Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Александра ПЕРМЯКОВА:

Мы обязаны помнить о своих корнях

Юлия НИКОЛЬСКАЯ

В этом году Государственному академическому русскому народному хору им. М. Е. Пятницкого исполняется 100 лет. В преддверии юбилейных торжеств художественный руководитель легендарного коллектива народная артистка России, профессор Александра Андреевна Пермякова рассказала "МП" о грядущих выступлениях, о непростой творческой судьбе хора, а также о том, насколько важным является бережное отношение к народной культуре.

- Александра Андреевна, в этом году хору им. Пятницкого исполняется сто лет. Я знаю, что подготовку к этому знаменательному событию вы начали за год. Расскажите, как она проходила?

- Юбилей хора им. Пятницкого - это три основных мероприятия: сольный концерт в Государственном Кремлевском дворце, концерт 9 марта под условным названием "С юбилеем!". Приезжают крупнейшие творческие коллективы нашей страны, как московские, так и региональные. Я назову лишь некоторые из них: Краснознаменный ансамбль им. Александрова, ансамбль Игоря Моисеева, ансамбль "Березка", оркестр им. Осипова - это только московские коллективы, с которыми мы уже много лет сотрудничаем, нас связывает чисто человеческая дружба. Из региональных - все государственные академические коллективы. Дал согласие на участие Денис Мацуев, Иосиф Кобзон, Николай Губенко. Сейчас договариваемся об участии Юрия Соломина, который сыграл роль Пятницкого в фильме "Певучая Россия", созданном много десятилетий назад и рассказывающем об истории нашего хора. И третье мероприятие будет проходить 13 июля на фестивале "Славянский базар". Кроме того, в рамках столетия хора нам предстоит целый ряд гастролей: на Дальний Восток, в Хабаровск, Новосибирск и так далее. Затем концерты в Японии, Италии. Этот год насыщен выступлениями. Сейчас создается документальный фильм о современном хоре. К огромному нашему счастью, с большим интересом к нашим юбилейным торжествам отнесся телеканал "Культура".

- Но, помимо парадной стороны медали, наверняка существуют какие-то сложности?

- Проблем море. Существуют чисто рабочие вопросы. Например, мы подали документы на присвоение звания нашим ведущим солистам. Но к великому сожалению, с учетом того, что коллектив очень молодой, а по новому указу президента на присвоение звания может претендовать только тот артист, который проработал не менее двадцати лет в данной области, для артистов танцевальной группы - не менее десяти лет. Но так как средний возраст коллектива двадцать лет, конечно, никто под эти требования не подходит. Тем не менее мы все равно находим способы, чтобы как-то отметить людей.

Второе: в хоре работают артисты из тридцати регионов нашей огромной страны, среди них сорок семь лауреатов всероссийских, международных и региональных конкурсов. В регионах их знают с детства. Стоит только позвонить с просьбой о каком-то внутриведомственном награждении, только назовешь фамилию, как тут же слышишь: "Неужели она доросла до солистки?! Мы же ее с детства знаем!". К великой чести всех регионов, никто не проходит мимо этой даты. И получается, что юбилей хора им. Пятницкого - всенародный праздник.

- Александра Андреевна, репертуар хора изменился за последние десятилетия?

- Надо сказать, что на протяжении многих десятилетий хор им. Пятницкого исполнял огромное количество песен советских композиторов, но с 1989 года мы приняли решение исполнять только песни различных областей, а авторская песня у нас идет как творческий эксперимент. Надо понимать, что за все время своего существования хор воплощал идеи своих руководителей. С именем каждого из них связаны различные эпохи хора. И это естественно. Например, Пятницкий - собиратель. Он проехал всю Воронежскую губернию с граммофоном и на восковые валики записывал те песни, которые ему пели крестьяне, и естественно, он эти песни вносил в программу. Эпоха Захарова, который в 1940-е годы был первым секретарем Союза композиторов, связана с авторской песней. Он создавал такие композиции, которые полифонически, по гармонии очень близки к народной песне. И в процентном соотношении в репертуаре хора было больше песен Захарова. И это объяснимо. Ведь в те времена не было эстрады в том виде, в котором она есть сейчас. Были периоды - коллективизации, электрификации, индустриализации и так далее. И если бы Владимир Григорьевич Захаров не стал создавать такие песни, какова была бы судьба хора, неизвестно. Уже в конце 1920-х годов пресса заявила: нам не нужны песни кулацкой деревни, нам нужен хор, поющий песни, которые отражают процессы, происходящие во всех областях жизни страны. Первой песней, которую написал Захаров, была "Прокати нас, Петруша, на тракторе".

В 1938 году была создана танцевальная группа, основателем которой стала народная артистка СССР, профессор Татьяна Алексеевна Устинова, которая руководила танцевальной группой до самой своей кончины в 1999 году.

История хора - это не прямая дорога, усеянная лаврами и цветами. Это и шипы, и тернии: то все замечательно, то творческий спад. Но это не потому, что хор плохо пел или плохо танцевал. Хор Пятницкого всегда был новатором, мы сохраняем и развиваем традиции. В нашей истории были такие периоды, когда на сцену выходили в таких костюмах, как будто мы пришли просто с улицы и сразу же запели и заплясали: светское платье, светский костюм. Это вызывало неприятие определенной категории наших зрителей и фольклористов.

Я внимательно изучила творчество хора эпохи Пятницкого, затем Захарова и Левашова. Они были гениальными мастерами, которые брали русскую народную песню и обрабатывали ее для большого коллектива. Сегодня я могу пересчитать по пальцам тех композиторов, которые могут сделать нечто подобное. "Степь да степь кругом", "По диким степям Забайкалья" считаются популярными русскими народными песнями, хотя на самом деле таковыми не являются. Это с подачи хора они стали русскими народными. Но это же великое счастье, когда авторская песня становится народной. И это лишь благодаря гению Захарова и Левашова. Современный хор пошел по совершенно другому пути. Знаете, как говорят: "Если актер поступает в театр, значит, он поступает в добровольное рабство к главному режиссеру". И это распространяется на любой творческий коллектив. С 1989 года, когда я пришла в хор им. Пятницкого, мы запели только народные песни.

После наших выступлений ко мне часто подходят и спрашивают, на каком языке исполняется та или иная песня. Они даже не подозревают, что это, к примеру, чистейший диалект Липецкой области.

- Александра Андреевна, вы возглавили коллектив в самый тяжелый период, в чем заключались сложности и что помогло выбраться из кризиса?

- До начала 1990-х годов существовало несколько организаций, которые планировали концертно-гастрольную деятельность коллективов. То есть мы приходили 1 сентября после отпуска, и у нас на доске объявлений уже висело расписание. Все это рухнуло в начале 1990-х, и мы оказались в ситуации, когда "ты и швец, и жнец, и на дуде игрец". Выживай, как хочешь. Я имею в виду аспект концертной деятельности. Было создано огромное количество центров досуга и кооперативов совместных предприятий, которые считали, что если ты имеешь небольшую русскую команду, то она обязательно будет приносить доход. Ну и все разбежались за длинным рублем. И остались сорок с небольшим человек. Возникло сразу несколько проблем. Кадровая - нужно собирать новый коллектив. Потом необходимо создавать новую концертную программу. При этом нужно думать, где выступать. Вы не поверите, наши первые концерты в то время были по ЖЭКам. Выездные концерты - в промышленных зонах.

А сохранила хор только лишь моя упертость. Зарплаты были никудышные. Я не могу сказать, что нам не помогало Министерство культуры, это не так. Но они и сами находились в бедственном положении. Задача у нас была одна - выжить.

Огромная благодарность Людмиле Зыкиной, которая в 1990-х годах на громадине своего авторитета стала проводить фестивали национальной культуры. И хор Пятницкого был их непременным участником. Естественно, у нас были огрехи - пели на недостаточно высоком уровне, но Зыкина не отвернулась от нас.

- Расскажите о стандартной программе хора.

- Вы знаете, я не люблю, когда на сцене салат под названием "винегрет". Поэтому мы постарались таким образом выстроить программу, чтобы были видны те направления, в которых работает хор. Это популярные русские народные песни, аутентика, плясовые песни разных областей России, военная тематика, авторские эксперименты.

После смерти Татьяны Алексеевны Устиновой я задумалась о том, что в современном хоре им. Пятницкого не может быть так, что мы поем песни разных областей России, а танцы у нас авторские. Но на воплощение этих творческих замыслов ушли годы, такое быстро не делается. На плохой результат мы не согласны. Мы обратились во все дома народного творчества в России с вопросом о русском народном танце. Нашли. Например, "Касимовская пляска", "Саратовская карачанка", "Кадриль приленских ямщиков". Я считаю, что мы просто обязаны искать и находить подлинный русский танец. Сейчас почему-то русский народный танец считают каким-то набором акробатических элементов, трюков, которые к подлинному народному танцу, поверьте, не имеют никакого отношения, уводят его в совершенно другую сторону. Они имеют место быть, но в коллективе танцевальном, а не в хоре им. Пятницкого. Если мы наряду с подлинными песнями будем выдавать акробатические пируэты, то это по меньшей мере будет вызывать недоумение и мысли о непрофессионализме руководителя. Но мы все-таки нашли настоящие танцы, и за год создали их три. Подлинно народных. Безусловно, в концерте мы также представляем номера из наследия Татьяны Алексеевны.

- В начале своего творческого пути хор им. Пятницкого насчитывал от силы двадцать человек. А сколько сейчас у вас подопечных?

- Творческого состава 95 человек. Москвичей очень мало. И я предпочитаю, чтоб в коллектив приходили парни и девушки из сел и деревень. Мегаполис для народного искусства - это страшно. Он как мельница перемалывает все. На генетическом уровне не заложено уже восприятие народного творчества у городских жителей, особенно у тех, кто родился в 1990-х годах. Очень своевременное заявление Дмитрия Анатольевича Медведева о необходимости сохранения русского народного искусства. В отличие от столицы в регионах проводится невероятное количество конкурсов, фестивалей народного искусства. И телевидение, и радио, и газеты об этом трубят. В столице тоже проводятся конкурсы, но проходят они как-то незаметно.

Мы же занимаемся со своими артистами по системе Станиславского, я их учу не только переживать, а заставить зрителей им сопереживать. Ставится единая задача для всех. Когда стоит большое количество артистов хора на сцене, один неверный взгляд, направленный не в ту сторону одним из пятидесяти человек, заставит 80 процентов зрительного зала смотреть именно на эти глаза. И поэтому им очень трудно продержаться в рамках одной песни в одном образе. Но мы это уже прошли, с этим справляемся легко. Правда, с приходом нового человека в коллектив мы начинаем с самого начала. Но работа у меня такая. Я обязана. Не я создавала коллектив, который прошел три войны - Первую мировую, Гражданскую, Великую Отечественную, две революции - перестройка тоже своего рода революция, - уже чудо, что мы выжили. И мы обязаны сохранить это. Сегодня - удивительное дело! - кому-то стыдно сказать слово "Родина" или "Оте-чество". Это почему же хору им. Пятницкого должно быть стыдно? Интересный случай был. Мы приехали в Хабаровск, а там не зал, а огромный стадион, одну часть которого отделили занавесом и построили сценическую площадку. Стадион битком народу. Я когда увидела эту сцену, то поняла, что петь придется "наживую", площадка открытая. Я вышла к микрофону и сказала: "Люди добрые, пожалуйста, выключите мобильные телефоны, не аплодируйте после номера, не разговаривайте. Нам будет очень трудно озвучить стадион". Такой тишины не было никогда, с учетом того, что у нас концерт идет в режиме "нон-стоп", никто не объявляет "русская народная песня..." Когда уже концерт завершился, среди этой тишины вдруг раздался плотный мужской голос: "Слава России!" Я за сценой просто плакала, и они плакали вместе со мной.

Как бережно все республики РФ относятся к народному искусству! Например, в Казани считается совершенно нормальным прийти на светское мероприятие в народном костюме. В Саранске ходят в расшитых рубахах, и это нормально. Я как-то провела эксперимент. Попросила своих артистов - парня и девушку - пройтись по улице Горького в народных костюмах, как обычные прохожие, с сумками и тому подобное. На них смотрели как на инопланетян. И это в России-то!

И как же это неправильно стесняться народной культуры! Стыдно признаться, что любишь русскую народную песню. Мы обязаны помнить о своих корнях. На пустом месте ничего не возникает, а за русской культурой тысячелетние традиции! И сейчас, если мы очень серьезно не будем обращать на это внимание, русская культура останется в рамках профессиональных коллективов.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта