированная. С этого самого момента в кинематографе начался настоящий вамп-бум. В 1922 году появился "Носферату" Фридриха Вильгельма Мурнау. Образ, созданный актером Максом Шреком, был настолько впечатляющим, что даже заставил всех усомниться в его человеческой природе. В 1931 году вышла звуковая лента Тода Браунинга с венгерским актером Бела Лугоши - самым галантным Дракулой начала века. К книге Брема Стокера обращались многие великие режиссеры. Однако и новый литературный материал не заставил себя ждать. Романы о вампирах выходили (а сегодня - особенно) в свет в разных странах с завидной регулярностью. Чемпионкой в этом жанре считается американка Энн Говард Аллен, выпустившая под псевдонимом Энн Раис бестселлеры "Вампир Арман", "Витторио-вампир", "Интервью с Вампиром" и многие другие.

Главное свойство легендарных вампиров - непреодолимое стремление кого-нибудь укусить. Предания свидетельствуют, что они обладают способностью заражать этим состоянием тех, кто попал им на зубы. Плюс ряд других симптомов, адекватных поведению больных водобоязнью. Все это очень напоминало мне типичные признаки бешенства.

Как правило, этот вирус передается именно через укусы, воздействуя на участок мозга, управляющий эмоциями и поведением. А когда мозг, как говорится, не ведает, что творит, то последствия могут быть ужасающими. Зараженного этим вирусом одолевает лихорадочная агрессивность, он не может стоять на месте, не может сидеть и нормально разговаривать. Он мечется в поисках все новых и новых жертв, которых беспощадно кусает. Сильные мышечные спазмы заставляют больного стискивать зубы, скалиться и рычать, как дикий зверь. А изо рта у него густым потоком идет пена. Зрелище, что и говорить, не для слабонервных.

Исследователи отмечают и другие характерные признаки. Так, инфицированные вирусом бешенства проявляют повышенную чувствительность к разного рода внешним раздражителям. Их приводят в ярость воздушные потоки, свет, вода, которой они панически боятся, зеркало, от которого они, рыча, отшатываются, запахи. Так, они не выносят запаха чеснока. Но все это характерно и для вампиров - все эти признаки наличествуют в легендах о вурдалаках, причем с такими подробностями, что невольно думается: а не подсмотрены ли они с натуры?

Особое внимание специалисты обращают на уникальную сексуальность больных бешенством. Если мужчин заболевший кусает, то женщин еще и насилует, невзирая на возраст, внешность и место действия. И может это делать до тридцати раз в день. Чем не кандидат в Книгу рекордов Гиннесса?

Классический вампир из древних преданий действительно жаждал крови и только крови, и ему было безразлично, кто перед ним - мужчина, женщина, старик или ребенок, - он искал пропитания. Однако со временем манеры вампиров становились все более и более изысканными, их взгляды все более гипнотическими, а сами они - все более сексуальными. Кстати, о том, что кровь так или иначе ассоциируется с сексуальными переживаниями, говорит не одно поколение психологов. Да и укус откровенно эротичен - по крайней мере, Фрейд на этом настаивал. Стоит ли говорить, что у бедных девушек почти не оставалось шанса не пасть жертвой страсти к бледному, с горящими глазами и огромной сексуальной энергией мрачному любовнику.

Страсть, надо сказать, часто оказывалась взаимной. Вампира так же тянуло к доверчивой деве и ее нежной белой шее. Дева, в свою очередь, начинала охоту на трепетных юношей. Число покусанных, поцелованных и влюбленных множилось в геометрической прогрессии... И конца этой истории не предвиделось.

Фольклорные вампиры совершенно не боялись снега и солнечных лучей. Равно как и вид креста или священного текста оставлял их равнодушными. А вот романтический вампир и вампир эпохи мистического декаданса на слово Божье реагируют болезненно, а от света могут вообще исчезнуть - как герой знаменитого фильма "Носферату". Зато примерно с середины XX века бого- и светобоязнь резко отошли на второй план - и сегодняшние вампиры уже не вызывают страха даже у детей.

(Продолжение следует.)

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта