Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

У истоков детектива

Александр Егорунин

Издательства "Ладомир" и "Наука" продолжают свою благородную просветительскую миссию. В серии "Литературные памятники" они представили в одном томе романы Фридриха Шиллера "Духовидец", Карла Гроссе "Гений" и Генриха Цшокке "Абеллино, великий разбойник". Эти произведения в конце XVIII века вызвали огромный интерес читающей публики, стали, говоря современным языком, бестселлерами, породили множество переводов, продолжений и подражаний, отголоски которых нет-нет да и встречаются поныне.

Что же так привлекло читателей? У романов есть несколько объединяющих мотивов, привлекательных во все времена: мистика и ее разоблачение, могущественные тайные общества, естественно, заговоры, приключения, переодевание и неожиданное "узнавание", мнимые смерти и воскрешения и - любовные коллизии. Специалисты найдут в этих произведениях отзвуки ранней приключенческой и авантюрной литературы, рыцарского, английского готического романов.

"Духовидца" немецкий поэт и мыслитель Ф. Шиллер создавал, чтобы расширить аудиторию основанного им журнала "Талия". Для этого необходим был захватывающий сюжет, обрывающийся в каждом номере на самом интересном месте. Герой романа - молодой образованный принц, путешествующий по Италии. Он останавливается в Венеции, имевшей тогда славу самого модного европейского аристократического места. Его вовлекают в интриги некоего тайного общества, которое обещает ему помочь завладеть отеческим троном, хотя принц по праву старшинства не имеет права наследовать трон, но ему хочется взойти на престол, чтобы подчинить монархию своим политическим интересам. В результате принц становится жертвой политических козней и мистификаций загадочных, но отнюдь не безобидных проходимцев. Тут читатели могут вспомнить знаменитых авантюристов XVIII столетия, графов Калиостро и де Сен-Жермена. К сожалению, роман остался неоконченным, поскольку интересы Шиллера, историка и мыслителя, заставили отойти от литературных занятий, а когда автор вернулся к своему литературному труду, то "Духовидец" показался ему пройденным этапом. И тем не менее роман был очень популярным, не раз переиздавался, знаком он был и Александру Сергеевичу Пушкину.

Черты готического и авантюрных романов видны и в "Гении" Карла Гроссе. Читателей встретят темные подземелья, глухие леса, неожиданные встречи, странные убийства, появится и мудрый отшельник на фоне идиллического пейзажа. У героя, от имени которого ведется повествование, инициалы, совпадающие с авторскими, даже дворянский титул тот же. Роднит героя с автором и авантюрная жилка. Роман наполняют тайны, приключения, экзотика, любовь, умный и удачливый герой, попадающий в сети тайного братства, вознамерившегося любыми средствами установить новый миропорядок. У романа счастливый конец с легким моральным поучением.

Роман швейцарца Генриха Цшокке "Абеллино, великий разбойник", вышедший анонимно, стал широко известен во многих странах. Создавался он не без влияния "Духовидца" и "Гения", хотя круг общественных проблем здесь значительно сужен и упрощен. Главная здесь разбойничья тема. Это чтение легкое, для тех, кто любит тайны, поединки, заговоры, переодевания, стремительные перемещения героев из одного места в другое. Атаману шайки автор дает возможность философски оправдать ремесло грабителей и наемных убийц. Мораль в романе относительна и позволяет считать честным "отнятие жизни". Добро и зло здесь относительны.

Эти три автора каждый по-своему сумели отразить свое время, уловили дух эпохи. За авантюрными приключениями все же довольно отчетливо проступают проблемы, волновавшие писателей и мыслителей прошлых веков и остающиеся современными и по сей день: зло и справедливость, рациональное и сверхъестественное, слабость и сила человека. И всех трех авторов можно отнести к провозвестникам будущего детективного жанра. Кстати, именно так полагает автор чрезвычайно насыщенных и глубоких комментариев и заключительной статьи "Три романа о тайнах и преступлениях" Р. Ю. Данилевский.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта