Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Бэтмена на трассу!

Московские гаишники ездят недостаточно быстро

Сергей ЮРЬЕВ

Правительство Москвы предлагает сократить сроки оформления ДТП и закупить для автоинспекторов новые мотоциклы и системы навигации. Помогут ли эти средства решить проблему московских пробок, выяснял корреспондент "МП".

Власти города уже давно поняли, что решение транспортных проблем в Москве нельзя сводить к одним только пробкам. Пробки - всего лишь следствие множества проблем, тесно связанных между собой. Из-за чего они возникают? Первое, что приходит на ум, - слишком большой автопарк, который неплохо было бы сократить. Но как выходят из положения крупные европейские города, где автовладельцев не меньше, а то и больше, чем в русской столице? Получается, мы попросту не можем организовать движение на наших дорогах, в результате чего любое препятствие на пути приводит к многочасовым заторам.

Не расслабляться!

Самая распространенная причина возникновения пробки - дорожная авария. Вот столкнулись две машины, ехать дальше они не могут, участники ждут сотрудников ГИБДД. Которые, между прочим, тоже не супермены и на крыльях прилететь не могут. Приходится ждать час, два, четыре, а то и дольше. Известен случай, когда девушка прождала автоинспекторов 22 часа! Все это время ее машина стояла на дороге, мешая движению.

- Время прибытия сотрудников автоинспекции на место ДТП зависит от многих факторов, - рассказывает представитель отдела пропаганды московского УГИБДД Максим Галушко. - Прежде всего это погодные условия, при которых резко возрастает число происшествий (особенно мелких), как, например, зимой. А бывает, водитель, попавший в аварию, не понимает, где находится или неправильно диктует адрес. Это тоже усложняет задачу инспекторам. Сама процедура оформления может затянуться не только по вине инспектора. Зачастую участники аварии начинают менять показания, путаясь в собственных объяснениях, вступают в словесную перепалку. Причем ссоры между ними возникают в большинстве случаев.

Проблему городские власти собираются решить так: оснастить все патрульные машины системами навигации и докупить мотоциклы для инспекторов. А что, нормальная практика - во всем мире дорожная полиция "рассекает" на мотоциклах, поскольку они быстрее и маневреннее машин. В довершение предлагается сократить сроки оформления ДТП. Предложение кажется разумным, и любой обыватель с ним согласится: пусть гаишники не расслабляются, а "шевелят поршнями"!

- Действительно, сроки прибытия инспекторов на место происшествия сейчас слишком велики, - говорит исполнительный директор общественной организации "Московский транспортный союз" Юрий Свешников. - Проблема в том, что ожидающие их автомобили остаются на полосе движения. Например, полгода назад произошла авария на трамвайных путях, водители долго не могли убрать свои машины с рельсов, таким образом скопилось огромное количество трамваев.

Но что значит "сократить сроки оформления ДТП"? Ведь именно так городским правительством сформулирована задача грядущих мероприятий. Свешников считает, что проблема вовсе не в скорости оформления. Да и можно ли спешить в таком деле? Вопрос касается всего лишь быстрого прибытия инспекторов на место, быстрой фиксации происшедшего и быстрого удаления поврежденного транспорта с дороги. А процедура оформления - дело десятое, на обочине можно оформлять не торопясь. Если человек хочет получить компенсацию, ему ли жалеть время?

Летящий на крыльях ночи

Давайте разберемся, а нужно ли вообще торчать на дороге по нескольку часов, ожидая автоинспектора? В пункте 2.5 ПДД черным по белому написано: водитель обязан освободить проезжую часть, если он мешает движению других транспортных средств. Это не относится к случаям, когда столкнулись более двух машин и есть жертвы, но, к счастью, таких происшествий 20 процентов от общего числа ДТП. Обо всех остальных четко говорится в следующем пункте 2.6: если пострадавших нет, а материальный ущерб не превышает 25 тысяч рублей, то водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут инспекторов и не вызывать. Они имеют право просто составить схему, подписать ее и прибыть на ближайший пост ДПС или в милицию, где смогут спокойно все оформить.

- Если мы говорим о рядовой аварии без пострадавших, то водитель обязан убрать свою машину на обочину сразу и там дожидаться ГИБДД, - говорит правозащитник Владимир Травин. - И тогда становится не важно, сколько времени инспектор потратит на оформление дела. Да хоть два дня. Пробок все равно не будет. Да, это усложняет работу инспекторам, потому что им придется устанавливать подробности произошедшего со слов участников ДТП. Им проще приехать и увидеть все своими глазами, чем складывать "пазл" из показаний и схем. Не важно, что город стоит. Не важно, что ПДД обязывают убирать машины, а народ не убирает личный транспорт с дороги, потому что боится возможных проблем с ГИБДД.

Но внедрить такую практику довольно сложно, нужно объяснять автовладельцам их права, которыми они не пользуются. Все водители хотят, чтобы инспектор прилетел к ним мгновенно, как Бэтмен. А как насчет того, чтобы самим подсуетиться? Спросите милиционеров - часто ли к ним обращаются участники небольших аварий с просьбой оформить ДТП? Ни один водитель не рискнет покинуть место аварии до приезда инспектора, даже если это не противоречит правилам. Нужно лучше объяснять людям их права, а не ждать от автоинспекторов шумахерской скорости - в этом сходятся точки зрения всех наших экспертов.

Преступление без наказания

Словом, ускорить процесс можно за счет мотоциклов. А можно и за счет качества. Да, в ряде случаев оперативный приезд сотрудников автоинспекции на место ДТП действительно важен. В правилах движения четко прописаны случаи, когда до приезда ГИБДД машину убирать с дороги нельзя. Но еще немаловажен тот факт, что правительство Москвы пока ничего не говорит о способах и рычагах, которые заставят гаишников быстрее приезжать на место аварии. Правило есть, а санкций на случай нерадивого исполнения - нет. То есть выполнять это правило вроде бы и не обязательно.

- Весьма эффективно организована работа автоинспекторов в Грузии, - приводит пример официальный представитель Департамента транспорта и связи Москвы Александр Оносовский. - Служба построена по территориальному принципу: сотрудники не сидят по кустам с радарами, вылавливая лихачей, а отвечают каждый за свой квадрат. Тбилиси поделен на квадраты - 2 на 2 километра. Внутри квадрата работает патрульная машина, и гаишники обязаны прибыть на место аварии в течение двух минут! В противном случае патруль положит удостоверения на стол и пойдет искать другую работу. И надо сказать, что даже в коррумпированной Грузии это очень действенная мера.

А теперь давайте представим противоположную ситуацию, при которой штрафные санкции для "медленных" инспекторов все же введут. Например, на оформление ДТП отводится 7 минут, так инспектор в 7 минут и уложится. Только потом с этим делом, написанным на скорую руку, будет невозможно работать. Зато он быстро приедет, расталкивая всех и вся, создавая на дороге все те же пробки. Будет мчаться, лупить чужие машины, всех раздражать.

- Неправильно поставлен сам вопрос, - считает Травин. - Необходимо четко разделять случаи, когда спешка оправдана, а когда нет. Нужно ли возлагать на инспекторов столько рутинной работы? В большинстве случаев и так очевидно, кто виноват, кто нет. Один другому фару разбил или в зад въехал - чего тут выяснять? Если водители согласны в оценке обстоятельств происшедшего, то пусть не гора идет к Магомету, а Магомет (вернее, два Магомета - один на "Жигулях", другой на "Роллс-Ройсе") - идет к горе. Спросите у гаишников - когда к ним в последний раз приезжали водители с просьбой оформить ДТП? Не должен ехать инспектор - к нему должны ехать. Вернее, имеют право, но правом не пользуются.

- Мы за то, чтобы мелкие ДТП решались без участия сотрудников ГИБДД, - говорит Василий Максимов, ведущий специалист комитета по телекоммуникациям и СМИ при московском правительстве, который известил общественность о готовящемся проекте. - А в случаях, когда это невозможно, приезжали быстрее. Разработанный план является частью перечня первоочередных мероприятий по решению транспортных проблем в Москве.

Кстати, этот план теперь будет муссироваться на совещаниях у мэра еженедельно. И неизвестно, сколько изменений еще в него внесут.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта