Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Суд сказал: "Приехали!.."

Александр ДАНИЛКИН

Знаете ли вы, сколько российских автомобилистов было отправлено в кутузку в прошлом году за их мнимые или реальные дорожные прегрешения? Ни больше ни меньше, а аж 300 тысяч человек. Это как все население целой страны под названием Мальдивы.

Тенденция сохранилась и в этом году. Воля ваша, но тут что-то не то. Это многовато даже для такой страны, как Россия. В любом другом царстве-государстве вряд ли удастся найти столько административных арестов водителей. А у нас их хоть залейся. Что и говорить, у нас и пьяные за руль иногда садятся. Но правилом это назвать никак нельзя. А тут вот что выходит: пьяное в дупель население целых Мальдив нахально оккупировало водительские кресла...

Но и это еще не все. По данным департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, только в прошлом году по суду были лишены водительских прав еще 917 тысяч человек. Почти миллион. А в позапрошлом - еще больше. Здесь уже, пожалуй, мировой рекорд! В одной только Москве - 47676 человек. Кто же у нас за рулем-то сегодня? Выходит, одни алкоголики, наркоманы, хулиганы и просто умышленные злостные нарушители ПДД...

Панику поднимать не имеет смысла, а вот серьезно задуматься, что же вокруг происходит, - уже в самый раз. Любителей "оторваться" на большой дороге у нас, конечно, хватает. И наказывать таковых нужно по полной программе, без всякого сожаления. Пьяный беспредельщик за рулем - угроза жизни остальных. Но чтобы речь шла о миллионах желающих выскочить просто для понта на встречную или нарезаться вдрабадан перед тем, как сесть за руль... Это, пожалуй, и для нашей державы, где "широк русский человек, надо бы сузить", уже перебор. Все-таки хотя бы из чувства самосохранения абсолютное большинство водил волей-неволей, но вынуждены соблюдать элементарные правила. Так всегда ли по справедливости у нас сажают шоферов в кутузку и отнимают у них права?

Но сначала напомню, за какие же грехи российский водитель может "загреметь" на 15 суток: если он управлял автомобилем, не имея прав или будучи ранее лишенным таковых, за отказ от прохождения медосвидетельствования, за оставление места ДТП или за злостную неуплату штрафов.

А лишиться прав можно за выезд на встречную полосу движения, превышение разрешенной скорости свыше 60 км, грубое нарушение проезда железнодорожного переезда, вождение автомобиля без госзнаков или с фальшивыми, непредоставление дороги спецтранспорту, несоблюдение правил перевозки крупных грузов и, конечно же, за пьянку.

С административными арестами все проще. Поскольку нарушения там трактуются более четко и конкретно: смылся с места ДТП - получай арест. Но зато с "лишенцами" однозначно далеко не все. Как известно, одно из самых таких распространенных нарушений - выезд на встречную полосу. Но почему так происходит? Далеко не всегда на встречку водители выезжают просто так, из желания нарушить ПДД. Красноречивый пример - история с организацией движения на площади у Павелецкого вокзала. Из-за неграмотного развода автопотоков и противоречивых знаков тысячи водителей там были лишены водительских прав. Суды штамповали такие решения только на основании формальных документов. По словам многих пострадавших у Павелецкого водителей, на "приговорчик" о лишении их прав судьям требовалось всего несколько минут: "Приехали, господин водитель, сдавайте документы". Впоследствии сами сотрудники ГИБДД признали: нередко водители были просто вынуждены нарушать ПДД.

Подобных "ловушек", где водителям приходится выезжать на встречную полосу, в Москве имеется не одна сотня. Большой Спасоглинищевский переулок, Нижняя Радищевская улица, 5-й Монетчиковский переулок... Все не перечислить. Многие автомобилисты считают, что в дорожной полиции даже заинтересованы в существовании таких "хлебных" мест. Недаром же именно там часто дежурят гаишные экипажи, хотя на дорогах столицы им нашлось бы более целесообразное применение. На проблемном перекрестке всегда есть возможность "подкалымить".

- Что ни говорите, а для многих водителей лишение прав равносильно потере работы, - говорит адвокат Дмитрий Качевский. - Ведь кто-то на службу может добраться только на автомобиле. Для кого-то авто - это единственное средство заработка и ведения бизнеса. Справедливо ли огульно оставлять их без куска хлеба? В тех же США такой вакханалии с лишением прав не наблюдается. Там права - это фактически удостоверение личности, да и без машины никуда. Солидные штрафы для нарушителей ПДД - это всегда пожалуйста. Но поголовно превращать водителей в пешеходов - это не их метод.

В Федерации автомобилистов России (ФАР) заинтересовались феноменом "ловушек". Изучив решения московских судов о лишениях прав водителей, эксперты ФАР подтвердили: массовое изъятие водительских прав по суду имеет конкретные привязки к местности. Обработав статистические данные по Центральному административному округу, эксперты пришли к выводу: каждое третье изъятие прав связано с конкретными, одними и теми же адресами. Там есть явные проблемы с организацией движения. И именно это становится причиной множества нарушений правил. Так и появляются на свет толпы "лишенцев".

- Никакие оправдания в судах, как правило, не принимаются, - посетовал активист Федерации автомобилистов России Олег Корин, - 97 процентов решений - изъять водительское удостоверение. И лишь трем процентам чудом удается выйти сухими из воды.

Между тем ситуация не только не улучшается, но, наоборот, усугубляется. Так, введение нулевого промилле превратило многих водителей в злостных нарушителей: выпил с утра бутылку пива, а вечером попался инспектору - нарушитель! Абсолютное большинство европейских стран не поддерживают нулевую норму промилле. И теперь некоторые наши законодатели уже поговаривают, что нормы промилле нужно бы привести к европейским стандартам. Но пока это только разговоры. Водители все чаще говорят об административном произволе ГИБДД и судов. А суды тем временем все штампуют вердикты: лишить, изъять, отстранить...

К сожалению, мы все стали забывать, что суд - это еще и место, где равноправный голос должны иметь и защитники, и обвинители. Административных дел это ведь тоже должно касаться. Но глас оправдывающегося водителя в суде теперь все чаще напоминает глас вопиющего в пустыне.

Ну, а вообще-то все начинается с ГАИ: как ни пытаются нас убедить официальные представители ведомства, что инспектора с каждым годом все больше ориентируются на предупреждение наказаний, а не только на наказания, в это все меньше верится. Может, с приходом нового столичного начальника ГИБДД хоть что-нибудь изменится.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта