Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

А мы — по шпалам, опять по шпалам...

...потому что шансы купить приличную подержанную машину все призрачнее

Василий СМЫКИН

Аналитики утверждают, что кризис не особенно повлиял на стремление наших сограждан к обладанию личным транспортом. Как известно, в России это словосочетание - практически синоним понятия "подержанная иномарка". Одна незадача: нарождавшаяся официальная торговля такими машинами через автосалоны впала в стагнацию по причине жадности коммерсантов, а покупатели дружно переместились в сектор, деликатно называемый в деловой среде C2C, или, проще говоря, на толкучки и на страницы газеты "Из рук в руки". Как сложно в этой среде найти приличное авто, ни для кого не секрет. А тут и подорожание полисов ОСАГО подоспело, и владеть старыми машинами скоро станет еще невыгоднее.

"Цивилизация", "цивилизованность" для русского человека - не аргументы. Ну или аргументы, но недостаточно сильные, чтобы под их влиянием совершать дополнительные траты. Именно об этом свидетельствуют результаты исследования российского авторынка, проведенного недавно профильным европейским агентством GiPA. Согласно сведениям, полученным аналитиками, на вторичном рынке машин на продажу "из рук в руки" приходится аж 89 процентов - число запредельное, особенно для страны, которая годами хвалилась одним из самых динамичных автомобильных рынков в мире. Участники этого самого рынка не устают сетовать: вот, дескать, какие нехорошие у нас люди, не хотят в приличном месте приобретать машину, а едут на рынки и покупают сомнительные автомобили у сомнительных же личностей, зачастую рискуя не только деньгами, но и здоровьем, а то и жизнью. Кроме того, отоварившись на толкучке, можно запросто попасть в поле зрения правоохранительных органов...

Вот какой у нас неправильный народ, оказывается. Дайте бизнесменам какой-нибудь другой. Но позвольте: неужели он, народ, не знает всех этих очевидных вещей? Может, причина, по которой покупатели игнорируют салоны в поисках подержанного стального коня, в чем-то ином? Можете не сомневаться: так оно и есть. По данным того же GiPA, салоны, занимающиеся подержанными машинами, работают по схеме, которая в советские годы называлась гаденьким словечком "спекуляция" и считалась незаконной.

В цифрах это выглядит следующим образом: дилер покупает машину с рук (так называемый трейд-ин) на 5 - 7 процентов дешевле рыночной цены, а продает уже на 6 - 8 процентов дороже. При этом никаких особых сервисов или дополнительных услуг обычно не предлагается, и салон в этом смысле мало чем отличается от той же презренной толкучки. Максимум, на который способен среднестатистический дилер, - это нормальное оформление всех необходимых документов и гарантия юридической чистоты машины. Впрочем, практика показывает, что и эта гарантия порой не стоит выеденного яйца. А ведь в западных странах, к примеру, самый "убойный" аргумент в пользу покупки подержанной машины через сервис - наличие официальной (!) гарантии производителя, действительной в течение нескольких лет.

Скажем, покупаете вы какой-нибудь "Фольксваген", произведенный лет пять назад, и получаете полноценное обслуживание в фирменных центрах, как если бы вы приобрели авто, только-только сошедшее с конвейера.

Получается заколдованный круг: владельцы салонов не хотят выходить на вторичный рынок и развиваться в этом направлении, поскольку видят низкий спрос, а покупатели этот низкий спрос поддерживают, видя, что у дилеров им ловить решительно нечего. Кризис мог бы переломить эту ситуацию; но он закончился, и жадность скорее всего вновь перевесит деловую логику, что вполне в духе русского бизнеса. Вот и остаются большинству людей толкучки да объявления с непредсказуемым результатом.

Но недальновидность коммерсантов - это еще полбеды. 1 сентября вступили в силу новые правила выплат по полисам ОСАГО. Раньше система была предельно простой: чем старше у тебя автомобиль, тем меньше ты получишь за него компенсацию в случае аварии. Страховщики оценивали степень износа деталей и, исходя из этого, определяли размер выплаты. Теперь же усилиями законодателей появилось новое понятие: "нулевой износ". Иначе говоря, если в замене нуждаются детали, критичные для безопасности людей (стекла, элементы тормозной системы, подушки безопасности), то их стоимость оплачивается в полном объеме, независимо от возраста машины. Казалось бы, ну и слава богу, отличная мера. Отличная, да только полисы от этого станут дороже.

- Страховое лобби у нас традиционно сильно, поэтому стоит ждать подорожания, - сказал нам глава ОЗПП "Общественный контроль" Михаил Аншаков. - По оценкам экспертов, оно составит порядка 20 - 30 процентов, поэтому польза от новых правил для рядового автовладельца - большой вопрос.

К слову: все помнят, что ОСАГО задумывалось в том числе для борьбы с пробками, которые создает любая авария. Дескать, чем разбираться, кто кого сильнее поцарапал и кто кому сколько должен, участники ДТП заполняют извещение, вызывают милицию (или сами едут на ближайший пост), стражи порядка оформляют нужные бумаги, и пострадавшие расходятся с миром - ожидать решения страховщиков.

- К сожалению, это оказалось утопией, - констатирует Михаил Аншаков. - Обязательное страхование в основном ликвидировало дорожные "разборки" и автоподставы, но проблемы пробок оно решить не может. Причина, во-первых, в том, что автомобилисты сегодня чаще всего не в состоянии договориться полюбовно, спокойно заполнить бумаги и поехать в ГИБДД. Многие либо просто начинают махать кулаками, либо идут на принцип и отказываются решать вопрос без милиции. Вторая причина - это сама милиция, без заключения которой ни один страховщик не заплатит ни копейки. Ну а пока инспектор приедет, пока обследует место происшествия, пока заполнит бумаги, пока утихомирит водителей и пассажиров... Вот вам и пробка, и никакая страховка тут не поможет.

...Впрочем, есть в автомобильном мире и другие новости. "Страховые" поправки бьют не только по карману потребителя, но и по всему российскому автопрому. Дело в том, что степень износа деталей теперь будет определяться... с учетом страны, где была изготовлена машина. Да-да, не марки, а именно страны. Самыми надежными признаны японские машины, следом за ними идут европейские и американские, потом - авто, собранные в Юго-Восточной Азии, и на последнем месте скромно пристроилась продукция наших заводов, а также иномарки, произведенные на территории России. Соответственно в случае ДТП владелец стального коня модели "made in Russia" по определению получит меньше денег, чем владелец любой иномарки в аналогичной ситуации! Разумеется, господа промышленники - как наши, так и иностранные - уже высказали свое дружное "фи" по поводу такой дискриминации, однако, думается, большинство автомобилистов без колебаний подпишутся под этим своеобразным рейтингом. Что послужило причиной его появления - конфликт лоббистов или привычная разруха в чиновных головах, не вполне понятно, но в нашем прагматичном мире это, пожалуй, не так уж важно по сравнению с возможным результатом.

В этой связи самым убежденным врагам АвтоВАЗа и иже с ним можно предложить рассматривать покупку более дорогого полиса ОСАГО как своеобразный благотворительный взнос на великое общенародное дело - ликвидацию национального автопрома в его нынешнем виде. Возможно, впоследствии получится скинуться и на новый, нормальный автозавод. Без участия правительства и его апостолов модернизации.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта