Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Министерство идет на поправку

Слаб здоровьем? За руль не спеши!

Кирилл ГРИЩЕНКОВ

...Не спеши, потому что без толку - все равно не пустят. Такова суть законопроекта, который Минздравсоцразвития внесло на днях в Госдуму. Авторы документа предлагают официально утвердить список заболеваний, при наличии которых гражданин не сможет получить водительские права. И все было бы ничего, если бы не весьма специфический состав этого перечня. Из-за него множество обычных, адекватных людей с небольшими медицинскими проблемами могут в буквальном смысле оказаться на обочине.

Конечно же, специалисты министерства, разрабатывая закон, действовали не «от ветра главы своей», а по высочайшему распоряжению. Напомним, президент Дмитрий Медведев еще в конце прошлого года дал задание ужесточить правила выдачи водительских удостоверений. Минздрав отреагировал на свой манер, и в итоге на свет появился тот документ, о котором у нас сейчас идет речь. Его появлению предшествовал апрельский скандал в Челябинске, где были выявлены несколько десятков водителей-наркоманов, ухитрившихся получить права по фальшивым медицинским справкам.

Инцидентом заинтересовался генеральный прокурор Юрий Чайка, и последующая масштабная проверка выявила несколько сотен столь же вопиющих случаев по всей стране. Затем последовало громкое заявление главы ГИБДД Виктора Кирьянова, что в ближайшем будущем в оборот будут введены специальные защищенные справки, которые невозможно подделать. И вот теперь у властей дошли руки и до полноценных юридических мер.

Итак, что же предлагает наше доблестное медицинское ведомство? По сути речь идет не о новом законе, а о пакете поправок к действующем законодательству. Так, водителям предлагается возить с собой наряду с прочими документами... медицинские справки. Чтобы, дескать, инспектор, заподозривший у шофера проблемы со здоровьем, мог тут же на месте убедиться: тот не бьется в эпилептическом припадке, не спасается от невидимых вертолетов ЦРУ и не нюхает по вечерам с друзьями клей «Момент».

Но это, как говорится, еще цветочки. Изюминка минздравовской инициативы - законодательно закрепленный перечень болезней, при которых водить машину будет запрещено в принципе. Этот список предлагается внести в закон «О безопасности дорожного движения» и постепенно расширять, дополнять и уточнять. Предполагается, что гражданин, у которого медкомиссия обнаружит что-то из данного перечня, права попросту не получит, как бы хорошо он ни владел теорией и практикой вождения. Ну а те, у которых удостоверение уже есть, будут отбиваться от бдительных стражей порядка как раз с помощью упоминавшейся выше медсправки в бардачке.

Еще будут внесены соответствующие изменения и в Кодекс об административных правонарушениях. Если у человека есть некие временные «противопоказания к вождению», а он все равно за рулем, - разговор короткий: водителю - штраф, машину - на штрафстоянку. Ну а уж если автовладелец управляет своим стальным конем, имея при этом какое-либо заболевание из «черного списка» Минздрава, - с правами можно и вовсе распрощаться.

Казалось бы, ну и ладно, чем плоха инициатива? Всякий московский водитель подтвердит: многих из тех, кто сегодня ездит по столичным дорогам, было бы неплохо проверить у компетентных специалистов. Ибо их поведение бывает, мягко говоря, неадекватным, а зачастую и просто опасным. Но проблема состоит в том, что у Минздрава и автовладельцев явно различные представления о том, кто в состоянии управлять машиной, а кто - нет.

Вот, скажем первые три пункта пресловутого перечня: алкоголизм, наркомания и эпилепсия. Никаких вопросов на этот счет, думается, ни у кого не возникает. Согласитесь, мало кто захочет ехать по одной дороге с человеком, которому мерещатся зеленые чертики или розовые слоники, или который в любой момент может отпустить руль из-за припадка. Зато остальные предложения министерских экспертов заставляют вспомнить ходовое западное словечко «дискриминация». Вот лишь некоторые пункты списка: «заболевания, вызывающие расстройство сознания», «психические заболевания», «хронические заболевания сердца», «активные формы туберкулеза». Да, авторы законопроекта оговариваются, что список будет в дальнейшем уточнен и будет состоять из конкретных заболеваний. Но в какую сторону у нас обычно расширяют и углубляют, ни для кого не секрет. Особенно когда документ, который предполагается уточнять, содержит столь растяжимые формулировки.

Взять хоть те же психические заболевания. Их такое огромное количество, что объявлять всех больных людьми, не способными управлять машиной, было бы по меньшей мере несправедливо. Понятно, что если у человека паранойя или шизофрения в стадии обострения, то ему действительно за руль лучше не садиться. Однако если пациент действительно плох настолько, что не контролирует свои действия, то он обычно сидит дома или лежит в больнице, пьет лекарства и обследуется у врачей, а не рассекает по дорогам. Те же, кто в состоянии жить в обществе, в большинстве своем достаточно адекватны, чтобы водить машину. То же самое, кстати, касается и больных с «активной формой туберкулеза»: последнее, что придет им в голову в их состоянии, это поездить по городским магистралям.

Потом что еще за «расстройства сознания»? Серьезные расстройства сознания - это уже психиатрия. Тогда зачем отдельная группа? Не попадет ли в нее что-нибудь вроде хронической мигрени или, скажем, гипертонии? Ну а что касается «сердечников», то здесь и вовсе хочется возмутиться. Одно дело - человек с действительно серьезными проблемами, когда любое волнение может спровоцировать приступ. Но таких больных не очень-то много, и они, опять же, в основном сидят дома и не особо-то рвутся на наши нервные дороги. А вот людей с не очень тяжелыми сердечными заболеваниями в нашей стране масса, и вождение машины для них ничуть не опаснее, чем трудовая деятельность или прогулка по городу.

При таком подходе можно запретить садиться за руль, например, диабетикам, ведь у них в любой момент может начаться приступ, и тогда они вполне могут спровоцировать ДТП. Или, скажем, онкологическим больным. Список-то можно расширять до бесконечности. Но разве это справедливо? Разве такая «система» не является самой настоящей дискриминацией, причем крайне взяткоемкой: поддельные справки так и не искоренили, а клиентура мошенников после принятия поправок вырастет в разы.

Чтобы убрать неадекватных людей с дорог, надо не запрещать водить всем подряд, а прикрыть для начала «медицинские центры», которые даже в Москве в открытую клепают поддельные документы. Да, в законопроекте предусмотрен штраф для таких учреждений в размере 100 тысяч рублей, да только что для них это сумма?! Что же касается действительно больных людей, то здесь было бы логично внедрить систему персональных запретов. Скажем, поставили вам диагноз, при котором водить нельзя, и лично вам не разрешают ездить, пока не вылечитесь. Чтобы врач мог в каждом конкретном случае определить, может данный гражданин управлять личным транспортом или нет. В противном случае получится дискриминация «по медицинскому признаку», необоснованные санкции, а то и прямое нарушение конституционных прав и свобод. Не очень-то к лицу такие меры стране, готовящейся через несколько месяцев вступить в ВТО и претендующей на статус «инновационной» державы.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта