Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Я каждую травинку по имени зову...

Олеся Толмачева

- Светлана Витальевна, а что мы будем делать? Лепить из пластилина зверушек, рисовать? А может, поиграем в наш любимый "зоопарк"? - слышится тоненький голосочек белокурой малышки.

Она устремляет свой ясный взор на учительницу, одной рукой перелистывая страницы огромного альбома с красочными картинками. На парте лежат цветные карандаши и бумага, а рядом, на засушенных кленовых листочках, словно рассыпанные бриллианты, переливаются всеми цветами радуги морские камушки. Лето давно закончилось, но дети все еще помнят тепло ласкового солнышка, вот и притащили в класс целую кучу вещиц. Это разнообразные ракушки, морские звездочки, галька...

Я - на одном из занятий по окружающему миру в школе №985. Учитель биологии Светлана Витальевна Миронцева проводит с первоклашками речевую игру-разминку. У каждого из них на парте долгожданный подарок осени - гербарий из красных, желтых, зеленых листьев. Ребята делятся друг с другом собранным богатством, вспоминают о том, как называются породы деревьев и кустарников. Затем внимание детей переключается на интерактивный экран. Множество красочных рисунков с изображениями разных животных не ускользает от пристального взгляда малышей. Учительница описывает каждую живность, не забывая упомянуть о месте ее обитания и любимом лакомстве. А ребята стараются изо всех сил угадать, какого зверька они видят на экране.

Для юных учеников все в этом удивительном мире впервые, они учатся познавать его многообразие и красоту, находить ответы на свои бесчисленные "почему?". Уроки по окружающему миру в начальных классах учитель биологии Светлана Витальевна тоже ведет первый раз. Вместе с ребятами она словно заново учится воспринимать окружающий мир, реагировать на него, рисуя в собственном воображении яркие образы, хорошо знакомые детям.

- Первоклассникам нужно развивать крупную и мелкую моторику рук, тактильную чувствительность пальчиков, - говорит заслуженный учитель РФ, отличник народного просвещения С. В. Миронцева. - На уроках по окружающему миру мы занимаемся лепкой из пластилина или вырезаем аппликации. Всем очень нравится обводить цветными карандашами свои ладошки, превращая каждый пальчик в живое существо с глазками, ротиком и носиком. Недавно кто-то из ребят принес на урок маленькую коробочку от "киндер-сюрприза". И мы решили превратить ее в биологическую клетку, нарисовав на коробочке оболочку и ядро. Сейчас эта вещь, созданная собственными руками учеников, хранится в классе. Придет время, и она обязательно пригодится для дальнейшего изучения биологии. Ведь уже в начальной школе ребят серьезно начинают готовить к изучению этого предмета как самостоятельного.

Любовь к жучку и паучку, неравнодушное отношение к природе закладываются в сознании ребенка с детства. Но если один оказывается глух к проявлениям всего живого, то другой обязательно откликается и принимает собственное маленькое решение стать защитником растений, животных и птиц. А ведь так произошло в жизни и у самой Светланы Витальевны...

Каждое лето бабушка и дедушка с нетерпением ждали в гости любимую внучку. Хутор Кузнечики, расположившийся на живописном берегу реки Дон, привлекал юную Свету своей неприхотливой степной природой. Девочка подолгу сидела у воды, наслаждаясь ее нежным плеском, а потом отправлялась в долгий "поход" по степи: так хотелось увидеть всякую маленькую живность - жучков, гусениц, червячков. Она бережно собирала все это "копошащееся богатство" и несла домой, где расселяла своих питомцев по баночкам, скляночкам, стаканчикам. Взрослые, глядя на то, чем занимается Света, приходили в неописуемый ужас. Однако никто из них не мешал ребенку создавать свой собственный живой мир, полный интересных открытий. Девочке казалось, что у одного насекомого болит брюшко, у второго повреждено махонькое крылышко и всем требуется срочная помощь. Но как только питомцы "выздоравливали и набирались сил" - она обязательно выпускала их на волю. Уже тогда Света чувствовала себя великим биологом и нисколечко не сомневалась, что свяжет свою жизнь с этой непростой, но интересной наукой.

Вскоре в жизни девочки произошло одно событие, которое еще больше приблизило ее к заветной мечте. Однажды зимним вечером, играя во дворе с приятелями, она увидела на снегу в отблеске фонаря что-то маленькое и зеленое. Весь скрюченный и замерзший, кактус одиноко лежал в сугробе, кем-то выброшенный. Девочка бережно взяла его в руки и скорее побежала домой. В маленьком детском сердце теплилась надежда спасти растение. Вместе с мамой они отогрели кактус, посадили в горшок и стали за ним ухаживать. А весной произошло самое настоящее чудо: растение зацвело! Оно как будто благодарило ребенка за его нежную заботу и тепло. С тех пор Света полюбила кактусы всей душой, а позже начала ими серьезно увлекаться.

Уже в шесть лет ей безумно захотелось записаться в кружок кактусистов во Дворце пионеров на Ленинских горах. Ее взяли, но не сразу: девочка оказалась в коллективе самой маленькой воспитанницей.

- Занятия во Дворце пионеров вспоминаю с радостью и благодарностью, - рассказывает С. В. Миронцева. - Столько интересного и полезного узнала я о своих любимых растениях! Нас учили выращивать кактусы из семян, опылять, подкармливать, ставить на зимовку. Уже спустя годы, будучи студенткой отделения биологии на французском языке МГПИ имени В. И. Ленина, мне удалось применить знания для своей курсовой работы, посвященной любимым растениям.

Сейчас дома у Светланы Витальевны обитают не только кактусы, но и многие другие растения, а также животные, птицы и рыбы. Нередко учитель использует их на уроках в качестве наглядного материала. Снимая на видеокамеру жизнь водных обитателей своего морского аквариума или фотографируя собаку и кота, Светлана Витальевна создает небольшие монтажи, а затем приносит домашнее кино в класс. Ребята смотрят фильм, вместе его обсуждают, отвечают на вопросы учителя.

Живность, обитающая дома у Светланы Витальевны, лишь малая толика из того, что можно увидеть в школьном "живом уголке".

- Я работаю в школе №985 уже двадцать четвертый год, и за это время у нас побывало множество разных зверушек, - говорит педагог. - Самое удивительное, что в основном все питомцы попадают к нам случайно. Бывает, дети подберут с улицы бездомного котенка и несут его в "живой уголок". Мы ухаживаем за ним, кормим, поим, ищем любящего хозяина. Помню, в лаборантской несколько дней жили целых четырнадцать щенков-"водолазов". А кроличье семейство расплодилось в таком огромном количестве (кроликов стало 38!), что пришлось их куда-то срочно пристраивать. Однажды в "живой уголок" попала совершенно очаровательная зверушка хонорик - гибрид хорька и норки. Мы назвали его Антоном. Хонорика сразу же полюбила заведующая школьной столовой и раскормила до таких невероятных размеров, что вскоре зверька было не узнать. К сожалению, Антона пришлось отдать на производственную ферму пушного животноводства. Всем нам было нелегко расставаться с маленьким любимцем, так сильно мы к нему привязались.

К сожалению, сегодня "живых уголков" в школах практически не осталось. Наверное, это не совсем правильно. Забота о маленьких бездомных живых существах воспитывает в детях любовь к природе, учит их трудолюбию и гуманности. Светлане Витальевне невольно удается затронуть в душах детей струнки заботливого и бережного отношения к животным, растениям, птицам. Общение с природой, считает педагог, положительно влияет на детскую психику.

- Хочу рассказать еще об одном случае, - говорит учительница. - Идет урок биологии. Вдруг открывается дверь, на пороге стоит запыхавшийся учитель физкультуры и кричит: "Света, побежали, там такое, там такое!.." Ничего не понимая, бегу за ним. Останавливаюсь и вижу перед собой два пробитых оконных стекла, а ниже - красивого гордого ястреба. Я, как только на него взглянула, сразу поняла, что птица домашняя, ручная. Подставила ему руку и понесла в "живой уголок". Так в нашей школе поселился ястреб. Мы долго искали хозяина птицы, размещали объявления в газетах, но поиски оказались тщетными. Тогда вместе с ребятами поехали в подмосковный лес и выпустили ястреба на волю.

Нередко учитель биологии организует для своих учащихся экскурсии в естественно-научные музеи, зоопарк, на животноводческие фермы. Много лет подряд ребята ездили в колхоз "Бакланники" Ростовской области: ухаживали за животными, работали на полях, собирали удобрения. Также удалось побывать и на страусиной ферме в Московской области, увидеть и подержать в руках страусиное яйцо.

Свои уроки С. Миронцева старается выстраивать таким образом, чтобы дети полюбили ее предмет, не оставались равнодушными к биологии. Современный учитель должен обладать богатым творческим потенциалом, использовать в своей методике компьютерные технологии, например, такие, как интерактивная доска, проектор для демонстрации презентаций, электронные учебники. Даже лабораторные работы по биологии ребята выполняют при помощи цифровых микроскопов. С помощью выносного проекционного устройства, которое подключается к компьютеру, можно получить на экране монитора ПК или на большом экране увеличенное изображение биологического объекта (микропрепарата), кристаллов. Цифровой микроскоп на уроках биологии помогает изучать исследуемый объект не одному ученику, а всей группе одновременно, использовать изображенные объекты как демонстрационные таблицы для объяснения темы.

- Еще я стараюсь использовать игровые элементы на своих уроках, - говорит Светлана Витальевна. - Например, на одном из занятий по зоологии мы с ребятами старших классов играли в птицеферму, "разводили" куропаток, перепелок, цыплят... Дети настолько увлеклись, что стали искать информацию о видах птиц, о том, как правильно организовать фермерское хозяйство. Их заинтересовали даже обязанности ветеринара. Каждый ученик выбрал себе занятие по душе: один стал "технологом", другой "экономистом", третий "маркетологом". Было очень интересно наблюдать за ними. А ведь можно построить урок самым обычным способом: открыли учебники, читаем параграф такой-то... Но все это скучно. Важно, чтобы ученики могли самостоятельно и творчески подойти к выполнению поставленной перед ними задачи и сделать выводы.

Раз в два года в школе проходит фестиваль естественных наук (ФЕН), в котором принимают участие и воспитанники Светланы Витальевны. Интересные испытания и конкурсы, викторины, состязания входят в обширную программу фестиваля. Например, в игре-эстафете "Естествознайка" школьники 5 - 11-х классов отвечают на вопросы о том, кто такой натуралист, какая самая большая планета Солнечной системы... Среди учащихся десятых классов проводится конкурс по проверке навыков оказания экстренной доврачебной помощи при несчастных случаях. Ребятам объясняют назначение каждого медицинского инструмента, лекарственных препаратов, а потом сами подростки демонстрируют на манекенах технику непрямого массажа сердца и искусственного дыхания. Бывают и другие испытания: проползти на животе по гимнастической скамейке, затратив минимальное количество времени, и написать на доске не только формулы нуклеиновых кислот, но и названия уголков Москвы, связанных с именами деятелей естественно-научных дисциплин.

- Знаете, еще давно мне приснился удивительный сон, - улыбается Светлана Витальевна. - Вижу просторный кабинет, на потолке висят цветы, а сама я - уже взрослая. Сижу в этом кабинете вместе с детьми и смотрю фильм, но такое чувство, что мы находимся внутри экрана, в виртуальном пространстве. Вокруг - саванна, где бродят зебры, жирафы, антилопы... И как же все красиво! Очень бы хотелось, чтобы у нас в школе были всевозможные интерактивные методики, которыми ребята могли бы пользоваться и каждый раз с нетерпением ждали уроков. Сначала - ждали, а потом бы, расстроившись, восклицали: ой, а урок-то уже закончился!..

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта