Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Галина БРОК-БЕЛЬЦОВА: Нас называли дневными ведьмами

Сергей ПУТИЛОВ

Широко известно о "ночных ведьмах" - летчицах, во время Великой Отечественной воевавших под покровом ночи на небольших фанерных самолетах У-2. Однако не каждый знает, что были еще и их дневные "сестры", сражавшиеся с фашистами на тяжелых скоростных бомбардировщиках Пе-2. Об этой героической эпопее рассказала Галина Брок-Бельцова, штурман женского 125-го гвардейского бомбардировочного авиаполка им. Героя Советского Союза Марины Расковой. В годы Великой Отечественной она совершила более 30 боевых вылетов и за мужество и героизм удостоена многих наград.

- Галина Павловна, страшно было воевать? Ведь на фронт вы прибыли восемнадцатилетней девчонкой...

- Был не страх - скорее злость, когда не можешь "достать" врага, или, даже правильнее сказать, спортивный азарт. Вспоминаю эпизод, когда у нашего Пе-2 во время задания был поврежден один двигатель, и мы отстали от своих. Бомбардировщики вместе с истребителями сопровождения ушли за линию фронта. А мы тянули на одном двигателе. В это время налетели два "фокке-вульфа". Они думали, что мы станем для них легкой добычей. Мы отстреливались - у нас четыре огневые точки. Но самолет может защищаться только с четырех огневых точек. Одна у летчика, одна у меня - верхняя полусфера, хвостовая у стрелка и боковая. Мы стреляем, а их - двое на одного. Как здесь можно отстреляться? Машину летчик бросает то вверх, то вниз - не дает им прицелиться. А они уже обнаглели. У самолета есть мертвые зоны между задней стороной крыльев и фюзеляжем - этот сектор не обстреливается. И они заходят туда и на пальцах показывают нам: сначала один палец, а потом два. То есть тебя с одного или с двух залпов сбить? Какой здесь страх? Кроме злости, нет ничего - тебя могут уничтожить, а ты не можешь.

- И чем же все закончилось?

- "Фоккеры" покрасовались, ушли, чтобы снова зайти, и в это время наши истребители подоспели, которые проводили колонну бомбардировщиков и вернулись за нами. Подошли к нам, крылышками помахали: не робейте, мол, девочки. И когда они встали около нашего самолета, "фокке-вульфы" сразу ушли.

- Галина Павловна, обычно считается, что военный – не женская профессия. Все таки женщина - мать, подательница жизни, а тут от нее исходит смерть, убийства?

- Меня часто спрашивают об этом, особенно иностранцы: как вы, такая милая, очаровательная особа, способны были стрелять, убивать, бомбить? Враг пришел на нашу землю. Надо было выгнать его с нашей земли. Так мы были воспитаны. Мы - молодые, здоровые, сильные, спортивные - были готовы выполнить любое задание.

- Неужели прямо любое?

- В авиационном училище был случай. К полетам девчонки привыкали не сразу, многие чувствовали себя в воздухе неважно. Дошла очередь до прыжков с парашютом. Признаться, особого желания прыгать у нас не было. Но нам прямо сказали: того, кто не совершит прыжка с парашютом, на фронт не отправят. Этого было достаточно - за один день все "отпрыгались". Вот такой "слабый" пол!

- Расскажите, как вы стали летчицей?

- Когда началась война, у меня не было никакого летного образования, я училась тогда в десятом классе. В 1942 году я поступила в Московское краснознаменное военно-авиационное училище. Когда наша авиация понесла тяжелые потери, командование послало запрос в наше училище: нет ли у вас девчат? Им ответили, что есть целый батальон. Пришел приказ срочно переучить семь человек на штурманов. Нас, лучших курсантов - Люду Попову, Валю Конкину, Тоню Пугачеву, Галю Васильеву, Лену Юшину, Лену Азаркину и меня, прошедших все комиссии без ограничений, отправили в город Йошкар-Олу в запасной авиационный полк. 1 марта 1944 года мы прибыли на фронт, под Ельню.

- Как отнеслись к появлению женского полка бывалые летчики-мужчины?

- "Старики" - парни, опытные летчики, которым было по 20 - 22 года, встретили нас тепло и радушно. Ребята-летчики из соседних "братских" полков очень хорошо относились к нам. Сначала они не верили, что на Пе-2 летают девушки, ведь самолет очень трудный в управлении, тяжелый, а потом, когда узнали, восхищались и гордились нами. Часто в воздухе можно было слышать: "Девочки, не робейте! Прикроем!" Иногда это звучало на ломаном русском языке... Мы не знали, что наши соседи - французские летчики из полка "Нормандия - Неман". И они вначале, встречая нас на аэродроме, тоже удивлялись, а потом привыкли. Действительно, укротить эту тяжелую, сильно вооруженную машину не каждому летчику-мужчине под силу. В управлении Пе-2 настолько сложен, что с ним не справлялись американские летчики, два аса американских - один из них взлетел, а сесть не может. Семь заходов, приземление после семи заходов на посадку, огромная посадочная скорость. С трудом сел, весь мокрый, подошел к напарнику и говорит: "Не садись в машину, разобьешься".

- С чего началась история женской боевой авиации?

- В октябре 1941 года Герою Советского Союза Марине Расковой было поручено сформировать три женских полка на истребителях Як-1, ближних бомбардировщиках Су-2 и ночных бомбардировщиках на самолетах У-2. Раскова стала командиром 587-го бомбардировочного полка на самолетах Су-2, которые с 1942 года стали заменяться на более совершенные машины - скоростные пикирующие бомбардировщики Пе-2. Переучивание женских экипажей шло при Энгельсской военной авиационной школе. К ноябрю 1942 года были подготовлены двадцать экипажей, из которых двенадцать были обучены сложной технике бомбометания с пикирования. 20 января 1943 года женский 587-й бомбардировочный полк прибыл на Сталинградский фронт. 28 января летчицы выполнили первые боевые задания, содействуя наземным войскам в окончательной ликвидации северной группировки немецко-фашистских войск в Сталинграде.

- Как складывалась ваша судьба по окончании Великой Отечественной?

- После войны я вернулась домой. В 1960 году закончила заочно исторический факультет МГУ, работала преподавателем истории в средней школе в городе Камышине, на Волге. У меня большая семья, воспитала троих детей. Позднее окончила аспирантуру, защитила кандидатскую диссертацию. Встречались с боевыми подругами. На войне мы договорились, что, когда наступит мир, будем каждый год 2 мая встречаться у Большого театра в Москве. Так и появилась эта хорошая традиция. Правда, нас, военных летчиц, становится все меньше. В апреле этого года умерла последний Герой Советского Союза 125-го полка Мария Долина. Когда мы пришли на встречу с однополчанами в этом году, то увидели на Большом театре огромный портрет Марии. Она все равно встретилась с нами.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта