Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Классик ювелирного искусства

Елена СЕРОВА

Cудьба детдомовского мальчика Саши Голикова, прошедшего всю войну и решившего после демобилизации стать художником, доказывает: подлинный талант обязательно пробьется. Ведь теперь Александр Гаврилович Голиков - известный художник-ювелир, новатор, заслуженный художник Российской Федерации.

Александр Гаврилович, несмотря на солидный возраст (86 лет), - бодрый и энергичный человек. В последние годы он работает в творческом союзе с дочкой. По его мнению, она делает очень хорошую мозаику, чувствует камень. А ему самому идеи приходят обычно... по ночам.

- В два часа ночи я встаю, чтобы померить давление, - рассказывает мой собеседник. - И мысли приходят о работе. Я быстро записываю свою идею, и мне этого достаточно. Утром встаю и уже знаю, что делать. У меня много заделов, много планов. Нужно все успеть.

О своем творчестве Голиков говорит увлеченно. А вот о войне, 65-летие со дня Победы в которой недавно праздновала вся страна, ветеран вспоминает неохотно.

- Я воевал, но и все воевали, а те, кто не воевал - они трудились в тылу, - считает Голиков. - Всем было одинаково тяжело. А вот мои произведения - уникальные. Я чувствую себя в первую очередь Художником.

...Родился Саша Голиков в 1924 году в Ессентуках, рос сиротой. В детском доме с раннего возраста научился работать с металлом: была там слесарная мастерская с самыми разными инструментами. И металл юному Саше очень нравился, буквально поразил его воображение.

Окончив среднюю школу, будущий художник-ювелир пошел в ФЗО (школу фабрично-заводского обучения), учился на шахтера, потом был мобилизован в Красную Армию. Войну начинал в пехоте, вскоре попал в госпиталь. Подлечился - и в артиллерию. И опять ранение, снова госпиталь. Выучился на воздушного стрелка. Воевал и на Центральном фронте, и на Северном - освобождал Балтику. Прошел Европу до Северного Берлина (в это время был уже воздушным стрелком штурмовой авиации).

Награжден двумя орденами Отечественной войны 2-й степени, орденом Красной Звезды, медалью «За Отвагу» и многими другими медалями.

- Сделал 105 боевых вылетов, - вспоминает Александр Гаврилович. - Но, конечно, сбивали и нас, ранения у меня были осколочные. Сначала самолеты были с одним летчиком, он же и стрелок, их сбивали чаще. Потом сделали двухместные, и тогда дело пошло. А через месяц после демобилизации, это уже в 1946 году, я поехал в Москву поступать в художественное училище.

И тут события в жизни Голикова стали развиваться, словно в кино. Документы в училище он подать опоздал.

- Директор училища и говорит мне: за месяц надо было приезжать, а теперь только на следующий год, - вспоминает Александр Гаврилович. - Но возвращаться мне было некуда, я ведь детдомовец, а учиться я мечтал страстно. Я пошел на следующий день на экзамены, чтобы хотя бы посмотреть, как сдают другие...

Вдруг один из преподавателей сказал ему: «Что смотрите, берите мольберт, рисуйте». А Голикову только того и надо!

- Я схватил бумагу, стал рисовать. Сдал рисунок. Сдал живопись, композицию. Педагогам понравилось, - оживленно, с волнением, будто вспоминает совсем свежие события, рассказывает Александр Гаврилович. - Меня приняли. А потом уже пришлось заявление подавать, оформлять экзаменационный лист. Но директор училища все-таки «избавился» от нас, участников войны: мы имели право только учиться, нас нельзя было, например, послать уголь грузить. А ему это не нравилось. И посоветовал он мне в село Красное идти. А там - металл. И там я как раз попал в самую точку. (В скобках заметим: село Красное-на-Волге Костромской области - это Красносельское училище художественной обработки металлов.)

Учился Голиков, как он сам говорит, вдохновенно. Правда, общеобразовательные предметы ему, как он вспоминает, давались не так легко, но ради искусства он «дошел до тройки, потом до четверки». Зато работы по металлу были для него словно песня.

Образование Голиков закончил в 1952 году, досконально изучив свойства различных металлов и овладев разнообразными техниками исполнения - филигранью, зернью, чернением, финифтью и плетением.

В 1957 - 1970 годах он уже художник экспериментальной группы «синьковского» промысла Московской области, возрождающего традиции старинной русской техники художественной обработки металла - кольчужного плетения, зародившегося еще в XVI - XVII вв. в подмосковном селе Синьково (сейчас - Раменского района Московской области).

В то время художники проявляли большой интерес к традиционным национальным формам и техникам. А Голикова это направление волновало чрезвычайно. Он блестяще освоил технику кольчужного плетения, причем довел ее до виртуозности, за что и получил заслуженное признание не только в России, но и за рубежом.

Но хотя произведения Голикова постоянно экспонировались на зарубежных выставках, сам он ни разу не покидал пределы нашего государства и на выставках тех не был: тогда это было не принято. С 1955 года Александр Гаврилович стал постоянным участником республиканских, всесоюзных и международных выставок декоративного искусства, его работы были отмечены почетными дипломами и Бронзовой медалью нескольких международных выставок бижутерии.

В начале 1980-х годов (это время возрождения художественной эмали) Александр Гаврилович, по оценке специалистов, «открыл новые эстетические возможности витражной и каплевидной эмали, создав серию значительных произведений, в каждом из которых впервые соединил эмаль с благородными и простыми металлами (железом, медью, нейзильбером и др.)». За эти работы, представленные на III Квадриеннале декоративного искусства стран социалистического содружества (ГДР, город Эрфурт, 1982 год), художник был удостоен звания лауреата.

Произведения Голикова хранятся в собраниях нескольких крупных музеев России и частных коллекциях. За многолетний творческий труд, продолжение и развитие традиций художественной обработки металла он отмечен благодарностью Российской академии художеств (2003 г.). По оценке специалистов, творчество Голикова (как и других художников этого направления) во второй половине XX века положило начало авторскому ювелирному искусству в России.

Увидеть работы Александра Гавриловича можно сейчас в Государственном музее-заповеднике «Царицыно» (выставка продлится до 12 сентября 2010 года).

- Организовать выставку работ Александра Гавриловича нам предложила его дочь, - рассказывает Ольга Владимировна Докучаева, заместитель генерального директора ГМЗ «Царицыно» по научной работе. - Мы приехали в мастерскую Голикова, посмотрели. Его мастерская - это особый мир! Александр Гаврилович - классик советского ювелирного искусства. И этот живой классик творит до сих пор!

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта