Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Хочу новые ботинки!

Елена НОВОСЕЛОВА

Ни для кого не секрет, что к подросткам группы риска относятся не только выходцы из неблагополучных семей и дети улиц, которым некому подсказать, что такое хорошо, а что такое плохо. Это нередко и ваш ребенок, выращенный в уютном доме, под беспрестанным присмотром матери или отца и ни в чем не ограниченный. Как с ним себя вести? Как сделать, чтобы общество вновь с ним помирилось? И что вы сделали не так, если всю свою жизнь посвятили его воспитанию? На эти и многие другие вопросы отвечали специалисты центра "Квартал" Юго­Западного округа.

На семинар, посвященный методам работы с трудными подростками, были приглашены члены специальных районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекторы отделов по делам несовершеннолетних, педагоги­психологи и социальные работники.

На многочисленные вопросы собравшихся отвечал Александр Дрейзин, заведующий отделением детско­подросткового реабилитационного комплекса "Квартал", руководитель проекта "Создание комплекса социально­правовых технологий, обеспечивающих практическое взаимодействие Уголовно­исполнительной инспекции (УИИ) и реабилитационных программ на территории ЮЗАО города Москвы. Он отметил, что в первую очередь при работе с несовершеннолетними стоит наладить деятельность всех специалистов в этой области. Он считает, что каждый работник, будь то сотрудник милиции, психолог или педагог, должен работать с ребенком по своей специализации, а не выполнять все функции сразу, так как он компетентен только в своей области.

­ Иначе, ­ утверждает А. Дрейзин,­ малейшая ошибка из­за недостаточных знаний, к примеру, в подростковой психологии или психологии толпы, может привести к дальнейшей деградации этого и без того сложного человека. Не надо брать на себя то, что вы плохо умеете.

Однако все эти службы, по его мнению, должны работать в комплексе и непрерывно, только тогда будет возможен положительный результат.

Докладчик предложил новый метод работы с трудным подростком ­ реабилитационный. Нужно помогать ребенку и его семье, а не устраивать репрессии.

­ От нотаций ситуация не изменится, ­ обращается врач к милиции. ­ Заметьте, нас всех ругают одинаково. Поэтому во время "ора" разъяренной матери подросток "выключается". Прибегает как­то ко мне мама одного мальчика и рассказывает: "Ругаю я его за воровство, а он включил диктофон с записью моей предыдущей нотации: "Не старайся повторять одно и то же!" Женщина не знала, что делать. И я посоветовал ей разговаривать со своим ребенком, как со взрослым. Подросток еще не готов хорошо аргументировать, он не умеет толком оправдывать свои поступки. Когда взрослый начинает вести с ним беседу на равных, подсознательно в нем происходит перелом, и он, все время мнивший себя взрослым, автоматически становится слабее и уязвимее. Наша цель ­ заставить его понять, почему нельзя поступать так, как он обычно поступает.

­ Для этого существуют специальные коммуникативные тренинги для детей от 10 до 17 лет, ­ дополняет Александр Дрейзин.

Заведующий отделением также уточнил, что подростки группы риска имеют разную степень отклонения от нормального поведения. Они избирают различные так называемые копинг­стратегии в своем поведении, то есть неодинаковые реакции на одну и ту же ситуацию.

­ Один, если захочет новые ботинки, закатит скандал маме, второй ­ обворует соседа по парте и купит себе ботинки, а третий ­ убьет кого­нибудь под мостом для той же цели. Общее желание и разные копинг­стратегии, ­ разъясняет Дрейзин.­ Только метод лечения и работы все равно должен быть реабилитационным. Выйдя из колонии, ребенок скорее захочет действовать последним способом ­ убить. Он привык, что его считают отбросом общества, а мы должны перевернуть его сознание вверх дном так, чтобы он вписался в нормальную жизнь.

Для реабилитационного метода существует реабилитационное пространство. Это семья, а в случае, если подросток сирота, ­ это, к примеру, комиссии по делам несовершеннолетних и общество, которое должно нести ответственность за ребенка и переделывать его.

Далее на семинаре обсуждались биологические, психологические, мировоззренческие предпосылки отклоняющегося поведения у подростка. Генетическая предрасположенность, нарушение биохимического баланса головного мозга, проблемы с центральной нервной системой ­ все это причины того, что ребенку будет крайне сложно вписаться в окружающий мир.

К предпосылкам плохого поведения, объясняют психологи, относится стресс, внушаемость и влияние авторитетов, чувство протеста против требований общества, очень характерное для подростков. Боязнь успеха и заниженная самооценка. Тем не менее с такими детьми все­таки можно работать и надеяться на успех.

Есть также и социальные причины девиантного поведения. Прежде всего это, конечно, проблемные семьи. Однако ребенок бунтует и против распространенной сейчас псевдосолидарной семьи, в которой родители вроде бы и вместе с ребенком, вроде бы и дружны между собой, но на самом деле откупаются от него подарками и карманными деньгами, что в итоге делает их чадо далеко не украшением общества.

К мировоззренческим просчетам воспитания относится ­ внимание, дорогие родители ­ раздражительный и авторитарный стиль общения с ребенком.

Завершая свое выступление, Александр Дрейзин отвечает на вопрос, как же вырастить хорошего человека? Он рассказывает о признаках незрелой личности по Фредерику Перлзу, немецкому врачу­психиатру.

­ Запишите их на листок бумаги и повесьте на холодильник, ­ советует врач. Незрелая личность пытается устроить личную жизнь, зрелая стремится получить независимость. Так что научите вашего ребенка зарабатывать на себя, но не отделяйте его раньше времени. Второе. Незрелая личность надеется, зрелая делает.

Незрелая личность ­ декорация, которая хочет стать фигурой, зрелая личность ­ фигура.

Зрелая личность заботится о личностном росте, чтобы занять высокую должность, незрелая думает только о результате. Незрелая ­ пытается изменить других, зрелая ­ себя.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта