Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Ложа мела и указки

Куда приведет рыбный обоз нынешних Ломоносовых?

Екатерина МАКСИМОВА

Зачастую сегодня уровень преподавания в гимназиях и лицеях оценивается по количеству иномарок у их входов. "Это такая школа солидная, туда детей только на джипах привозят!".

Мэр столицы тоже обратил внимание на, мягко говоря, неровную ситуацию с углубленным образованием. "Это - элитные школы, где учатся элитные дети элитных родителей. В результате дети получают разное образование",- констатировал Сергей Собянин. И моментально интернет-сообщество взорвалось: на всех родительских форумах, во всех профессиональных блогах идет паническое обсуждение "инициатив" руководства о якобы закрытии гимназий и лицеев.

Но ведь никто никакие кадетские корпуса и интернаты, а уж тем более физико-математические лицеи закрывать вроде бы не планирует. А вот то, что нынешняя система школ, выходящих за рамки образовательного стандарта, нуждается как минимум в пересмотре и изменении нормативов, говорится уже давно. И я думаю, мэр имел в виду именно это. За последние 10 - 15 лет в столице развилось (настаиваю именно на этом глаголе!) столько разных гимназий и лицеев, что обычную общеобразовательную школу днем с огнем не сыщешь. Везде какое-то постоянное углубление, уклон и насыщенная программа. Такое впечатление, что в Москве живут исключительно Эйнштейны, Склодовские-Кюри и будущие лауреаты Нобелевских премий во всех номинациях! А что скрывается за красивым фасадом здания под названием "гимназия"? Довольно часто, и это надо признать, декларированное "углубленное изучение" оказывается просто профанацией.

Любите "Майбах" - критерий знаний

Ко мне недавно обратилась мама четвероклассницы. Ей третий год в гимназии преподается английский язык, причем, как было заявлено родителям, на уровне спецшколы, а девочка элементарный диалог на тему "как тебя зовут?" не может поддержать. Взволнованная мама уже представила все мыслимые и немыслимые психологические проблемы у своего ребенка, а ситуация оказалась намного прозаичнее: на протяжении всех этих трех лет на уроках английского языка в этой "гимназии" детей заставляли учить наизусть так называемые топики - тексты на определенную тему. И все. Да, девочка бегло наизусть может рассказать, что Лондон - столица Великобритании, а в Букингемском дворце живет королева, но на этом ее познания в языке заканчиваются. Думаю, всеми правдами и неправдами (к вопросу о коррупции в школах) поступая в эту псевдогимназию, мама надеялась совсем на другой результат в обучении английскому языку. А уж финансировать такое "углубление" просто нерационально для государства.

И таких примеров в столице, к сожалению, много. Это приводит и уже привело к нивелированию понятия "гимназическое образование". Сам термин "элитная школа" обрел какой-то негативный оттенок. У нас есть элитные курорты, элитные сорта чая, элитные автомобили, элитная мебель, и школы теперь стали чем-то вроде кожаного дивана: дорого - значит качественно. Но для образования не подходят стандарты производства деревянных стульев. Если в школе учатся дети владельца "Майбаха" из соседнего подъезда, это еще не значит, что там достойный уровень образования.

Многие родители просто, не принимая во внимание способности и наклонности своего чада, отдают детей во всякие "углубленные" школы, лишь бы они учились вместе не с дворовой ребятней, а с "нормальными" детьми, хорошим, как теперь принято говорить, контингентом. Это тоже стало критерием выбора гимназий. Вот зачастую и получается, что ребенок, как бы он ни был одарен, но если он из обычной, среднестатистической семьи, не сможет прорваться ни в какую гимназию. Именно об этом аспекте, как мне кажется, и говорил мэр.

Камуфляжный взнос

Не стоит забывать и о том, что финансирование лицеев и других школ с углубленным изучением предметов отличается от общеобразовательных. А мы в нашей стране привыкли, что понятие "финансы" стоит в одном ассоциативном ряду со словами "коррупция", "откат", "взятка". Иначе как объяснить, что при декларированном прозрачном финансировании одни школы стоят, например, полностью отремонтированные, а другие - гимназии якобы с повышенным перечислением бюджетных средств - годами ждут в какой-то очереди на ремонт. Может быть, государственные деньги не всегда доходят до школы в полном объеме, теряются где-то по дороге? Вопрос - где.

- Коррупция в школах Москвы - это яркое отражение глобальной общероссийской проблемы - уродливой системы двойных стандартов, - говорит Владимир Архипкин, руководитель департамента информационной политики Комитета по борьбе с коррупцией. - Официально школьное образование бесплатно, а на деле родителям приходится раскошеливаться за каждый шаг своего ребенка. И год от года ничего не меняется, кроме сумм, которые постоянно растут, и самой формы поборов. Раньше взятки в школах брали чуть ли не в открытую, а сегодня сбор дани носит более закамуфлированный характер: деньги просят перечислить в некий пришкольный фонд, на благотворительные цели, на якобы углубленное изучение какого-либо предмета. Часто родители и понятия не имеют, что из своего кармана "финансируют" то, что государство уже оплатило! Эта дикая ситуация подрывает веру людей в дееспособность гражданских институтов, наносит значительный урон семейным бюджетам, особенно в тех семьях, где несколько школьников. Изменить ситуацию просто - сделайте бюджеты школ прозрачными, в том числе и для родителей!

Пусть они сами видят, как и на что расходуются деньги, выделенные на обучение их детей. Я думаю, есть смысл возродить неплохо зарекомендовавшую себя в прошлом систему "родительских комитетов". Современная модель "карманных" школьных попечительских советов в данном случае вряд ли будет объективна и эффективна. Так же как и малоэффективными оказались расплодившиеся сегодня в несметных количествах "суперобразовательные" школьные заведения - якобы престижные лицеи и гимназии, престижность которых зачастую определяется не качеством обучения, а его стоимостью. Поднимать надо не "элитарность" отдельных школ - это и ведет к сегрегации образования, о которой говорил мэр. Нужно поднимать уровень системы общего образования в целом! Когда в обыкновенных школах будет больше толковых и мотивированных преподавателей, труд которых по достоинству оценен, тогда и учеников, по-настоящему желающих учиться, будет гораздо больше и в рядовых школах.

Это совсем не новые мысли: все знают, что обычного деревенского паренька из Холмогор не испугал далекий путь в столицу, и рыбный обоз привел Ломоносова к вершинам ученой иерархии. Хотя нужно отметить, что именно Михаил Васильевич первым заговорил о поддержке мотивированных (хотя такого понятия тогда еще не было) ребят, и создание им Московского университета было логическим продолжением его усилий по изменению тогдашней российской системы образования. А что делать современным деткам, которым тесно в условиях общеобразовательных школ? Может быть, имеет смысл основать какие-то центры для одаренных детей, куда любой родитель мог бы привести своего ребенка, а опытные психологи и преподаватели (независимые ни от какой бы то ни было гимназии или школы) посоветовали бы оптимальное направление для развития ученика? И такое начинание рационально финансировать. Тогда бы и таланты не зарывались, и средства бы попусту не тратились на немотивированных учеников.

Возможны варианты

А вот мнение преподавателя. Любовь Духанина, заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по образованию, директор школы "Наследник":

- Государство сегодня как никогда заинтересовано и всячески поддерживает вариативность образования. Другой вопрос, может ли государство позволить себе содержание лицеев и гимназий, ведь "профинансированными", да еще в максимальном объеме, хотят быть все. Приведу в пример опыт Калининградской области. Там несколько лет назад был разработан базовый норматив, только расширенного типа. Условно говоря, все, в чем нуждалась общеобразовательная школа, от парт до наглядных пособий, было включено в программу финансирования. А вот сверх этого... Хотите лицей, гимназию - пожалуйста, разрабатывайте свою учебную программу и выставляйте ее на конкурс, выиграете грант - будут деньги, нет... И так каждый год. Поначалу было очень много недовольных, особенно среди родителей. Представьте, отдали ребенка в гимназию, а через год она превратилась в общеобразовательную школу. Но и здесь был найден выход: родителей подключили к разработке школьных программ, дали им почувствовать реальную причастность к формированию учебного процесса. А когда уже такие программы выигрывали гранты, то и родители оценили плюсы такой системы.

- Любовь Николаевна, но ведь не каждый родитель в силах вникнуть в тонкости учебного процесса. Многие ориентируются на советы и отзывы других мам: вон та школа хорошая, туда и пойдем учиться.

- Нужно уходить от практики, когда работу той или иной школы оценивает молва. Мнение родителей, безусловно, важно, но нужна и независимая система оценки уровня школ и гимназий. А когда такие критерии будут, ни у кого и вопросов не возникнет, почему одну школу так профинансировали, а другую иначе. Система образования должна быть открытой и прозрачной. Это и доверие к школе восстановит, и многие проблемы снимет.

Ну, вот опять - "открытое и прозрачное", получается, что сегодня школы - это какие-то масонские ложи, тайные ордена, скрывающие любую информацию о своей деятельности. Мы не знаем, как происходит распределение бюджетных средств, каков образовательный стандарт и что такое насыщенная учебная программа. А это и приводит к тому, что декларированное углубленное изучение оказывается фикцией, а гимназическая программа - очковтирательством. Я не против лицеев, не против математических школ, я за систему, которая должна работать без сбоев и скидок на откаты! Понятно, что кадетские корпуса и школы полного дня должны финансироваться в большем объеме - просто потому, что там дети находятся до вечера, а иногда и на пятидневке. Понятно, что в школе с физико-математическим уклоном должно стоять больше оборудования для опытов, чем, например, в общеобразовательной школе. А для немецкой спецшколы необходимы Гете и Шиллер в подлиннике, которые не нужны для естественно-научного лицея. Да и преподаватели гимназий априори должны получать зарплату выше, чем их коллеги из общеобразовательных школ. И этот очевидный постулат поддерживается сегодня в столице.

- Чем выше квалификационная категория учителя - тем выше и зарплата, - говорит Александр Гаврилов, пресс-секретарь Департамента образования Москвы, - а в гимназиях и лицеях работают, как правило, преподаватели с высокой категорией. Следовательно, и зарплата у них выше.

Вывод очевиден: подход к финансированию должен быть дифференцированным. Но, чтобы такая система не буксовала, необходима четкая классификация школ, когда одного желания директора "сделать гимназический класс" недостаточно, чтобы носить гордое имя "гимназия". И, безусловно, нужен контроль, не формальная инвентаризация, а именно всесторонний профессиональный контроль за деятельностью учреждений с отличным от общеобразовательного стандартом.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта