Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Берданка для волшебника

В скором времени в небе Подмосковья могут начаться настоящие воздушные бои: местные жители готовы организовать народные ПВО

Андрей ФЕДОРОВ

Спасаясь, как и сотни тысяч москвичей, от удушливого дыма торфяных пожарищ, корреспондент "МП" поехал в прошлые выходные на дачу. Но оказалось, что хрен редьки не слаще. Весь Дмитровский район заволокло тем же удушливым смогом.

Видимость на дорогах ограниченная. Кругом пробки. Но все же с грехом пополам добрался. Правда, отдохнуть толком не пришлось. Ближе к полудню в небе раздалось стрекотание вертолета. Сначала решил, что это эмчеэсовский воздушный патруль делает облет района в поисках новых возгораний. Еще подумал: "Вот мужики рисковые! В такой дымовой завесе летают и при такой-то видимости!" Помнится, не так давно при вполне приличной видимости в 1,5 километра профи аэропорта "Быково" запрещали подъем вертолетов в небо. А дым тогда только подступал к столице...

Сейчас было не видно ни зги. Тем не менее из плотной дымовой завесы вылетел небольшой желтенький, как канарейка, почти игрушечный вертолетик, оглушая ревом всю округу, и стал низко кружить над нашими домами.

Когда воздушная машина заложила крутой крен и прошла над самой крышей дома моего соседа, чуть не задев ее винтами, дядя Боря не выдержал. Выскочил на улицу и стал махать кулаками в сторону кружащего над деревней вертолета, который пилотировал явный камикадзе. Теперь вертолет кружил прямо надо мной.

- Андрюха! У тебя ружье где-то было: давай шмальнем по этому идиоту! - горячился сосед. - Сейчас сам разобьется и нас угробит. А если при падении загорится, то вообще вся деревня сгорит! Сушь-то какая! Только спичку брось, все полыхнет!

Конечно, стрелять по нему никто не собирался. Эмоции просто выплескивались через край.

- Может быть, у него что-то случилось и он ищет место для вынужденной посадки, - высказал свое предположение. - Помнишь, и раньше над деревней пролетали экскурсионные вертолеты с туристами. Но, правда, шли на высоте метров в сто, делали круг и улетали. А этот явно искал пятачок для посадки.

В конце концов вертолет площадку нашел - приземлился возле ручья недалеко от терема, где с утра бурно гулял народ. Терем этот в древнерусском стиле построил один из жителей деревни и теперь сдавал его для всевозможных торжеств: свадеб, дней рождений и просто корпоративных пьянок богатым клиентам из Москвы.

- Туристы, наверное, прилетели в терем, - высказал предположение Борис, - достали уже своими полетами. Прошлый раз вообще возле твоего дома приземлялись. Ты в Москве был. Пофотографировали местные пейзажи и улетели.

Туристов понять можно. Места у нас действительно шикарные: почти таежные леса, холмы, овраги с кристально чистыми ручьями, река, на горе монастырь, а у нас в деревне на роднике часовня, мельница - с воздуха вся округа выглядит очень живописно.

В принципе никто не против таких воздушных прогулок. Каждый зарабатывает как может. Корреспондент "МП" сам частенько летает над этими местами - правда, на воздушном шаре или дельталете. Знаком со многими пилотами частных "маломерных судов". Главное - никому при этом не мешать и не подвергать собственную жизнь и жизни людей на земле опасности. А тут пилот явно нарушал все действующие правила воздушного движения. В нашем случае низко летал над жилыми домами, да еще и в таких условиях - в ста метрах трудно было разглядеть что-то из-за дыма.

Подошли к пилоту приземлившегося вертолета и вежливо так поинтересовались: "Какого хрена ты тут разлетался?"

- А я чего? Я ничего! У меня заказ - привезти подарок на день рождения ребенку - его родители и друзья сейчас гуляют в тереме, - стал оправдываться тот, видно, понимая, что действительно нарушил правила воздушного движения. Есть ведь и такие - как и правила дорожного движения.

- Вот сейчас позвоню в Дмитровское ОрВД и сообщу номер вашего борта, чтоб лишили вас пилотских прав и лицензии на полеты, - козырнул корреспондент "МП" знанием темы.

- Да ладно, мужики, ну вы че? Не надо звонить в ОрВД, - взмолился пилот, явно испугавшись последствий жалобы, которая реально может его сделать минимум на год сухопутным (сел-то на необорудованной площадке, да еще и в населенном пункте). - Ну, понимаете, заказ такой выгодный. У богатых свои причуды. Сам бы ни за что в такую погоду не полетел - ни хрена ж не видно! Но шеф приказал... Сделай ребенку подарок - типа "прилетел вдруг волшебник в голубом вертолете", - продолжал оправдываться летчик: - Да и вообще улетаю я уже, и больше сюда ни ногой.

И действительно: через пять минут он поднялся в воздух и скрылся в торфяной мгле.

- Слушай, а что это за зверь такой - ОрВД, которым ты его так напугал? - выпучил глаза Борис.

- Организация воздушного движения. Это, как ГИБДД на дорогах. Там свои правила. Определены зоны разрешенных полетов и ограничения по высоте. Например, почти весь Дмитровский район считается свободной зоной для полетов малой авиации с ограниченным потолком по высоте 800 метров. Естественно, взлетать и приземляться можно только на специально оборудованные площадки. А тут захотел - сел прямо в деревне... А если бы дети выбежали посмотреть и под винт несущий кто-то из них попал? Или крышу заденет, и все сгорят - и летчик, и дачники... Я конечно, понимаю, богатый папочка бабла немерено отсыпал за сюрприз, а подумать, что этот "волшебник" на своем вертолете мог его же ребенку на голову грохнуться - на это мозгов не хватило...

- У нас под Яхромой такая же ситуация, - возмущался потом мой друг Олег, сам пилот теплового аэростата, когда услышал про сюрприз. - Мне крышу на даче чуть не порубили. Я звонил в управление ОрВД Дмитровского района, сказал даже номер бортов. А мне ответили: такие у них не зарегистрированы. Типа это не наши. Вообще беспредел, конечно. Человек покупает вертолет за нехилую цену. Проходит месячный индивидуальный курс обучения, получает права. По сути он чайник, который еще только учится летать, но зато гонора хоть отбавляй. Да плевать ему на все правила полетов! Ну, напишут на него жалобу местные жители, и что? Откупится, как от гаишников, от любого ОрВД. Богатым законы не писаны. Это мы на своих шарах только все правила соблюдаем, потому что у нас таких денег нет. Да и были бы даже... Есть ведь и чисто человеческие отношения. Мы на свои аппараты даже газовые горелки ставим бесшумные, чтобы коров и собак не пугать, и то: нет-нет, а какая-нибудь бабушка жалуется, что мы приземлились и траву помяли, которую она для своей козы косит. Ну, извинимся, денег предложим. На поляне же в лесу не написано, что тут бабка козу свою выпасает. Оград же нет никаких. Чисто по-людски проблемы решаем. А эти на личных вертолетах - полные беспредельщики.

Вообще действительно просто диву даешься, с какой легкостью в последнее время стали получать право на управление легкими самолетами и вертолетами обеспеченные граждане. Помню, сколько порогов всевозможных организаций пришлось обить моим друзьям-воздухоплавателям, чтобы в свое время добиться разрешения на полеты в Подмосковье на воздушных шарах. В конце концов им выдали специальную полетную карту, где красными кружками были обозначены запретные зоны: тут ЛЭП проходит, тут - большой населенный пункт, здесь - воинская часть, тут вообще все засекречено.

Причем запрещалось летать не только в определенных районах, но накладывалось ограничение по высоте - не более 800 метров, поскольку выше проходят воздушные коридоры пассажирских авиалиний.

А какой был скандал, когда из-за одного придурка, обвязавшего себя несколькими сотнями воздушных шариков и поднявшегося почти на 5000 метров, всем аэронавтам запретили летать до выяснения всех обстоятельств ЧП! И хотя тот "Винни-Пух" вообще не имел никакого отношения к Федерации воздухоплавания, уж тем более к ФЛА (Федерация легкой авиации), наказали всех запретом на полеты.

Сегодня, похоже, эти драконовские меры больше не действуют. Дай бог, если не до очередного ЧП, когда какой-нибудь новоявленный вертолетчик без опыта не рухнет на какой-нибудь населенный пункт - сам убьется и угробит людей на земле.

Один товарищ, владелец моторного дельталета из Мячкова, где давно действует аэродром для малой авиации, рассказал, что местные жители реально притомились уже писать во всевозможные инстанции на пилотов жалобы. Дескать, никакого житья нет от этих самолетов, которые чуть ли не пешком ходят по крышам их домов. У них там один из местных жителей, видно, доведенный до отчаяния окончательно, реально достал берданку и открыл огонь по низколетящим воздушным целям. Был ранен пилот дельталета. Только чудом остался жив. Приезжала милиция, но стрелка, естественно, не нашли. Никто ничего "не видел" и не "слышал".

Как сообщили корреспонденту "МП" в пресс-службе ОрВД РФ, подобные случаи нарушений воздушного движения со стороны частных владельцев стали в последнее время фиксироваться все чаще. Одной из причин ОрВД считает то, что правила устарели и разрешительная система на полеты заменяется уведомительной.

Иными словами, сейчас по правилам каждый владелец личного авиатранспорта за сутки должен проинформировать местное ОрВД, что собирается осуществить полет по такому-то маршруту. Естественно, ОрВД не всегда дает такое разрешение, и часто владелец осуществляет полет на свой страх и риск. Если эта "инициатива" будет каким-то образом зафиксирована, нарушителя ждет лишь незначительный штраф. А что для богатого владельца вертолета 1000 рублей штрафа? Да хоть 10000, зато летать буду, где хочу и когда хочу.

Но вот с 1 ноября вступят в силу новые правила организации полетов для частной и коммерческой авиации. Они предусматривают, что владелец воздушного судна теперь будет лишь уведомлять о своих намерениях полетать местное ОрВД, которое станет выполнять функцию некого воздушного ГИБДД - разрешения на полеты не потребуют, но с нарушителей должны спрашивать строже. Вплоть до лишения пилотского удостоверения, а за управление летательным аппаратом без прав - изымать воздушное судно. Правда, пока непонятно, как это будет осуществляться на практике.

Сложившуюся ситуацию, когда частных самолетов и вертолетов появляется все больше и больше и летают они, где хотят, корреспондент "МП" попросил прокомментировать пресс-службу ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения РФ".

- Куда обращаться, если стал свидетелем явного воздушного хулиганства? - задаю вопрос собеседнику.

- Можно во ФГУП "Госкорпорация по ОрВД РФ" по телефону (495) 601-08-99. Следует сообщить время и место нарушения, бортовой номер ВС, если есть возможность, то и фамилию пилота. Неплохо зафиксировать нарушение фотокамерой или мобильным телефоном.

- Если погода нелетная, ОрВД может все-таки запретить частнику летать в это время? Скажем, при сильном тумане, низком грозовом фронте, штормовом предупреждении?

- Нет, не может. Подобные запреты распространяются только на гражданскую авиацию. Частнику мы не можем запретить лететь. Человек сам принимает решение.

- Будет ли "воздушная ГИББД" принуждать нарушителя совершить посадку - например, для проверки у него летного удостоверения, техпаспорта, теста на алкоголь?

- В новых правилах это не оговорено. Да и небезопасно это делать, ведь пока нет "штрафпосадок", а куда попало не приземлишься. Воздушному инспектору, если таковые со временем появятся, достаточно записать бортовой номер ВС нарушителя. А дальше - дело техники. Хотя со временем могут появиться и такие места, куда направят нарушителя для дальнейшего разбора его полета. Там-то и можно будет проверить и права, и техническое состояние воздушного судна, и самочувствие самого пилота.

Фото автора.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта