Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Платить нельзя бесплатно!

Поборы в столичных школах продолжаются

Светлана СУВОРОВА

После некоторого затишья москвичи снова заговорили о поборах в образовательных учреждениях. На "горячую линию" в редакцию нередко обращаются разгневанные родители, жалуясь на все новые "добровольные" сборы денежных средств: на ремонты и занавески, компьютеры и тренажеры, уборку и охрану... Кроме того, многие школьники якобы не справляются со школьной программой, и родителям приходится оплачивать учителям бесконечные дополнительные занятия. Так где же в утверждении "Платить нельзя бесплатно!" родители московских школьников могут поставить запятую?

Директор одной из элитных платных гимназий недавно рассказала, как ей пришлось расстаться с учительницей начальных классов, пришедшей работать в гимназию из обычной средней школы. Учительнице показалась недостаточной предложенная ей зарплата, и она начала "подрабатывать" широко распространенным в российских школах способом ­ платными дополнительными занятиями. Узнав от родителей об этом, директор заинтересовалась, в чем же заключаются эти занятия, и очень удивилась, выяснив, что после уроков дети осваивают те же темы, которые, согласно учебному плану, изучаются на уроках. Учительница пояснила, что программа сложная, а дети ­ "тупые", поэтому за время уроков они не успевают усвоить все, что требуется, и с ними приходится заниматься сверх установленных часов и уже за дополнительную плату. Если родители не согласны заниматься (то есть финансировать услуги учителя), дети будут сидеть в двоечниках. Естественно, в платной гимназии это новшество поддержки не нашло, и учительнице пришлось вернуться в обычную районную школу. Теперь можно только гадать, сколько стоит "бесплатное" образование родителям ее нынешних учеников.

Многочисленные сетования на поборы в школах и детских садах приходили в различные инстанции и СМИ и раньше, однако в последнее время некоторые из привычных незаконных поборов приобрели новый облик. Согласно законодательству, деньги сейчас собирают не учителя или администрации школ, а "родительская общественность". А в силу того, что в отличие от должностного лица, учителя, классного руководителя или директора "общественность" формально ни за что не отвечает, бороться с поборами стало значительно труднее.

Недавно Департамент образования в очередной раз открыл "горячую линию" и издал очередной строгий приказ №1640 от 3 ноября 2010 года "О мерах по предупреждению незаконного сбора денежных средств с родителей (законных представителей) обучающихся, воспитанников государственных образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы". Но, как выясняется, многие инициативы вышестоящей организации "тонут" на уровне окружных управлений образования.

А наша редакционная "горячая линия" "Дети Москвы" с начала учебного года продолжает разрываться от звонков с вопросами, имеют ли право родительские комитеты требовать оплату "школьных" нужд.

­ На так называемые нужды класса мы деньги выделили, ­ рассказывает жительница ЮВАО Наталья М. ­ Мне понятно, на что пойдут эти средства: экскурсии, подарки на дни рождения детей, классные "огоньки"... Но когда нам сказали, что с родителей всех учащихся принято решение собрать еще по две тысячи на нужды школы, мы поинтересовались: какие проблемы возникли? Оказалось, представьте себе, в туалетах сломаны механизмы для унитазов! А как же те средства, которые правительство Москвы перечисляет на ремонт школ в летний период? И, простите, что это за "механизмы" такие? Они из золота, что ли, их устанавливать собираются? Пробовали выяснить это в управлении образования, но внятного ответа не получили и там.

Не меньше негодования вызывают и претензии на сбор пожертвований в пользу зарплаты уборщицы. Пять позвонивших в редакцию разгневанных мамаш рассказали практически слово в слово одну и ту же мотивацию этих поборов, услышанную ими из уст администрации школ, в которых учатся их дети: мол, никто не хочет идти мыть полы в коридорах и классах за копейки, поэтому либо доплачивайте, либо убирайте помещения сами!

К сожалению, из опаски, что за родительские жалобы в газету достанется детям, практически никто из обратившихся на нашу "горячую линию" не рискнул назвать номер школы и свою фамилию. Но недавно в "МП" обратился отец троих детей Андрей Сергеевич Пешков.

­ Трое моих детей учились в школе №1404 ­ Центре образования "Гамма" Восточного управления образования, ­ рассказал он. ­ Это в Сокольниках. Школа была замечательная... до прихода туда нового директора Раюшкиной Натальи Анатольевны. Система ценностей в школе начала резко меняться. Во главу угла встала коммерциализация. Главенство этого подхода немедленно отразилось на учителях. Хорошие педагоги, которые не гнались за рублем, а считали главным качество знаний, стали уходить. Нормальные, квалифицированные педагогические кадры, опытные учителя, которые были цементирующим фактором в школе, начали "выдавливаться" новой администрацией. На смену им пришли другие ­ сторонники коммерческого подхода к ученикам и их родителям. У учителя математики Веры Николаевны, например, позиция такая: что бы ни отвечал ребенок ­ ей все плохо, как бы он ни готовился ­ слабо. И так до тех пор, пока родители ребенка не "договаривались" с ней о дополнительных платных занятиях, на которых она объясняла детям то, что вообще­то должна была объяснить во время своего урока. То есть на уроках материал надлежащим образом детям не дается, только очень бегло и тезисно, а детально разъясняется он лишь во время дополнительных платных занятий с учителем, причем только тем детям, родители которых эти занятия оплачивают. Остальные, естественно, "ходят в отстающих". На уроках их ругают и унижают, говоря: "Я вам все объяснила, а вы все равно ничего не понимаете. Теперь я с вами должна дополнительно заниматься, а с какой стати? Пусть ваши родители приходят ко мне и договариваются". В результате такого "педагогического" подхода не только у нашего старшего сына, но и у других детей сформировалось резко отрицательное отношение к предметам, связанным с математикой. А ведь это практически все предметы технического и большинство предметов естественно­научного спектра. Слава богу, старший сын уже поступил в университет. Но двое младших детей продолжают учиться в школе. Беда в том, что подобные манипуляции стали не отдельными, редкими случаями, а целостной системой работы с детьми. Родители пытались бороться с этой системой поборов через директора. Но оказалось, что Н. А. Раюшкина стоит горой именно за такой подход к обучению детей. Она, как нам стало понятно, считает именно таких учителей высокими профессионалами, по­настоящему пекущимися об успехах детей в образовании. Таков был ответ на наши жалобы по поводу поборов и по поводу того, что нашим детям не дают положенных знаний в течение урока. Мы обращались в управление образования Восточного округа, пытались жаловаться. Писали о поборах с родителей на учебные нужды, о сборах денег для покупки подарков директору на день рождения ­ между прочим, золотых ювелирных изделий. Бесполезно! Не видят чиновники в этом ничего предосудительного.

В последние годы директор организовала фонд, как сейчас это принято. Этот фонд оплачивает ее командировки за границу и другие необходимые ей траты. Она занимается международным бакалавриатом, который открыли в школе. На нескольких собраниях родители пытались выяснить у нее, что это за международный бакалавриат, что он дает нашим детям? Чем отличается программа этого непонятного "бакалавриата" от обычной школьной программы и почему родители должны сдавать на него по 400 ­ 500 евро?! Ведь по российскому закону, бакалавриат ­ это высшее образование. Лицензий на высшее образование школа не имеет и диплома, естественно, не дает. Тогда что это такое? Никаких внятных пояснений или ответов родители не получили, но деньги с них продолжают собирать ­ на заграничные поездки, на какой­то "нужный" семинар на теплоходе... Согласитесь: восемьсот, тысяча или полторы тысячи евро ­ деньги немалые!.. Я неплохо зарабатываю, но для меня эти суммы оказались чрезмерными, тем более что я не понимаю: какой смысл изымать эти деньги из семьи и отдавать директору школы неизвестно на что? Самое неприятное, что, несмотря на все разговоры о борьбе с коррупцией и поборами в школах, несмотря на все бумажные приказы начальников, жаловаться на реальные нарушения совершенно бесполезно. Окружное начальство, вместо того чтобы провести проверку и принять соответствующие меры, дружески сообщает директорам о жалобах, дети жалобщиков испытывают на себе несправедливость учителей, а поборы становятся еще более бесцеремонными и циничными.

В этом учебном году я вынужден был перевести своих младших детей в другое учебное заведение, по соседству. Нет, не потому, что они плохо учились или были какие­то проблемы с их поведением. Главная проблема была в самой школе ­ в стиле работы ее руководства с детьми и взаимоотношений с родителями. Сейчас мои дети спокойно учатся, с ними успевают все освоить на уроках, не требуя денег за мифические "дополнительные занятия", не собирают средств на ремонты, бумагу, командировки и сногсшибательные праздники. Детям нравится их новая школа, и я доволен. Кажется, все хорошо. Но я не знаю, как объяснить дочке и сыну причину, по которой мы были вынуждены забрать их из школы, в которой они учились раньше. Рассказать им, что такое коррупция и незаконные поборы? Объяснить, что родители не могут защитить их и себя от произвола даже такого маленького начальника, как директор школы?

"МП" пыталась обратиться за комментарием в управление образования Восточного административного округа. К сожалению, телефон "горячей линии" в этом учреждении не отвечает.

Недавно мэр Москвы Сергей Собянин подчеркнул, что в московских школах должны быть прекращены незаконные поборы с родителей, а все законные платежи должны быть четко регламентированы и взяты под контроль.

Департамент образования города открыл "горячую линию", на которую, по словам сотрудников департамента, поступает множество звонков от москвичей с жалобами на постоянные требования сделать "добровольный" взнос. Будем надеяться, что окружные управления образования тоже всерьез займутся этим вопросом. Тогда родителям не придется защищаться от поборов, переводя детей в другие школы, и думать над тем, как объяснить ребенку гадкое слово "коррупция".

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта