Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Кто остановит "маятник"?

Анатолий УРАЛОВ

Процесс трудового и интеллектуального обмена между столицей и областью существовал всегда. В доперестроечные времена в столице работали около 250 - 300 тысяч человек из области, а 150 - 200 тысяч москвичей трудились в ближнем Подмосковье.

Но ни Москва, ни область не имеют точных данных о маятниковой миграции жителей двух крупнейших регионов Российской Федерации, каждое утро и каждый вечер пересекающих официальные границы. Цифры, публикуемые в газетах и в справочно-информационных изданиях, весьма приблизительны. По оценке председателя бюджетного комитета Мособлдумы Андрея Епишина, объем "маятниковой" миграции, в том числе и рабочей силы между Москвой и Подмосковьем, достигает примерно 900 тысяч человек.

Такие факторы, как безработица, отсутствие рабочих мест, более низкая оплата труда, чем в столице, раскачали этот "маятник" до 700 тысяч в сторону мегаполиса и 200 тысяч в сторону области. Причем его размах уже перешагнул 100-километровую зону, и сегодня не считается чем-то исключительным, если человек ездит в Москву из Можайска, Рошали, Волоколамска, Клина или Дубны. Сколько трудовых мигрантов раскачивают "маятник" нелегально - неизвестно. Ни один глава района или города не в состоянии назвать точный объем трудоспособного населения, едущего в столицу в переполненных и душных электричках и возвращающихся обратно. Но подсчитано, что в среднем каждый житель области пользуется электричкой 62 раза в год.

Социологи и журналисты, исследующие и раскрывающие проблему межрегиональной миграции, отмечают, что "электрички, прибывающие со стороны Москвы к Орехово-Зуевскому вокзалу, выплескивают от 400 до 600 человек трудового люда. Утром ситуация еще хуже. Но что делать?.. Подмосковные ткачи уже много лет, затрачивая почти 4 часа на дорогу, работают в столице". "Для ногинчан, работающих в Москве, час пик - 6.45 утра. Утренние электрички увозят из районного центра около 10 тысяч человек. Стихийно вагоны делятся по социальным группам: студенческие, предпринимательские, работников умственного труда, остальные - рабочие".

По приблизительным подсчетам, суточный пассажиропоток между населенными пунктами только ближнего Подмосковья и Москвой и в обратном направлении (ведь и москвичи работают в Подмосковье) составляет: Нахабино - Москва - 60 тысяч человек; Дмитров - Москва - 70 тысяч, столько же Апрелевка - Москва, Домодедово - Москва и Куровское - Москва; примерно 80 тысяч трудовых мигрантов наполняют электрички на перегонах между Голицыном и Москвой, Подольском и Москвой, Москвой и Железнодорожным. Самый большой пассажиропоток наблюдается между столицей и подмосковными железнодорожными станциями на территории Раменского (110 тысяч мигрантов) и Мытищинского (160 тысяч) муниципальных районов. Последнее направление, а на стации Мытищи сходятся три линии электропоездов, - на первом месте по загруженности. И даже введение скоростного поезда не смогло до конца уменьшить плотность пассажиропотока: за сутки на трех первых станциях, расположенных на территории самого города - Мытищи, Перловской и Тайнинской, - входят и выходят из электричек примерно 30 тысяч человек.

Работу в столице ищут живущие в Подмосковье учителя, высококвалифицированные специалисты, окончившие подмосковные вузы и филиалы московских. Ищет молодежь, закончившая подмосковные школы и ПТУ. Ищут врачи, хотя Подмосковью не хватает 15 тысяч медицинских работников, особенно педиатров, травматологов, реаниматологов, участковых врачей. В большинстве своем на выезде работают отцы семейств. Но доля женщин также значительна: они в основном страдают от безработицы в муниципальных образованиях Московской области.

Примерно 30 тысяч человек, проживающие в Домодедовском районе, работают в Москве, признался глава района Леонид Ковалевский в интервью "Российской газете". В то же время в районе остаются вакант¬ными свыше 3 тысяч рабочих мест: требуются квалифицированные сварщики, слесари, токари, фрезеровщики, а главное - высококвалифицированные инженеры.

Но работу по специальности в столице находят не все. Многие, по данным муниципальных центров занятости населения, идут работать охранниками в ЧОПы, банки, коммерческие структуры, работают по найму (на государственных и частных предприятиях), занимаются ремонтными работами. Многие вынуждены менять профессию на работу в магазине или торговой палатке. Подавляющее большинство трудовых мигрантов находят выездную работу самостоятельно, а также привлекая к поиску уже нашедших работу в мегаполисе родственников и знакомых. Объявлениями, публикуемыми в местных и региональных информационно-рекламных СМИ, пользуются немногие. К сожалению, никто не подсчитывает, во что обходятся жителю Подмосковья смена работы, ее профиля и адаптация на новом, незнакомом месте.

Надо отдать должное, эффект сообщающихся сосудов имеет не только отрицательные стороны. Миграция положительно отражается на качестве и уровне жизни жителей Московской области. И здесь надо учитывать не только то, что дал приезжий из Подмосковья работник столице, но и то, что столица дала ему возможность более-менее благополучно жить и работать. Близость столицы, ее трудовой рынок - это, как отмечают социологи, "отдушина, которая позволяет держать уровень безработицы в области на уровне нескольких процентов". К тому же, несмотря на то, что подавляющее большинство трудовых мигрантов начинали свою деятельность на территории другого региона вынужденно и в основном по материальным причинам, часть из них положительно оценивают приобретенный деловой опыт. Но помогает ли маятниковая миграция снимать социальное напряжение как в личностном, так и в общественном плане? Директор Центра социального прогнозирования Франц Шереги считает, что нет.

В то время как трудовой вклад жителей Подмосковья в экономику столицы весьма существенен, работа в столице негативно отражается на областном и муниципальных бюджетах. Областные власти считают, что это явление ставит два равноправных субъекта Федерации в неравное положение. Мало того, что столица снимает у области "сливки" рабочей силы и интеллекта, что трудом жителей Подмосковья умножаются богатства огромного города. В столичную казну уходит также и подоходный налог с заработков жителей области в размере около 4 миллиардов рублей. Всего, по оценкам специалистов, потери Подмосковья от соседства со столицей составляют от 6 до 8 миллиардов рублей. Зато когда человек теряет работу в столице и возвращается домой в Подмосковье, пособие по безработице ему приходится платить уже из областного бюджета, в который он ничего не внес. То же самое происходит и с людьми, достигшими пенсионного возраста: работая в Москве, они пополняли столичные пенсионные фонды, а, вернувшись в Подмосковье, "садятся на шею" областному фонду.

Появилась идея платить налог не по месту работы, а по месту жительства. На примере Московской, Ленинградской и Тверской областей решено провести эксперимент по зачислению сумм налога на доходы физических лиц по месту жительства налогоплательщика. Но подсчитано, что Подмосковье все равно не получит всю сумму в 4,5 миллиарда - только 2,5 миллиарда, так как трудовые мигранты из других регионов, работающие в Московской области (москвичи, жители Рязанской, Смоленской, Владимирской, Ярославской и других областей), будут, естественно, платить налоги по месту жительства.

Пока же осуществляется обмен банками вакансий, проводятся глубокие исследования рынка труда двух регионов. Правда, все доступные средства влияния на рынок труда уже в основном использованы, но результатов дают мало: уровень безработицы не особенно снижается как в Москве, так и в окружающей ее губернии. Видимо, заставить работать на область уезжающих на заработки в столицу жителей может только одно - появление привлекательных во всех отношениях рабочих мест рядом с домом.

Проблемой трудовой миграции между двумя регионами весьма озабочены работники муниципальных центров занятости. Они считают, что отток жителей активного трудового возраста, проживающих в муниципальных образованиях Подмосковья, за границы региона впоследствии отрицательно скажется на профессионально-квалификационном составе трудовой части населения.

Можно ли таким образом изменить ситуацию? Можно. Главное - создать условия для прикрепления наиболее активной части населения Подмосковья к месту его проживания при создании новых высокооплачиваемых рабочих мест. Кое-где это уже делается. Например, в Балашихинском районе в связи с социально-экономическими преобразованиями в районе маятниковая миграция активного трудового населения сократилась на 10% (ранее в Москву ездили 40% активного трудового населения города). Создаются новые рабочие места, улучшаются условия образования в вузах. А развитие логистических центров и создание новых производств в Одинцовском городском округе также привело к сокращению трудовой миграции одинцовцев в Москву.

Однако забитые едущими на работу в столицу людьми электрички свидетельствуют, что пока подобные факты носят локальный характер и в борьбе с безработицей используются плохо. Многие муниципальные образования не располагают грамотно разработанными программами сокращения маятниковой миграции, оптимального трудоустройства местного населения, создания и обеспечения активного населения желаемыми рабочими местами с соответствующей заработной платой. И много сотен жителей каждое утро, тесно прижавшись боками к таким же, как они, жителям области, едут - кто полчаса, кто час, а кто и больше - на свою работу, в Москву.

Прогнозы показывают, что в ближайшее время ситуация с трудовой миграцией не претерпит большого изменения. Значительная часть жителей Подмосковья будет искать работу в столице. Вместе с тем тяжелый изматывающий и психологически, и физически труд, каким является работа на выезде, оказывает отрицательное влияние на здоровье мигранта, его семейную жизнь, воспитание детей, социальную активность, образ жизни. Недаром социологи, исследовавшие эту проблему, сделали вывод: "Ненависть зреет в электричках".

Как видно, реальная ситуация на муниципальных рынках труда в поисках приложения своих трудовых сил заставляет большинство трудовых мигрантов продолжать свою деятельность в столице. В то же время, как показывает опыт Балашихи, расширяющееся в муниципалитетах предложение оптимальной, с точки зрения мигранта, работы с достойной оплатой труда становится для них достаточно привлекательным и весомым фактором, чтобы вернуться и продолжить свою трудовую деятельность в городе, где живут.

Однако чем дольше будут на местах создавать благоприятные условия труда для данной категории потенциальных работников, тем меньше трудовых мигрантов захотят вернуться на свои бывшие или созданные на новых производствах рабочие места.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта