Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Организуя хаос

Александр Егорунин

Приятно ощущать себя свободным и независимым. Поступаю - как хочу, делаю - как умею, голосую – как вздумается… Впрочем, стоп! Хватит иллюзий. Все не так просто. Кое-кто, наверное, еще помнит: жить в обществе и быть свободным от общества нельзя, хотя порой очень хочется. Никем и ничем не ограниченная свобода моментально становится хаосом, а в нем никто жить не сможет. Хаос нужно организовать. Как?

«Сознательное и умелое манипулирование упорядоченными привычками и вкусами масс является важнейшей составляющей демократического общества. Приводит в движение этот невидимый общественный механизм невидимое правительство, которое является истинной правящей силой в стране», - так начинается книга «Пропаганда» Эдварда Бернейса (издательство «Гиппо Паблишинг»). Она появилась в 1928 году. Ее автор – племянник Зигмунда Фрейда, первооткрыватель научной техники формирования и управления общественным мнением. Во время Первой мировой войны Бернейс входил в Комитет информации для населения США. Это был мощный аппарат пропаганды, который преподносил американскому народу войну в качестве средства защиты демократии. Впоследствии, а Бернейс умер в 1995 году, он работал в области управления массами в политических и корпоративных целях. Его справедливо называют «отцом пиара».

Э. Бернейс утверждал: «Нами правят, наше сознание программируют, наши вкусы предопределяют, наши идеи нам предлагают – и все это делают в основном люди, о которых мы никогда и не слыхивали. Таков логичный результат организации нашего демократического общества. Именно такое взаимодействие необходимо для мирного сосуществования людей в эффективно функционирующем обществе». Для этого используются и подтасовка новостей, и возвышение личности, и постоянный шум вокруг той или иной проблемы, и навязывание определенного продукта… Подчас подобное нельзя назвать корректным приемом, но он работает и, как ни странно, упорядочивает жизнь. Оговоримся, в интересах одной части общества, одной компании или даже одного человека. И все это – пропаганда или пиар.

Автор считает: «Современная пропаганда – это последовательная, достаточно продолжительная деятельность, направленная на создание или информационное оформление различных событий с целью влияния на отношение масс к предприятию, идее или группе». Без нее не обходится ни одно важное дело, будь то строительство, сбор пожертвований, выход кинофильма или спектакля, выборы любого уровня. Пропаганда пронизывает всю нашу жизнь, меняет картину мира. Причем современная пропаганда, подчеркивает Бернейс, учитывает не отдельную личность и даже не массовое сознание, но структуру общества, «человек рассматривается не просто как клетка социального организма, но и как составляющая социальной единицы. Коснитесь нервного окончания в чувствительной точке, и вы вызовете непроизвольную реакцию определенных членов этого организма».

Кто они, эти пропагандисты, которые без нашего ведома вкладывают нам в голову идеи, говорят, кого мы должны уважать, а кого – презирать? Список этот и большой, и маленький. В него входят руководители разных уровней, общественные деятели, партийные руководители, писатели, артисты, журналисты… Парадокс в том, что и они зачастую бывают не ведущими, а ведомыми теми, чьи имена мы не знаем или же их знает маленькая группа людей. Порой власть этих невидимых кукловодов бывает чудовищной. Чтобы разобраться, каким образом происходит формирование и контроль общественного мнения в политике, бизнесе, образовании, науке и искусстве, надо прочитать книгу Э. Бернейса.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта