Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Cпасут ли столичные улицы вакуумные пылесосы?

Сергей ЮРЬЕВ

Борьба с пылью - дело непростое. Попробуй-ка качественно вымести свои четыре угла. Насколько же труднее привести в порядок огромный грязный мегаполис! Вездесущая городская пыль - кровное дитя урбанизации, без нее невозможно представить наши огромные "каменные джунгли". Проблема не только в том, что она загрязняет воздух и усложняет жизнь людям, страдающим аллергией. Она еще является излюбленным "транспортом" для болезнетворных бактерий - не зря же врачи рекомендуют всем гражданам, придя с улицы, мыть руки.

- Городская пыль действует на человека как раздражитель, - сообщила корреспонденту "МП" Ольга Иванюшина, врач-аллерголог клинико-диагностического центра 1-го Московского медицинского университета имени И. М. Сеченова, - она негативно влияет даже на здоровый организм. Особенно чувствительны аллергики, у которых дыхательные пути уже раздражены. Мельчайшие частицы при вдохе вызывают обострения, а при определенной предрасположенности и у здорового человека могут развиться хронические заболевания дыхательных путей, например бронхиальная астма. А если они содержат споры плесневых грибов (такое бывает, например, в городских парках), то они уже сами по себе могут действовать как аллерген.

Несмотря на то, что улицы города исправно подметают, пыль "живет" вокруг нас, на высоте полутора-двух метров, то есть прямо у нас под носом. "Благодарить" за это надо промышленные предприятия города, стройки, автотранспорт, неграмотное озеленение. Даже трещины на городских стенах являются источником пыли. Что тогда говорить о более вредных веществах?

Как рассказал "МП" руководитель токсической программы "Гринпис" Алексей Киселев, в России при строительстве зданий до сих пор используют вреднейший асбест, запрещенный в Европе и Америке. Недавние торфяные пожары экологию столицы тоже не улучшили. Кроме того, московские улицы покрыты мягким, легко стирающимся асфальтом. В его состав входит гранитная крошка, в перемолотом состоянии она тоже оказывается у нас в легких. Казалось бы, власти нашли решение проблемы - уличные пылесосы.

- Технологии содержания объектов дорожного хозяйства с использованием вакуумного обеспыливания и удаления мусора с проезжей части известны с конца 70-х годов прошлого века, - рассказали нам в городской администрации. - Широкомасштабное применение в Москве вакуумной подметально-уборочной техники началось с 1996 года. Впервые она появилась на МКАДе. В настоящее время у нас есть около 200 машин, предназначенных для механизированной уборки проезжей части магистральных дорог, улиц и других территорий с бетонным или асфальтовым покрытием, с увлажнением подметаемой поверхности и поглощением пыли.

Сейчас в столице используются вакуумно-подметальные машины как отечественного, так и импортного производства - такие, как КО 316, М260 "Шмель", Shmit SK650, Bucher City Fant 6000 и другие. На практике они показывают себя лучше, чем автоуборщики, оснащенные щетками. По крайней мере не разбрасывают пыль, которую убирают. При этом наш эксперт подчеркнул, что службы должны тщательно следить за чистотой не только улиц, но и дворов. Однако экологи считают, что этого недостаточно.

- Сомнения в эффективности этой меры есть, - говорит председатель Московской экологической федерации Галина Морозова, - дело в том, что в Москве очень много дорог, проездов и тротуаров. Асфальтовыми покрытиями занята значительная часть огромного города. Даже технически сложно представить, как их будут пылесосить, ведь, помимо крупных магистралей, существует множество узких улочек, куда тяжелой технике будет не добраться. К тому же это будет абсолютно бесполезно - до тех пор, пока у нас будут уничтожать зеленые насаждения. Уже на протяжении 10 лет попытки обустроить под пологом деревьев нормальные газоны ни к чему не ведут. Зато уничтожили естественную травяную растительность, которая была приспособлена к тому, чтобы расти возле деревьев. Вместо нее сеют траву, которая не растет. Образуется голый грунт, который можно пылесосить хоть с утра до вечера - и он все равно будет источником пыли.

Навредить экологии города можно даже из самых благих побуждений. Сколько уже писано-переписано про то, что нельзя подметать метлами газоны и уличные палисадники - нашим дворникам и коммунальщикам хоть кол на голове теши, как мели, так и метут. Между тем над иссохшей пустыней, в которую такие фанаты чистоты превращают некогда зеленые клочки в наших дворах, чуть малейший ветерок, поднимаются настоящие песчаные (а по большей части - пылевые) бури, которые тоже здоровью москвичей не способствуют.

- Когда-то в СССР была такая практика - вдоль дорог высаживали кусты, доходящие до уровня человеческого носа, - вспоминает Галина Васильевна, - за ними выстраивали "второй уровень" - деревья. Таким образом люди были хоть как-то защищены от выхлопных газов и дорожной пыли. Крошечные частицы от автомобильных шин - эта та же пыль, в дальнейшем они оказываются у нас в легких. Вместо кустов сейчас разбивают клумбы. Это выгоднее, потому что клумба - "круговорот денег в природе". На ее содержание нужны средства, причем круглый год. Зато красиво, все любуются и хвалят доблестных озеленителей.

Вообще вырастить дерево в условиях города стоит дорого, это десятки тысяч рублей. Причем организации, их высаживающей, не выгодно, чтобы дерево стояло долго. Кустарники вдоль дорог и вовсе не высаживают, потому что из-под них трудно извлекать мусор, да и денег на уход они требуют мало: подрезать пару раз за год - вот и весь уход. Хотя эта система - кустарники и деревья - показывала себя с хорошей стороны. В Союзе хорошо умели создавать зеленые заслоны: кустарники у городских магистралей, посадки вдоль железных дорог, прочие защитные посадки.

К сожалению, сейчас озеленением занимаются иначе - медленно и дорого. Хотя проблема экологии в городе волнует чиновников давно. Выведены за пределы Москвы некоторые предприятия, однако лучше все равно не стало. Загазованность-то осталась. По мнению координатора программы "Климат и энергетика" WWF России Алексея Кокорина, очищение воздуха через фильтры - может, и неплохо, но для Москвы актуальнее вопрос регулирования выбросов автотранспорта и транспортных потоков, ведь 94 процента загрязнения столичного воздуха - это выбросы автотранспорта.

Согласен с ним и гринписовец Киселев:

- Вакуумные пылесосы, может, вещь и полезная, но полностью справиться с проблемой они не в силах, - рассказал он "МП". - Прежде всего надо разбираться с основными ее источниками. А это и "выкрашивающиеся" шины автомобилей, и наша энергетика (как известно, процесс горения сопровождается образованием мельчайших частиц), и допотопное с точки зрения экологии строительство. Вот сносят у нас, например, дом, так пыль после этого в воздухе стоит несколько дней! И чего в ней только нет. В Америке, например, при сносе старых зданий, пока не снимут с них все, что только можно, к разрушению не прибегают. А у нас даже асбестовую составляющую не удосуживаются убрать, а ведь асбест (давно уже запрещенный, повторюсь, в цивилизованных странах) часто входит в состав шифера, облицовочных плиток и т. д. А сажа, вылетающая из труб наших предприятий? А цементные и кирпичные заводы? А стройки? Если на Западе вовсю используются так называемые закрытые системы, когда все вредные для окружающих процессы проводят так, чтобы они не касались носов и легких этих самых окружающих, то у нас в воздухе над стройками чего только не летает. Так что пылесосы - это, конечно, дело хорошее, но в данном случае капля в море. Проблему надо решать комплексно.

Проблему, уверены экологи, частично решает обычный полив улиц и газонов - это уже давняя проверенная практика. А также практически забытая уже картина - старые добрые дворники с шлангами в руках, орошающие по утрам и вечерам наши с вами палисадники (сейчас, конечно, уже не актуально - скоро мороз, но тем не менее). В каждый двор ведь пылесос не затащишь. Но мы не ищем легких путей!

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта