Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Учиться всем пригодится

Столичной системе образования предстоит серьезная модернизация

Наталия ПОКРОВСКАЯ

Совсем недавно в обществе слышались возмущенные сетования о том, что наши дети чрезмерно загружены огромным количеством школьных предметов, актуальность и необходимость которых подвергалась сомнению. Предложенные к публичному обсуждению проекты федерального закона об образовании и стандартов для старших классов вызвали новую волну жесточайших споров. Теперь страхи иные: не приведут ли реформы образовательной сферы к понижению интеллектуального потенциала нашей страны?

В столице беспокойство по поводу неизбежных уже перемен обострено максимально по многим объективным причинам. В последние годы Москва по праву считалась и считается одним из самых передовых регионов России по внедрению новейших технологий, успешных инновационных проектов в сфере образования.

Многие учебные заведения первопрестольной сегодня выполняют функции ресурсных центров, на базе которых происходит обмен опытом, стажировка педагогов из разных уголков страны и апробация экспериментальных моделей обучения подрастающего поколения, в том числе и детей с ограниченными возможностями. Увы, далеко не все инновационные идеи, успешно реализуемые в мегаполисе, вписываются в концепцию обсуждаемых ныне федеральных проектов.

"Неужели в нашей школе больше не будет бесплатных кружков и секций?", "А у нас в порядке эксперимента вместо классных руководителей - освобожденные кураторы, которые следят за успеваемостью ребят, чуть ли не ежедневно общаются с родителями. Говорят, их уволят...", "Сохранятся ли в городе школы полного дня?", "А если мой сын хочет изучать и литературу, и математику в старших классах в одинаковом объеме, за этот "каприз" теперь придется платить?" Эти и многие другие вопросы, поступающие на "горячую линию" "МП" от озадаченных родителей, говорят о полнейшем непонимании рядовыми гражданами ситуации, сложившейся вокруг обсуждения реформирования сферы образования. И если сейчас разработчики проектов объясняют причину споров неправильным толкованием предлагаемых к обсуждению проектов их ярыми противниками (среди которых - депутаты, ученые и лучшие педагоги страны), то как нам, мамам и папам нынешних школьников, разобраться в сути нововведений?

Недавно в здании правительства Москвы на Новом Арбате состоялось совместное заседание президиума Общественного совета и Общественной палаты по образованию в городе Москве, посвященное модернизации системы образования столицы и предложениям по совершенствованию проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". В дискуссии приняли участие руководители органов исполнительной власти города Москвы, депутаты Мосгордумы, представители Совета ветеранов педагогического труда Москвы, городского Совета молодых учителей, руководители столичных Центров образования.

Но главным действующим лицом на этой встрече, безусловно, стал министр правительства Москвы, руководитель столичного Департамента образования Исаак Калина. Его более чем подробное выступление позволило прояснить ситуацию с реформированием системы московского образования.

- Сегодня нужно говорить не о модернизации образования, а о модернизации механизмов дальнейшего развития столичной системы образования, - подчеркнул он. - Потребность в этом, естественно, есть, но это не означает смену курса, а только более активное использование новейших технологий. Московское образование должно стремиться к тому, чтобы стать реальным ресурсом для города, оно должно быть позитивным и консолидирующим фактором москвичей.

По мнению И. Калины, у столицы удивительно высокий потенциал образования населения, этот уникальный ресурс определяет особые потребности горожан.

- Уровень образования в нашем городе значительно выше, чем в других субъектах Российской Федерации, - отметил руководитель департамента. - Поэтому и стандарт качества образования у нас должен быть выше.

Действительно, в столице более широкий спектр выбора образовательных услуг, в учебных учреждениях сформирована и успешно функционирует огромная система дополнительного образования. Грех не использовать в системе образования и возможности самых разнообразных московских вузов, музеев и театров.

- Москва всегда была пионером по внедрению современных технологий, в том числе и электронных методик преподавания, - отметил И. Калина. - Одна из наших первоочередных задач - оптимизация оборудования и оснащение московских школ. Сегодня старшим классам нужны уже не просто кабинеты физики, химии, а лаборатории. Не менее важно решить вопрос безопасности и комфортного пребывания ребенка в школе. К сожалению, далеко не все образовательные учреждения столицы соответствуют этим требованиям.

Развитие педагогического корпуса - еще один важнейших пункт в списке первоочередных задач столичной системы образования. "Мы ничего не сможем сделать, если у нас не будет мощного педагогического состава", - подчеркнул министр. На сегодняшний день, несмотря на мощную финансовую поддержку городских властей, молодые специалисты не очень спешат идти работать в школы. Департамент образования намерен изменить эту ситуацию продолжением материального стимулирования молодых кадров, в планах также сотрудничество не только с педагогическими вузами, но и с другими высшими учебными заведениями города. А Московский институт открытого образования станет координатором переподготовки и повышения квалификации учительского корпуса.

Волнения по поводу упразднения экспериментальных площадок, коих в столице на базе общеобразовательных школ немало, видимо, тоже напрасны.

- У Москвы есть огромное завоевание - многообразие видов и форм средних учебных заведений, - отметил И. Калина. - Это сформированный ресурс, который должен стать примером и образцом для остальных школ. И, конечно, таким учреждениям должны быть созданы особые условия. Недавно мы обсуждали эту проблему на совещании с префектами административных округов. На нем, в частности, говорилось, что при всей необходимости контроля за деятельностью учебных заведений школы многолетней практикой и безусловно позитивными результатами заслужили, чтобы их не донимали постоянными проверками ради проверок. В такие учреждения надо приходить, чтобы у них учиться, перенимать их опыт.

Список учреждений, завоевавших доверие у столичных властей, сейчас составляется в Департаменте образования. Эти школы станут базовыми площадками, на которых будут стажироваться педагоги. "Максимальное доверие к сильным и максимальная помощь слабым", - так определил И. Калина принцип поддержки и развития образовательных учреждений Москвы. Отчасти вопрос доверия касается и проблемы, какие учреждения будут "бюджетными", а какие - "автономными". В чем же разница?

- У автономного учебного заведения при сохранении ответственности больше свободы выбора в распределении собственных средств, - пояснил И. Калина. - Но переход к автономии - это особый акт доверия со стороны городских властей. Сейчас у нас пока идет процесс обучения директоров по управлению автономным учреждением.

Отвечая на вопросы членов Общественного совета и Общественной палаты по образованию в городе Москве, И. Калина отметил, что сейчас разрабатывается программа комплексной модернизации образования на 2012 - 2016 годы, и призвал всех москвичей принять активное участие в ее обсуждении на сайте столичного Департамента образования. "Мы готовы рассмотреть все предложения и замечания", - сказал он.

Судьба отечественного профтехобразования (а этот вопрос тоже волновал многих участников встречи) находится на особом контроле Департамента образования.

- Последнее время мы очень активно работали с директорами московских колледжей, - сказал И. Калина. - И я хочу отметить: большинство из 77 таких учебных заведений столицы обладают достаточно мощным потенциалом. Наша задача свести воедино интересы потенциальных работодателей и колледжей. Приятно, что предприниматели столицы весьма активно откликнулись на наш призыв к сотрудничеству.

Еще одна приятная новость: в ближайшее время спортивные залы в московских школах будут работать допоздна. Это стало возможным благодаря договоренности о сотрудничестве Департамента образования и Департамента физической культуры и спорта. Продлить работу спортзалов станет возможным за счет того, что в них будут работать с детьми тренеры различных спортивных федераций.

Вопросы воспитания подрастающего поколения, дальнейшее развитие инклюзивного и дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями, проблемы адаптации детей мигрантов... Каждая из этих тем, на которые обратили внимание участники дискуссии руководителя столичной образовательной сферы, - особый повод для отдельного разговора.

- Боюсь, как бы мы, взрослые, и прежде всего педагоги, не отстали от наших детей, - сказал в заключение Исаак Калина. - Поэтому мы так много сегодня говорим о необходимости повышения квалификации учителей, в том числе и в сфере современных технологий.

...Споры о проекте закона и новых стандартах для старших классов отнюдь не закончены. По мнению И. Калины, участников обсуждения законопроекта об образовании разделяют не цели, а скорее вопрос терминологии. "Понятно, что все мы хотим, чтобы наши дети были лучше и счастливее нас", - сказал он, еще раз призвав всех принять участие в обсуждении готовящихся к принятию новых нормативных документов. Время еще есть. И на вопросы, и на ответы, и на исправление ошибок. А не ошибается, как известно, только тот, кто ничего не делает. И то, что в нашем обществе вопрос реформирования образования вызвал столь горячие споры, позволяет надеяться, что здравый смысл, передовые идеи и желание совершенствовать, а не упростить систему обучения молодого поколения превратят оппонентов в единомышленников и направят дискуссию в конструктивное русло. Представителям столичной общественности на встрече с руководителем Департамента образования Москвы И. Калиной это, безусловно, удалось.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта