Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

"Народный мираж"

александр ДАНИЛКИН

Каждому автомобилю нужно как минимум два места — у дома хозяина и возле офиса, где он работает.

Разве кто­нибудь знал всего несколько лет назад, что борьба за машино­место под столичным солнцем станет жуткой головной болью для всех москвичей? И что за право припарковать машину близ подъезда автолюбители будут стрелять друг в друга, калечить бейсбольными битами, вызывать на кулачный бой? Теперь вот все озадачены: доколе?

Cовет от мэра Москвы Сергея Собянина: "Прежде, чем покупать машину, сначала подумай, где ты ее будешь парковать". Правда, ряд московских чиновников еще раньше решили по­своему: загоним автомобильный народ в "народные гаражи". А кто не будет брать... В общем, сами знаете, что с ними будет. Автомобилисты нервничают: нас, мол, всех под одну гребенку записали в богатеньких Буратино, тут никаких нервов не хватит.

­ Понять испортившийся характер московских автомобилистов тоже можно, ­ поясняет автомобильный эксперт кандидат технических наук Василий Беленький. ­ Машин в городе уже под 4 миллиона, а дефицит парковочных мест ­ 2,5 миллиона. На самом деле недостача даже круче ­ каждому автомобилю нужно как минимум два места ­ у дома хозяина и возле офиса, где он работает. Так что "дефицит" нужно умножать на два.

Кто виноват в появлении "отстойной" проблемы? Тут и к гадалке не ходи: конечно же, городские власти. В свое время они не захотели заглянуть в ближайшее будущее столицы. И теперь все мы получили по полной программе: транспортный коллапс. Словом, город сам загнал себя в угол. И теперь все удивленно вопрошают: и как такое вышло?

Очень просто. Строили в центре здания с пятиэтажными подвалами, а для паркингов там место жалели. Во дворы точечно втискивали небоскребы, не размышляя при этом, где будут стоять машины будущих жильцов. Впихивали крупные торгцентры в любое свободное пространство...

Впрочем, что проку теперь костерить беспринципных архитекторов и искать виновников? Нужно думать о том, что же делать и как устранять причины. Позиция нового мэра столицы, ясное дело, верная: "У нас считают, что машина должна стоить столько, сколько она стоит в магазине, и ни рублем больше. Тогда как в большинстве стран мира это не так: покупая машину, ты должен купить и парковочное место возле своего дома".

Все так. Вот только нельзя забывать одну нашу отечественную особенность: Россия не самая богатая страна в мире, а средний уровень жизни даже москвичей пока еще только стремится догнать одну из самых бедных стран Европы ­ Португалию.

Словом, предлагая народу новые парковочные услуги, не переборщить бы с ценниками. Иначе выйдет, как с общественными туалетами: в свое время пожалели деньги на бесплатные ­ получили в центре белокаменной мокрые углы в подворотнях с характерным запахом аммиака на всю округу.

Не вышло бы так и с парковочными местами: дорого, не всем мило, а ставить железных коней куда­то нужно. Если вы готовы купить личное паркинг­место в солидной новой высотке да еще в центре (это потянет уже не на один десяток тысяч баксов), тогда все нормально. Хотя цена пятачка под крышей может быть сравнима со стоимостью иномарки. Но большинство считают по­своему: чем тратить такие деньги, уверены они, лучше стоять, где придется.

Впрочем, в цивилизованном мире автовладельцы часто не покупают места за бешеные деньги, а просто арендуют их. И в итоге ­ космическая экономия. Владельцы крупных паркингов тоже идут на это ­ рентабельно. Нас же чаще принуждают именно купить втридорога место в железобетонной крепости.

Между тем существует еще один цивилизованный вариант хранения авто. И он, возможно, даже более приемлем для обычных московских автовладельцев: покупка "домашнего" машино­места... во дворе, под открытым небом.

Для нашего уха это звучит, наверное, странно. Но в итоге выйдет значительно дешевле, чем все остальные варианты. Ведь нынче даже стоимость одного места в проекте "Народный гараж" зашкаливает за 300 тысяч. Не всем по карману. Потому­то этот гаражный проект москвичи победнее и прозвали "народный мираж". Да и мест в таких гаражах на всю Москву все равно не хватит. А покупка (или аренда) дворового клочка земли ­ чем не выход?

В небедном Израиле ­ например, в Тель­Авиве ­ одна такая асфальтированная уличная площадка под один автомобиль стоит от полутора до двух тысяч долларов. Уплатив эту сумму, вы становитесь владельцем такого клочка земли во дворе. И в любое время дня и ночи вы будете уверены, что это ваше место всегда для вас будет свободно. Даже если вы продали свой автомобиль или временно остались "безлошадным", спокойно можете временно сдавать свою площадку соседу, который будет за аренду платить вам деньги. При желании свой дворовый квадратик можно и продать.

Правда, у нас­то тут организаторы и посредники по традиции могут дойти до абсурда. Несложно заранее представить, какую сумасшедшую цену они захотят запросить за покупку одного такого обозначенного дворового автоместа. И в итоге опять получим черномырдинское: "Хотели как лучше, а вышло как всегда". А жаль: порядок на дворовых стоянках ­ это еще один шанс в борьбе с пробками.

Ко всему прочему, как это ни грустно, и с платными парковками в городе, особенно ближе к центру, придется все­таки смириться.

­ Но здесь главное, чтобы чиновники не задурили, ­ говорит водитель с 30­летним стажем Вячеслав Друзин, ­ если пожадничают, задерут плату за час до небес ­ опять все автолюбители будут выискивать бесплатные пятачки. И тем самым создавать лишние помехи движению других.

Инициаторы введения платных парковок так аргументируют свои аппетиты: в Лондоне, скажем, в центр без восьми фунтов стерлингов не заедешь. Все так. Но в том же Лондоне полно и двухфунтовых (за сутки) перехватывающих парковок и даже бесплатных. В странах Евросоюза один евро за час ­ тоже традиция. Есть и льготы, и экономичные тарифы, и бесплатные варианты. Есть бесплатные парковки с ограниченным временем стоянки ­ например, на два часа.

Там умеют считать деньги и стараются сделать так, чтобы законопослушные потребители услуг тоже могли усмотреть свои выгоды, используя предложенные варианты. А у нас стоимость одного часа стоянки в подземном паркинге в центре города доходит до 200 рублей. Кто туда поедет парковаться? Правда, недавно несколько владельцев многоуровневых паркингов объявили о скидках на 50%. Но это только до января. А там вновь будет по­старому: заезд в паркинг для обычного автовладельца идентичен его суточному заработку. Сидеть дома без работы, получается, выгодней.

От того, насколько приемлемыми окажутся для большинства москвичей новшества с парковками и стоянками, будут зависеть и все остальные транспортные успехи. Главное ­ чтобы в могучей борьбе с пробками не забыли про одну истину: все должно делаться не для миражей, а для удобства людей. Тогда всем на пользу пойдут и система ГЛОНАСС, и подводные парковки, и даже штрафы за неправильную парковку.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта