Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Фигаро в пробке

Александр ДАНИЛКИН

Если Содом и Гоморру погубила нечестивость их жителей, то Москву в ближайшее время могут сгубить автомобильные пробки. Специалисты отводят на это 3 года

За последние 20 лет в столице не только не смогли договориться, что и как делать, но даже толком не определились, кому это по чину и по силам. В Москве как не было, так и до сих пор нет ни одной полноценной организации (хотя бы НИИ, например), где бы регулярно отслеживалась транспортная ситуация и где могли бы не только давать рекомендации, но и реально воплощать их в жизнь. Ни на уровне ГИБДД, ни в городском масштабе.

Многие возмутятся: "Как это так?!" Улицы столицы украшают сотрудники ГИБДД. Имеется Московский центр борьбы с пробками. В наличии даже Центр организации дорожного движения правительства Москвы. Можно назвать еще с десяток фирм и общественных организаций. А результат? Москвичам долго объяснять не нужно. Он налицо.

Новый мэр Сергей Собянин уже назвал борьбу с пробками ключевой задачей. Как конкретно будет решаться эта задача, покажет время. Сейчас одно ясно: транспортную хворь в городе изрядно подзапустили, понадеявшись на авось. Одолеть эту проблему можно лишь при большом желании москвичей, и по силам она лишь опытным специалистам.

­ Но таких специалистов, к сожалению, пока еще не готовят даже в нашем вузе, ­ говорит доцент кафедры организации безопасности дорожного движения МАДИ Сергей Сатышев. ­ Обучение должно проводиться с учетом современных реалий, надеюсь, в ближайшее время транспортные вузы все же внесут свою лепту в решение этой проблемы.

Наверное, внесут. Однако Москве на ликвидацию пробок отпущено до 3 лет. Иначе город окончательно встанет. Помните знаменитую арию из "Севильского цирюльника": "Фигаро здесь, Фигаро там..." Так вот, в Москве наш Фигаро никуда не успел бы ­ увяз в пробках.

В новой России к организации дорожного движения относились поверхностно. Дорожники отвечали за состояние дорог, гаишники проводили техосмотры и ловили нарушителей ПДД, а городские власти делали вид, что присматривают за всеми. Однако целостную политику никто не разрабатывал. Общей координации не было.

Центр организации дорожного движения правительства столицы правом существенного влияния на стратегические решения не обладал и мог решать лишь только конкретные утилитарные задачи ­ где светофор поставить, где развязку "пробить".

Теперь, кажется, все опомнились. С недавних пор ответственным за государственную политику в области организации дорожного движения назначен Минтранс России. Идет формирование соответствующих подразделений. Кто возьмет на себя эту роль в Москве? По мнению доцента Сатышева, Центр организации дорожного движения столичного правительства мог бы стать организующим ядром.

Однако по Москве судьбоносного решения на этот счет пока нет. И какие варианты наиболее реальны, пока лишь можно только догадываться. А время идет... Машин становится все больше, порядка на московских дорогах все меньше. То какой­нибудь заморский принц застрянет в жуткой пробке, то часовой затор поглотит заезжую мировую знаменитость. И все они наивно удивляются: "И как вы только можете ездить по белокаменной?"

Действительно, колесить по столице с каждым годом все сложней и сложней. И не последнюю роль в этом играет пресловутый "московский стиль" вождения. Нервный и нередко хамоватый, а­ля "вороной джип с братками". Сразу несколько моих знакомых­иностранцев, прибыв на работу в Москву, отказались от автомобиля и передвигаются здесь только на общественном транспорте: "У вас все так торопятся, "подрезают", не уступают, мы к такому не привыкли..."

Как решаются проблемы пробок на дорогах в цивилизованных странах, известно заранее: хорошая дорожная сеть, яркая разметка, "умные" светофоры, реверсивное движение, спецполосы для общественного транспорта и достаточное количество развязок. Для этого, конечно, нужны немалые деньги и профессионалы, которые за всем этим будут следить.

Однако есть еще кое­что очень важное и полезное, для чего большие затраты не требуются. Например, серьезное ограничение скорости. Сегодня ездить по столице можно до 60 км в час, а на некоторых магистралях и с ветерком ­ до 80. Но эта торопливость нередко оборачивается именно... да­да, пробками. Постоянные обгоны, необоснованные перестроения, агрессивный стиль езды регулярно рождают ДТП. А значит, и пробки.

Все, кому удалось побывать в Лондоне, поражаются тамошним автомобилистам и безопасности вождения. К слову, в Лондоне, как и в Москве, хватает и кривых узковатых улиц, и тесных перекрестков. А уж как там разъезжаются их красные двухэтажные автобусы, совсем, кажется, непонятно. Между тем один из главных секретов лондонского автомобильного стиля довольно прост: ограничение скорости движения до 40 км в час. Это позволило сократить число погибших и тяжело раненных во время аварий среди взрослых на 40%, а среди детей ­ на 50%. Кроме того, отмечают исследователи, это помогло улучшить качество городской жизни: по дорогам можно спокойно ездить велосипедистам, а дети могут с меньшим риском играть на улицах. И главное, при этом там мало кто куда опаздывает и не нервничает. К слову, в Риме скорость движения тоже ограничена ­ до 50 км в час.

Ну что вы, толкуют многие наши заумные консультанты, для Москвы это неприемлемо. Ползти, как черепаха, у нас не принято. У нас не Лондон, чай, и не Рим.

Всем известно, многие московские автолюбители не приветствуют и другую небесспорную идею, как разгрузить центр Москвы: сделать въезд туда платным. Для этого не нужны большие затраты. Наоборот! Но кто­то из экспертов уже успел заявить, что это "не соответствует российскому менталитету", кто­то испугался коррупции и новых пробок перед шлагбаумами, кто­то "заскучал" в материальном плане.

Кстати, на днях из Департамента транспорта и связи правительства Москвы пришла весточка о возможном введении платного въезда в центр. Новость подхватили СМИ.

Звоню в департамент: "Действительно есть такая идея?" Там только испуганно охнули: "Ну что вы, это разве что когда­нибудь, а сейчас и речи быть не может, нас не так поняли".

Мера эта действительно непопулярная. Да и прежде чем вводить платный въезд в центр Москвы, сначала нужно организовать сотни огромных перехватывающих парковок, заметно увеличить количество общественного транспорта ­ про это наши реформаторы могут просто "забыть". А в том же Лондоне вокруг каждой станции электрички, которая привозит из пригорода людей на работу, полным­полно перехватывающих парковок. И потому в центре столицы туманного Альбиона так уютно и просторно.

Словом, как ни крути, а выбирать российским Фигаро придется: либо чем­то поступиться и подражать цивилизованным народам, либо сделать вид, что мы перестроились, едем дальше, и остаться верными своему менталитету. Чтобы в который раз наступить на собственные грабли.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта