Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

"Ремни - взатяг!"

Такую команду своим ученикам дают московские автошколы

Александра ЯКОВЛЕВА

Плохая новость для будущих автовладельцев: в самое ближайшее время запретят самоподготовку - учить ПДД дома вместо того, чтобы ходить на лекции, и ездить с частным инструктором вместо автошкольного будет запрещено. Отныне осваивать искусство управления железной лошадью можно будет только законным путем. Автошколам, понятно, это на руку - они будут властвовать на рынке обучения вождению безраздельно. А вот потенциальным автолюбителям придется нелегко.

Говорят, в Подмосковье самоподготовку уже прикрыли, дело осталось за столицей: соответствующее решение принято департаментом обеспечения безопасности дорожного движения и вот-вот вступит в силу.

По большому счету тем, у кого времени немерено, все равно, сидя дома зубрить правила или ходить на занятия. А вот у тех, у кого напряженный график, кто совмещает работу с учебой (среди жаждущих прав много студентов) или у кого работа связана с частыми разъездами, не всегда есть физическая возможность выкраивать время на посещения лекций. Вот этим товарищам и придется горше всего, вариантов у них всего три: благополучно забыть об управлении личным транспортом, послать куда подальше ради освоения железного коня учебу-работу или позолотить волосатую лапку инспекторов приемной комиссии в ГИБДД за то, чтобы завладеть заветной корочкой: в борьбе за получение прав все средства хороши.

А как же те, кто уже умеет водить, но по каким-то причинам давно не держал в руках баранку? Им-то всего и нужно, что освежить немного в памяти правила да за два-три приема вспомнить технику вождения. Получается, придется учиться по новой наравне с "чайниками". А времени у такого товарища начинать с азов точно нет, потому как если он уже умеет водить, скорее всего человек уже взрослый, а значит, обремененный не только работой, но и семьей, которой тоже требуется время уделять.

- Я за рулем лет с четырнадцати, - поделился с "МП" потенциальный "автокурсант" Павел. - Донимал отца, чтобы ездить научил, потом пошел в автошколу в Белоруссии, получил права, стаж был приличный. Поездил я на своих "Жигулях" лет восемь, а потом потерял работу, и машину пришлось продать, любые деньги были позарез нужны. Потом по стране мотало не один год - смысла не было машину заводить, потом женился, осел в Москве. Сейчас, слава богу, дела поправились, появилась возможность взять в кредит новый автомобиль, а "срок годности" прав уже истек, да и выданы они были, получается, уже другой страной. Навел справки - сказали, по новой надо на права сдавать. И что ж мне теперь, заново идти учиться - выкладывать деньги (приличные деньги, между прочим, тридцатку минимум)? Навыки-то все при мне, разве что теорию освежить чуток - я машину от и до знаю, каждый винтик, и стаж у меня о-го-го, нужно только, чтобы тело вспомнило, каково это - за рулем сидеть. И вы хотите сказать, что с таким опытом мне идти к молокососам, которые три года отъездили - и уже инструкторы?! Тратить на них время, которого у меня в обрез?! Да-да, право обучать вождению человек получает после трех лет езды. Сам лично знаю парочку таких, которых по блату в автошколу пристроили. Да чтобы стоящим инструктором быть, нужно лет 10 минимум отъездить, желательно на такси! Только тогда водила чему-то научить сможет. А этих малолеток берут по блату - они толком ничего не умеют, им самим еще учиться и учиться, а все в преподаватели лезут.

Вообще с вступлением в силу упомянутого решения автошколы по сути монополизируют обучение. Ведь если все "производство" сосредоточено в одних руках, речи о том, чтобы повышать качество образования, а тем более доступность, не идет. Знай себе поднимай цены - ученик-то уже гарантированно никуда не денется: ни к частнику не уйдет, ни в самоподготовку.

В среднем через одного инструктора в день проходят по 10 - 11 человек, при средней цене за занятие в 600 рублей это получается 6 тысяч рублей в сутки. А работают инструкторы по шесть дней в неделю (36 тысяч рублей), а в месяце таких недель четыре. Определенный процент от зарплаты труженики колес отдают за аренду машины, а все остальное оставляют себе. Несложно представить, что если конкуренция со стороны частников перестанет существовать, то даже без повышения цен доходы и у инструктора, и у автошколы вырастут в разы.

Мнения же автоэкспертов разделились:

- Наконец-то нашлась умная голова, я очень рад, что самоподготовку отменяют, и обеими руками за, - радуется президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. - Вот скажите, может ли хирург посидеть - позубрить дома книжку и пойти оперировать? Нет же, не может. Так почему тогда водитель может научиться ездить, что называется, на пальцах? Автомобиль - это серьезная вещь, и автошкола - это серьезное образование, практически как университет, поэтому подходить к нему нужно серьезно и ответственно. Кроме того, практика и теория в данном случае - разные вещи, ни один инструктор не сможет вложить в ученика теоретические знания в том объеме, в котором нужно, именно поэтому занятия в автошколе делятся на два цикла. Конечно, образовательные учреждения должны делиться по уровню: у кого-то уже есть опыт вождения, ему требуется меньше времени и занятий, кто-то за рулем не сидел никогда, и его надо учить с нуля. Вот это проблема, и над ней надо работать. Сегодня автошколы таким требованиям не удовлетворяют, они все однотипны. Кстати, запрет самоподготовки будет стимулировать повышение качества автообразования.

- Я идею не поддерживаю, - говорит лидер автомобильного движения "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков. - Людям, которые по разным причинам не имеют времени ходить в автошколу, некуда будет деваться, а если права получить необходимо, придется решать этот вопрос всем известным способом. Я сам в свое время учился по самоподготовке - и довольно неплохо, надо сказать, научился. Автошкола ведь не ручается за качество обучения - все зависит от человека. И потом, запросы у всех разные. Это факт, что очень многим не придется ездить на механической коробке передач, они с самого начала сядут за автомат, так зачем же заставлять их ездить на раздолбанной "десятке" с выжженным сцеплением? Все равно же не пригодится. Автошколы просто прибирают все возможные пути обучения к рукам, и заботиться о его качестве у них не будет нужды.

Несмотря на то, что преподавание в автошколах не направлено на разные категории потенциальных водителей, его уровень и методика очень разные - даже единой программы автообучения нет: в каждой конторе учат, как заблагорассудится. Одна моя знакомая, например, ходила на теорию четыре месяца по два раза в неделю, а мне курс ПДД прочли за четыре лекции, причем каждая была настолько перенасыщена информацией, что я ничего не помнила уже после занятия, а сейчас, когда прошло всего несколько месяцев, неплохо было бы и вовсе начать с начала...

Тем не менее вопрос о качестве "машинного образования", возможно, лишь верхушка айсберга, а суть идеи намного глубже, шире и неприятнее.

- Я считаю, что таким образом затягивают ремни, - делится мыслями автоинструктор Сергей, - говорят, что это вроде для того, чтобы бороться с пробками, дескать, меньше народу будет получать права, значит, станет меньше машин, а соответственно - и пробок. На деле же все придет к тому, что еще какие-нибудь дополнительные сложности на экзаменах придумают и права вообще будет очень сложно получить. Коррупция, естественно, будет процветать.

Интересный метод борьбы с пробками, что и говорить!.. Конечно, инструкторы-частники, которые работают сами по себе, тоже не сильно чисты на руку - налоги-то мало кто из них платит, но, с другой стороны, это не единственный вид занятий, который обходит налогообложение. Есть же, например, преподаватели, которые дают частные уроки, но почему-то никому не приходит в голову их запрещать и спихивать всю предэкзаменационную подготовку и занятия с неуспевающими на школу. И экстерн что-то никому в голову не приходит отменять.

Нет бы действительно взяться за автообразование: разработать единую для всех автошкол программу, удобоваримый курс лекций, придумать разные формы практических занятий, другими словами, сделать так, чтобы даже тем, у кого времени в обрез, было выгоднее идти в автошколу. При всем богатстве альтернативного выбора, ра-зумеется. Дайте людям самим определиться с формой обучения и проверяйте знания по факту, а не по наличию или отсутствию штампа автошколы в документах.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта