Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Адвокат – продюсер жизни

Лев МОСКОВКИН

Роман Павла Астахова «Продюсер» (издательство «Эксмо») – настоящий детектив на основе хорошего знания жизни с приемом выстраивания линии супергероя в качестве alter ego автора. Только два-три персонажа заднего плана названы своими именами, все остальные сугубо вымышлены, хотя и узнаваемы. Отдельная грань авторского таланта - имена и фамилии персонажей. Текст, как и в прежних романах, пересыпан меткими выражениями с претензией на крылатость. Читатель не устает следить за взаимоотношениями сильных мира сего, включая продюсеров и парламентариев, генерального прокурора и руководителя Следственного комитета при Прокуратуре. Удивительно точно отражена фигура спикера Сергея Миронова.

Достаточно типично для российской действительности дешевое и удивительно ненадежное оружие киллера, убеждает смерть эксперта в ходе следствия и другие детали, включая отсутствие внятных идей по поиску преступника. Собственно, делать это не только не требуется, но и вредно для карьеры. Зато очень важно изготовить правильную табличку на двери с именем хозяина кабинета, что тоже описано в романе. С блеском изображено «раскрытие» громкого убийства. Доклад главы СКП в сенате представляет типично выверенный план отчета практически любого министра на «правительственном часе» в Государственной Думе, где для повышения собственной значимости иногда делаются намеки на то, что весь вред проистекает из Лондона от Бориса Березовского.

«Два года назад совершено убийство певца Николая Тонькова. Нами установлены заказчик и исполнитель этих преступлений. Первый проживает в настоящее время в Великобритании в статусе лица, получившего политическое убежище. Как и кому там дают политубежище, мы прекрасно знаем. Но мы ведем работу и добиваемся его экстрадиции. Исполнитель, Александр Соломонник, как известно, убит в Турции» – ну и так далее, все сказанное персонажем романа так или иначе в чем-то как-то где-то действительно было. В ответ на прямой вопрос адвоката персонаж главы СКП напоминает о Нероне, Герострате и Димитрове. И адвокат размышляет, насколько схожи шоу-бизнес со следствием в том, что одинаково работают на толпу, на обывателя. Защитник, напротив, может выиграть, опираясь на совершенно иной подход, в частности бухгалтерскую экспертизу документов.

В деталях может быть все не так, как описано в романе «Продюсер». Автор как бы заметает следы своей ответственности за правду. И под ручку со спикером в помещения Федерального Собрания пройти невозможно даже самому великому адвокату. Журналистов в зал заседаний не пускают и уж тем более не дают задавать вопросы, «правительственный час» – не пресс-конференция, на нем даже депутату задать вопрос трудно и надо заранее договариваться. Но дух происходящего в нашей жизни передан адекватно. Фактически действиями персонажей автор дает рекомендации, местами прямые инструкции по поведению человека, попавшего под угрозу отъема собственности. Отмечает необходимость планирования действий и говорит, что следует выполнить немедленно. Указывает основные источники угрозы, например, манипуляции с учредительством акционерного общества, роль миноритариев в рейдерстве и причастность высших должностных лиц. Дает наставления по поведению при захвате работниками правоохранительных органов или на олигархической тусовке, где фактически забивают бандитскую стрелку с разделом сфер влияния. То есть любое решение принимается не на основе прав человека, а исходя из его возможностей ответить на удар, в том числе превентивно.

Жизнеопределяющие сведения вываливаются на читателя неназойливо в рамках художественной прозы. Говорить, что роман «Продюсер» только о шоу-бизнесе – значит принижать его значимость. Кроме всего прочего, он содержит классификацию бандитских «крыш» и указание на их подлую бестолковость, когда якобы наркоконтроль наезжает на им же крышуемого. Из романа может выудить кое-что новое даже искушенный журналист, набитый под завязку текущей информацией. Как и во всех своих художественных произведениях, Астахов подтверждает официально отрицаемое, например, существование стоп-листов на телевидении со списками персон, у которых журналистам телеканала нельзя брать интервью и кого вообще не должно быть в кадре. Разумеется, адвокат не прошел мимо страшной язвы нашей правоохранительной системы: просидев неделю в СИЗО, человек готов взять на себя любое убийство.

От предыдущих романов «Продюсер» отличается темой и как-то особенно лихо закрученной детективностью сюжета. Происходит стремительное накручивание событий, персонажи меняются местами на сцене и несколько меняют свои образы, оставляя впечатление, что некоторые из них автору поднадоели. Так что «Продюсера» можно читать как источник существенной информации, так и просто упиваясь хорошим детективом. А что касается благодарности адвокату, то, как сказал он сам, с тех пор, как изобрели деньги, эта проблема решается легко.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта