Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Продавцы отдают концы

Столичные палатки и киоски превращаются в бани и сауны

От нагрянувшей в столицу жары, когда столбик термометра поднимался до 35 градусов, каждый спасался, как мог. Одни отправились на дачи, другие потянулись на городские пляжи. Корреспонденты «МП» не стали исключением, поехав прохлаждаться в Строгинскую пойму. Однако прежде чем охладиться, пришлось изрядно попариться.

От станции метро «Щукинская» до пересечения улиц Маршала Новикова и Живописной всего пара остановок на любом трамвае. Здесь остается только по мосту пересечь Москву-реку - и, спустившись, оказываешься в прохладной тени лип и берез. А дальше - искать понравившееся местечко на берегу обширнейшей поймы.

Надо заметить, что купаться и загорать в Строгино приходят не только местные аборигены, но и горожане почти из всех столичных районов. Это своеобразный летний курорт почти в самом центре города. Здесь никто не удивится, если вдруг в магазин зайдет компания молодых людей в плавках, купальниках купить прохладительных напитков, булочек и сигарет.

Прежде чем предаться полноценному отдыху в тени на пляже, корреспонденты «МП», выйдя из трамвая перед Строгинским мостом, решили купить воды в небольшом магазинчике «Продукты». Но, видно, не они одни надумали это сделать. Хвост очереди начинался уже на остановке. Заглядываем внутрь, дабы оценить ассортимент. В принципе на пляже можно купить воду, квас и пиво без особых проблем - только за двойную цену. Вот и идет народ с пляжа в такие небольшие магазинчики и ларьки утолять жажду.

Только переступили порог, как в лицо пахнул нестерпимый жар - словно шагнули в парную. Обливаясь потом, в маленьком помещении столпились человек 30! На измученных лицах мужчин, женщин и детей было написано только одно: «Воды!»

Но если самые стойкие покупатели еще могли потерпеть 10 - 15 минут в этой душегубке, а потом, выскочив на улицу, жадно припасть к спасительной бутылке с холодной минеральной водой, то бедная продавщица этого никак сделать не могла.

Похоже, она вообще уже плохо воспринимала происходящее вокруг, находясь в полуобморочном состоянии. Пот градом катил по ее лицу. Она путала заказы, неправильно сдавала сдачу, и по всему было видно, что может лишиться чувств в любую минуту.

Никакого кондиционера здесь не было и в помине. Из всех «прохладительных» приборов, что придумало человечество, наличествовал только дохленький вентилятор, который гонял раскаленный воздух по маленькому помещению, забитому изнывающими от духоты посетителями.

Про себя подумали: «Бедные продавцы! Как они могут работать в таких условиях - в нарушение всех существующих норм охраны труда?»

- А где ваш хозяин? - спросили мы девушку, - почему он вас заставляет работать в таких нечеловеческих условиях?

Но продавщица на это ничего не ответила. Наверное, вообще слово «кондиционер» слышала впервые. Ее поставили сюда, как часового на пост - тут она, судя по всему, и должна была умереть... За беднягу ответили посетители.

- Какой еще кондишн? С дуба рухнул? Кому эти приезжие нужны! Она сейчас тут умрет... вынесут вперед ногами и поставят новую. И жаловаться никто никуда не пойдет.

И ведь на сто процентов правы были покупатели! Действительно, какие кондиционеры и охрана труда для приезжих гастарбайтеров, которые в жару долбят на улицах асфальт, ремонтируют дороги или стоят у прилавков магазинов в этих ларьках-душегубках?!

Мы специально потом прошлись по нескольким павильонам, торгующим прохладительными напитками в районе станций метро «Щукинская» и «Петровско-Разумовская», когда уже вечером возвращались домой. Картина везде была одна: несчастные продавцы, готовые у вас на глазах отдать концы. И к этим самым продавцам в данной ситуации испытываешь гораздо большую жалость, чем к покупателям. В конце концов клиенту хорошо: забежал, попотел несколько минут - забрал вожделенный напиток и ушел «охлаждаться». А тому, кто его обслуживает, еще предстоит много часов сидеть на одном месте, изнывая от зноя. К тому же, как уже отмечалось выше, покупателю обалдевший от жары торговый работник даром не нужен: он запросто может перепутать товар или ошибиться при пересчете денег.

Вот и возникает в связи со всем этим вполне резонный вопрос: неужели в нашей стране не существует норм и правил, которые бы определяли температурный режим на рабочем месте? А в нашем случае это рабочее место одновременно является торговым помещением, где вынуждены томиться ни в чем не повинные покупатели.

- Вообще-то говоря, в России санитарные нормы еще никто не отменял, - пояснили «МП» в пресс-службе Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль». - Существует такое понятие, как «зона комфорта» - то есть сочетание условий, при которых человек способен нормально жить и работать. Такими условиями считаются температура от 18 до 22 градусов тепла и влажность от 50 до 70 процентов. Если данные условия не соблюдаются, можно смело обращаться в надзорные органы за помощью.

Что касается продавцов, то они вообще имеют право требовать от работодателей послаблений, если последние не в состоянии обеспечить нормальные условия труда. Например, когда температура на рабочем месте поднимается выше 28 градусов, они вполне могут требовать сокращения рабочего дня на несколько часов.

Одна беда: в палатках действительно большей частью работают абсолютно бесправные люди, которые по определению не станут обращаться ни в какие инспекции, ибо если один такой бедолага попробует возмутиться, его тут же заменят новым - в дешевой бессловесной рабочей силе город недостатка не испытывает. Что же касается потребителей, то им бороться с палаточниками выйдет себе дороже: даже если удастся достучаться до проверяющих органов и добиться проверки, на месте одной закрытой палатки вырастут две новые, причем точно такие же. Если бы официальные лица додумались самостоятельно провести масштабные проверки, когда жара только началась, проблема сейчас не стояла бы так остро. Ну а пока контролирующие органы работают по принципу «стимул - реакция», нам остается лишь пожалеть несчастных продавцов и приучиться закупать прохладительные напитки заранее в нормальных магазинах с кондиционерами.

Андрей ФЕДОРОВ, Кирилл ГРИЩЕНКОВ.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта