Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Искусство ретроспективы

Александр ПЛЕТНЕВ

В большой наглядностью и эффектом этот прием используется в кино и в литературе - умелой монтажной склейкой можно впечатляюще управлять временем. Одним из великих мастеров ретроспекции был шведский кинорежиссер Ингмар Бергман, в чем каждый может убедиться, посмотрев фильм «Земляничная поляна». Имя Бергмана упомянуто не случайно, ибо у его дочери Лин Ульман вышел в издательстве «Текст» роман «Благословенное дитя», перевод с норвежского Анастасии Наумовой. Столь звездные родители (мать писательницы - знаменитая актриса Лив Ульман) не могли не повлиять на формирование и развитие талантов ребенка. Если и сопоставлять с кем-то и чем-то ее творчество, так уж с самим Маэстро, факт рождения обязывает.

Странное дело, читая «Благословенное дитя», не можешь отделаться от мысли, что это литературная основа для очередного фильма режиссера (сценарии он почти всегда писал сам). Например, возьмем роман, основанный на впечатлениях детства, - «Воскресный ребенок» (хотя все его творчество в той или иной степени автобиографично). Бергман считал семью важнейшей первоосновой человеческого существования: «Есть большая история - история войн и королей, всего народа, а есть малая - история семьи», и не случайно напряженные конфликты у него разворачиваются именно там. Многодетной шведской семье со сложными взаимоотношениями между ее членами и посвящено повествование Ульман.

Общность мысли отца и дочери иногда удивляет. Схожесть, конечно, не в сюжете, а в идейно-тематическом единстве, духе изложения, скандинавской неторопливости и обстоятельности.

Пожилой профессор медицины Исак Левенстад (Исак по-шведски означает холодный) после смерти жены живет затворником на острове. Здесь усматривается явная перекличка с более ранним, чем роман, фильмом «Земляничная поляна», там имя одинокого профессора было Исак Борг (инициалы И. Б. совпадают с именем режиссера). Кроме всего прочего, здесь прямая отсылка к биографии Ингмара Бергмана, жившего в последние годы на острове Форе.

У любвеобильного акушера-гинеколога Левенстада три дочери от трех женщин (опять намек - сам Ингмар Бергман был женат пять раз), и он с удовольствием принимает девочек летом на острове. Спустя много лет дочери вспоминают эти прекрасные каникулы, свою последующую жизнь. Одно лето омрачают трагические события, и оно становится последним в поездках на остров. Через 25 лет одна из сестер, старшая Эрика, внезапно решает во что бы то ни стало увидеть отца и приглашает поехать сестер, после колебаний они соглашаются. Несмотря на зимнюю непогоду и формальные отношения (их общение происходит редко и только по телефону), они едут увидеться с ним, возможно, в последний раз.

Роман исследует те же вопросы, которые разрабатывал в своих ставших знаменитыми фильмах Бергман: непонимание между ближайшими людьми, как в «Осенней сонате», человек в поисках смысла своего существования, как в «Персоне», отношения мужчины и женщины, как в «Сценах из супружеской жизни».

И у отца, и у дочери проглядываются одни и те же мотивы - повторяющиеся подробности, имеющие художественное значение. Например, течения и остановки времени (символ - часы), возврата в прошлое, снов и детских страхов. Даже тяжелая наследственная болезнь - атрофия мышц, упомянутая у Бергмана, и его приверженность к общению посредством телефонных разговоров с острова перекочевали в роман Ульман.

Но мало того, профессор Левенстад, живущий на острове, увлекается любительским театром и выступает как режиссер самодеятельной постановки, вдруг решивший взять актерскую роль. Кстати, одна из последних работ в кино Бергмана тоже актерская. Намеков и аллюзий Ульман предоставляет достаточно, без излишних сомнений можно предположить, что прототипом Левенстада выступил сам Ингмар Бергман. Примечательно, что в завуалированном виде писательница от лица дочерей профессора может высказывать весьма резкие претензии к реальному отцу. Что, в общем, и имеет место в книге, это одна из интереснейших ее особенностей, и уже читателю придется решать, насколько личностны и обоснованны упреки. Хотя до леденящего душу сюрреалистического первого сна Исаака Борга и миниатюры о повесившемся Часовщике из «Воскресного ребенка» дочь еще не дотягивает, перекличка с родителем получается почти на равных, в психологической проработке характеров она ему не уступает.

Вот такую двойную ретроспективу предлагает нам Ульман, это обратный взгляд на творчество отца и, без сомнения, воспоминания о собственном детстве и юности, опять же прошедших под звездой отца. Подобное объединение дает свой результат - самодостаточный писательский взгляд на современную шведскую жизнь.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта