Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Загадка "реки жизни"

Казалось бы, ну что в ней загадочного - в крови? Красная, уколешься - принимается течь зримо, а до поры "гуляет" где-то там, внутри нас. Но все же кровь - загадка, до сих пор не полностью разгаданная учеными.

Состав крови, изучаемый когда-то всеми нами в школе, прост, как правда, и сложен, как мироздание. Напомним тем, кто не помнит, из чего же она все же состоит, наша кровь, и чем отличаются друг от друга ее основные составляющие. Красные кровяные клетки (эритроциты) выполняют одну из самых важных функций крови. В одной капле крови их миллионы; циркулируя по телу, эритроциты доставляют к органам кислород и удаляют продукты распада. Название их происходит от слова "эритос" (по-гречески - "красный"), ярко-красный цвет имеет содержащийся в них протеин - гемоглобин. Когда кровь проходит через легкие, молекулы кислорода присоединяются к гемоглобину. По мере дальнейшего движения крови по телу гемоглобин отдает кислород клеткам. Далее освобожденные молекулы гемоглобина связывают двуокись азота или другие продукты распада, удаляя их из тела.

Эритроциты имеют форму двояковогнутого диска, которая позволяет увеличить общую их поверхность. И тут - первая из волшебных загадок крови. Диаметр просвета некоторых кровеносных капилляров бывает вдвое меньше диаметра эритроцитов. Как же эритроциты умудряются протискиваться через них? Ученые разгадали загадку: высокую проходимость эритроцитам обеспечивает упругость их мембраны.

"Протискиваясь" через узкий капилляр, эритроциты меняют форму - становятся похожи на удлиненный овал. Разве это не чудо природы?

Лейкоциты - белые кровяные клетки - не самая многочисленная группа форменных элементов крови. Но это не снижает их важности. Лейкоциты - наши охранники. Они обеспечивают организму защиту от всего, что может нанести ему вред. Стоит инфекции проникнуть в организм, как в бой идут лейкоциты, изобретая хитроумные способы борьбы с инфекцией. Одни лейкоциты (лимфоциты) начинают производить защитные антитела, нейтрализующие или уничтожающие носителей инфекции. Другие - фагоциты - кидаются в атаку: обнаружив на своей "территории" "чужака", они захватывают его ложноножками, поглощают и уничтожают.

В одном кубическом миллилитре крови здорового человека содержится 4 - 8 тысяч лейкоцитов. Это число зримо возрастает, если организм человека борется с инфекцией. Слишком большое или слишком малое количество лейкоцитов в крови может свидетельствовать о наличии серьезных заболеваний.

Природа подарила человеку механизм, защищающий его от больших кровопотерь, - это сгустки (тромбы), останавливающие кровотечение. По форме тромбоциты - овальные или округлые диски. Но как же они цепляются друг за друга? Еще одна загадка? Да. Только высокоточная техника помогла ученым ответить на этот вопрос: выяснилось, что на гладкой, на первый взгляд, поверхности тромбоцитов имеются небольшие отростки, с помощью которых они и сцепляются между собой. При нарушении свертываемости эти отростки отсутствуют.

А как, кстати, происходит свертывание? Соприкасаясь с воздухом, тромбоциты начинают делиться. Фермент тромбин вступает в реакцию с бесцветным белком фибриногеном, растворенным в плазме крови. В результате образуется фибрин-полимер, создающий тонкие нити. Они "ткутся" в сетеподобную структуру, ячейки которой задерживают клетки крови. Высыхая, сгусток твердеет, и образуется хорошо всем известная "корочка" ("болячка"). Чтобы проблем со свертываемостью не было, в крови должны в достаточном количестве содержаться кальций и витамин К.

Кровь может свертываться и внутри тела: вспомним хотя бы всем известные синяки. Обычно свертываемость являет собой защитную реакцию организма, но иногда сгустки свернувшейся крови могут быть опасны. Например, тромб, сформировавшийся внутри вены, способен блокировать ток крови и прекратить подачу кислорода к органам, а инсульты являются следствием появления тромбов в артериях, питающих мозг.

Ну а что же такое плазма? Эта прозрачная желтоватая жидкость на 90% состоит из воды и является важнейшим компонентом крови. Она транспортирует клетки. И это все, спросите вы? Далеко нет, но все же именно плазму можно назвать рекой жизни: не было бы ее, кто бы принял в свои "воды" другие составляющие крови? Кроме того, в ее составе кроме воды присутствуют растворенные соли кальция, калия, фосфорной кислоты, натрия. Около 7% объема плазмы составляют белки, в ней есть также углекислый газ, глюкоза и другие питательные вещества и продукты распада.

Что, зачем, для чего?

Эритроцитная масса, взятая из донорской крови, применяется при большой потере крови, в том числе во время операций, используется для лечения анемии или малокровия, повышения содержания гемоглобина в крови.

Концентрат лейкоцитов используется для лечения больных с тяжелыми заболеваниями крови, если необходимо восстановить защитные силы организма. При инфекционном сепсисе применяются переливания гранулоцитов - разновидности лейкоцитов.

Донорские тромбоциты приходят на помощь в случае уменьшения количества тромбоцитов, при проведении химиотерапии, когда нарушаются функции свертываемости крови.

Плазма используется для прямых переливаний и изготовления различных препаратов (альбумин, иммуноглобулин). Переливание плазмы назначают при сильной потере крови и ожогах, болезни печени, при синдроме длительного сдавливания (например, оказавшимся под развалинами зданий при землетрясении). Препараты, изготовленные на основе плазмы, применяются в случаях травматического, операционного и токсического шоков, ожогов, поражения желудочно-кишечного тракта с нарушением пищеварения (язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки, опухолей).

Читайте в номере

На влияние извне ответили объединением

Активисты-медики Москвы создали молодежное общественное движение. Его неформальный девиз: "Те, кому не все равно".

По словам председателя профсоюза работников здравоохранения города Москвы Сергея Ремизова, это движение должно объединить молодые, конструктивные силы, заинтересованные в развитии столичного здравоохранения. Особую актуальность такое объединение, по его мнению, приобретает на фоне наблюдавшихся в последнее время спекуляций на тему профсоюзной борьбы. Неслучайно и презентация молодежного профсоюза совпала с ранее объявленным днем начала так называемой "итальянской забастовки" столичных медиков.

Ранее сообщалось, что ряд сотрудников московских поликлиник пригрозили "итальянской забастовкой" в знак протеста против изменений в организации работы лечебных учреждений, в частности сокращения штатов и введения нормативов времени приема пациентов. Активисты альтернативного профсоюза "Действие" предупредили, что в случае невыполнения их требований с 24 марта они будут работать строго по инструкции, отказавшись от работы на участках, не предусмотренных трудовыми договорами.

Однако, как заявил Серге-й Ремизов, "в Москве эта форма протеста не нашла широкой поддержки", так как, во-первых, "эта форма протеста навязывается нашим коллегам извне" и, во-вторых, из-за того, что "в подавляющем большинстве медицинских учреждений столицы налажено постоянное взаимодействие между руководством и представителями трудовых коллективов по поводу возникающих вопросов, проблем".

По словам председателя профсоюза работников здравоохранения города Москвы, к забастовке были причастны люди, не имеющие отношения к медицине: "Это люди, которые не имеют никакого отношения к медицинскому сообществу: философы, историки. Те несколько медиков, которые примкнули, потом поняли, что они заблуждались. Я глубоко убежден, что проблемы медиков должны решать сами медики. Медицинское сообщество не терпит непрофессионального, а тем более политически мотивированного вмешательства. В связи с этим мы считаем важной инициативу нашей молодежи и будем внимательно отслеживать как предложения, с которыми молодежное движение будет выступать, так и результаты, которых удастся добиться".

Однако, как признал Серге-й Ремизов, действия альтернативного профсоюза помогли обнаружить медицинские учреждения, где диалог администрации с трудовым коллективом "выстроен слабо"; где руководители слишком жесткие и действуют только "кнутом".

"Мы будем работать над этим и активно решать эти вопросы в конструктивном взаимодействии с медицинским сообществом, с руководителями медицинских учреждений и с Департаментом здравоохранения города Москвы", - комментирует сложившуюся ситуацию Серге-й Ремизов.

Катерина МАКДУГАЛЛ: Берегите наших домовых!

Железная леди европейского арт-бизнеса, владелица известного аукционного дома MacDugall's в Лондоне Катерина МакДугалл удивила мир проникновенным романом о собственном домовом. Когда мы встретились в студии радио "Московская правда", я решила, что эта женщина вполне могла бы быть императрицей, причем как в России, так и в любой другой стране. И потому окрестила ее в душе императрицей нашего времени.

Несколько лет назад Катерина написала книгу "Домовой" про собственного домового на изящнейшем английском. А все потому, что на тот момент когда взяла в руки перо, уже несколько лет жила в Лондоне, уверенно утвердившись в высшем местном обществе. И вот совсем недавно она вдруг решила переписать эту книгу на родном русском, согревающем душу живыми авторскими оборотами, которые хотелось цитировать друзьям в минуты грусти, уж больно эти "катерининские выражения" поднимали настроение своей интеллигентной ироничностью. Ну вот, к примеру: "Турк-менский ковер, служивший мне одеялом, был тяжел, как гробовая плита, примерно так же согревая. Ледяные сквозняки гуляли по мне, притопывая и прихлопывая, словно подвыпивший казацкий ансамбль. Погребенная в старый костистый диван, окоченев до полусмерти, я держалась за свой неглубокий сон так долго, как только могла..."

Ну или вот еще (хотелось бы напомнить, что все это пишет дама, которая продает картины за 800000 у. е.): "...Принятие душа у Инески всегда было актом особого мужества. Даже десять лет назад ее ванная комната напоминала заброшенный завод по производству биохимического оружия. С тех пор изменений к лучшему не произошло. Старый стульчак без сиденья одновременно тек, подкапывал и брызгал без передышки, окруженный, словно полосой отчуждения, непросыхающей лужей на темно-коричневом кафельном полу. Что-то черное и пушистое богато росло на вентиляционной решетке под потолком над раковиной..."

Катерина МакДугалл никогда не обрывала своих русских корней - ни тогда, когда выходила замуж за представителя старинного шотландского рода, ни тогда, когда решила, что будет жить и создавать серьезный бизнес в британской столице.

Конечно, когда Катерина оканчивала Литературный институт имени Горького в Москве и защищала кандидатскую диссертацию по "Божественной комедии" Данте, она едва ли думала, что следующим образовательным учреждением в ее жизни станет Лондонский университет Сити, который она закончит с дипломом экономиста, а дальнейшие шесть лет ее жизни будут посвящены руководству отделом лодонской биржи!

- Я сознательно обрекла себя на такие муки, - призналась Катерина. - Только так можно было по-настоящему ассимилироваться в таком городе, как Лондон - в тяжелой и ценимой англичанами работе, с общением исключительно на английском языке. Было очень трудно и тесно, но это не давало расслабиться и стимулировало. Только так можно было изучить финансовые глубины бизнеса, завоевать уважение лондонского общества и заложить фундамент будущей свободы. Чтобы в один прекрасный день прийти к боссу и сказать: "Все, я ухожу и теперь буду заниматься только тем, что интересно мне!"

А интересно Катерине было очень многое: и бизнес, и искусство, и литература. В 2004 году она вместе с супругом основала собственный аукционный дом, который стал конкурировать с Sotheby's. В 2000 году Катерина МакДугалл стала-таки членом Союза писателей Великобритании. А в 2013-м был опубликован ее первый роман на русском языке - арт-детектив "Бриг "Меркурий", в котором она в полной мере проявилась как уникальный эксперт по русской живописи с колоссальным опытом в аукционном бизнесе. Чем-то она напоминала Диану-охотницу, за сотни километров чующую добычу, то бишь вожделенную картину, которую сначала страстно хочется купить, отбив у конкурентов, а потом еще более страстно хочется продать!

"Боже, пошли нам деликатность!"

- просят герои спектакля "Вальпургиева ночь", поставленного Марком Захаровым.

Новая сценическая фантазия главного режиссера "Ленкома" филигранно соткана из одноименной ерофеевской пьесы, знаменитой поэмы "Москва - Петушки", "Записок психопата" и дневниковых записей писателя Венедикта Ерофеева, кумира московской интеллигенции 1970-х. Зритель сколь-зит по театральному действу, словно по ленте Мебиуса, не замечая "швов", ныряя из действительности в глубины подсознания героя, не всегда осознавая даже, в каком измерении находится.

- Мы все движемся - в круговороте, в какой-то воронке, которая нас вертит, как Вальпургиева ночь. И нас выбрасывает жизнь иногда к каким-то новым берегам, о существовании которых мы и не подозревали, - так однажды режиссер охарактеризовал свои ощущения, репетируя спектакль.

Ощущения эти в полной мере передаются зрительному залу. Спектакль "Вальпургиева ночь" более всего напоминает стакан, в котором Некто взболтал ложечкой взвесь: стремительное круговое движение еще продолжается, но внизу уже выпадает осадок, а вверху остается чистейшая родниковая вода. Интеллектуальная плотность "Вальпургиевой ночи" в прочтении Захарова зашкаливает "за рубежи", ясность режиссерского ума поражает, восхищает и, что греха таить, подавляет. Писать о спектаклях Марка Анатольевича становится все труднее. Режиссер в своих творческих поисках, пройдя необходимые "измы", необратимо впадает "в Простоту, как в неслыханную ересь" (по меткому, любимому им же самим, выражению Бориса Пастернака). При этом Захаров остается собой - то есть полемичным, саркастичным, живым. Шутки его злободневны и остры, а сиюминутные акценты расставлены так точно, что, возможно, сам Венедикт Васильевич не сделал бы лучше.

Грубовато-эпатажную ерофеевскую прозу, в очень своеобразном виде передающую наши боли, преследующие подсознательные и сознательные рефлексы, которые мы все время пытаемся объяснить, режиссер изящно трансформировал в систему театральных образов, поэтично атакующих зрительское восприятие.

Действие спектакля происходит в двух измерениях - реальном и персональном Венечкином, "просветленном" винными парами. Пространство сцены расчерчено металлическими трубами и световыми линиями, смахивающими на модели ментальных конструкций. На заднем фоне сначала мистически мерцают "бесконечно прекрасные луны", а потом возникает абрис красной кремлевской стены с огромной звездой в центре. Минималистичная сценография Алексея Кондратьева выгодно оттеняет лаконичностью достоинства ерофеевского текста.

Венечка актера Игоря Миркурбанова - алкоголик и философ, терпящий большие жизненные неудобства из-за своих светлых мозгов и хороших аналитических способностей. Накануне Первомая он попадает в психбольницу. Продолжая галерею захаровских инакомыслящих героев-бунтарей, Венечка не спешит жить по предписанным обществом законам, которые большинству людей кажутся неоспоримыми. Из больницы ему удается удрать только благодаря стараниям медсестры (Александра Захарова), попавшей под обаяние его философских рассуждений. Избегнув "успокоительного" укола, Венечка отправляется в вожделенные Петушки к своей "белесой бестии" Афродите (актриса Полина Чекан). "Богиня" из Петушков - сексуальная, чувственная и простоватая одновременно - постепенно вытесняется в сознании Венечки обобщенным женским образом. Разные представительницы прекрасного пола, оставившие след в жизни героя, объединяются в образ Той-Самой-Единственной. (Кстати, такой же прием в свое время Марк Анатольевич очень удачно использовал в "Тиле".)

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта