Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Смерть на сцене

Артист Борис Георгиевич Добронравов (1896 — 1949)

Михаил ВОСТРЫШЕВ

Во время спектакля «Царь Федор Иоаннович» 27 октября 1949 года – в день 51-й годовщины МХАТа, исполняя в 166-й раз свою любимую роль царя Федора, скоропостижно скончался от паралича сердца Борис Добронравов. Он лежал на сцене мертвый в золотом кафтане и гриме венценосного сына Ивана Грозного. Потом медленно закрыли занавес с чайкой, не доиграв седьмой и восьмой картин. Добронравова отнесли в аванложу и положили на кожаный диван, на котором четыре года назад в гриме и костюме Ивана Грозного умер другой знаменитый артист – Н. П. Хмелев. Актеры говорили: Борис Георгиевич отдал свое сердце сцене. А некоторые вспоминали его пророческие слова: «Вы знаете, какое самое сильное мое желание?.. Умереть… на сцене».

Трагедией «Царь Федор Иоаннович» 14 октября (27 октября по новому стилю) 1898 года открылся Художественный театр. После 27 октября 1949 года на его сцене эта трагедия больше не шла…

Борис Добронравов родился в Москве в семье священника. Он вспоминал: «Годы детства я провел в Замоскворечье, в этом центре купеческой Москвы. Здесь я наблюдал быт и нравы замоскворецких жителей разных социальных прослоек. Я бывал в купеческих домах, видел жизнь купеческих семейств, видел купцов-самодуров, близких к типам Островского, и купеческую молодежь; имел я общение и с рабочими, и с мастеровым людом. Мальчишкой семи-восьми лет я был свидетелем и участником кулачных боев, которые происходили на Якиманке, тогда совершенно глухой и пустынной улице, или на льду Москвы-реки и Бабьегородской плотины (против того места, где теперь находится Дом правительства)».

Добронравов окончил духовное училище при Донском монастыре и Московскую духовную семинарию. Но решил посвятить себя, как и старший брат, физике и математике.

В 18 лет, будучи студентом физико-математического факультета Московского университета, он впервые увидел спектакль «Царь Федор Иоаннович», где заглавную роль играл Иван Москвин. Конечно, тогда Добронравов не мог и помыслить, что заменит этого прославленного артиста на сцене Художественного театра. Но год спустя, прочитав объявление в газете «Раннее утро»: «Назначаются приемные испытания для сотрудников в Московском Художественном театре», он заключил с приятельницей шутливое пари и пошел сдавать экзамен. Сыграли роль не его артистические способности, а внешние данные – высокий рост, мужественное красивое лицо, мягкий взгляд серых глаз, – и он был зачислен «кандидатом в сотрудники». Добронравов вспоминал: «Сначала я думал, что мне удастся совместить актерскую работу с университетскими занятиями. С этой целью я перешел на более легкий факультет – юридический. Но через год мне пришлось совсем бросить университет».

На первых порах у него роли были маленькие, но зато их было много. А потом пошли и покрупнее – гусляр Барсук в «Пугачевщине» Тренева, Васька Пепел в «На дне» Горького, приказчик Наркис в «Горячем сердце» Островского. Наконец ему стали доверять первые роли – Тихона в «Грозе» Островского, Мышлаевского в «Днях Турбиных» Булгакова, Лопахина в «Вишневом саде» Чехова…

Добронравов стал ведущим актером Художественного театра, народным артистом СССР, и 20 ноября 1940 года он после всего лишь одиннадцати репетиций впервые сыграл свою заветную роль – царя Федора.

С. Н. Дурылин писал в «Театральной неделе» об этом дебюте: «Если бы меня спросили, где больше всего жизни в образе, создаваемом (еще нельзя сказать: созданном) Добронравовым, я бы ответил: в глазах, в этих испуганных горестно-расширенных очах, которыми Федор взирает на мир, не понимая и не принимая его. Мне не нужно говорить, что Добронравов еще только начал жить образом царя Федора. Когда эта жизнь пойдет дальше, развернется вширь, уйдет вглубь, тогда это будет замечательный образ, насквозь русский и дополна трагический».

О восторге зрителей по окончании каждого спектакля «Царь Федор Иоаннович» вспоминала Е. И. Полякова: «На вызовы Добронравов всегда выходил не отошедшим от роли. После «Царя Федора» вызовы бывали бессчетны – актер выходил на сцену не кланяясь. «До-бро-нра-вов!» – скандировали старые и молодые зрители, единожды попавшие в театр командированные и те, кто видел спектакль пять, десять раз».

Его бурный темперамент на сцене, обнаженность души, пронизывающее выражение сверкающих глаз увлекали и побеждали зрителя. Он жил на сцене и только для сцены. И смерть его на сцене выглядела естественно.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта