Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Загадка "реки жизни"

Казалось бы, ну что в ней загадочного - в крови? Красная, уколешься - принимается течь зримо, а до поры "гуляет" где-то там, внутри нас. Но все же кровь - загадка, до сих пор не полностью разгаданная учеными.

Состав крови, изучаемый когда-то всеми нами в школе, прост, как правда, и сложен, как мироздание. Напомним тем, кто не помнит, из чего же она все же состоит, наша кровь, и чем отличаются друг от друга ее основные составляющие. Красные кровяные клетки (эритроциты) выполняют одну из самых важных функций крови. В одной капле крови их миллионы; циркулируя по телу, эритроциты доставляют к органам кислород и удаляют продукты распада. Название их происходит от слова "эритос" (по-гречески - "красный"), ярко-красный цвет имеет содержащийся в них протеин - гемоглобин. Когда кровь проходит через легкие, молекулы кислорода присоединяются к гемоглобину. По мере дальнейшего движения крови по телу гемоглобин отдает кислород клеткам. Далее освобожденные молекулы гемоглобина связывают двуокись азота или другие продукты распада, удаляя их из тела.

Эритроциты имеют форму двояковогнутого диска, которая позволяет увеличить общую их поверхность. И тут - первая из волшебных загадок крови. Диаметр просвета некоторых кровеносных капилляров бывает вдвое меньше диаметра эритроцитов. Как же эритроциты умудряются протискиваться через них? Ученые разгадали загадку: высокую проходимость эритроцитам обеспечивает упругость их мембраны.

"Протискиваясь" через узкий капилляр, эритроциты меняют форму - становятся похожи на удлиненный овал. Разве это не чудо природы?

Лейкоциты - белые кровяные клетки - не самая многочисленная группа форменных элементов крови. Но это не снижает их важности. Лейкоциты - наши охранники. Они обеспечивают организму защиту от всего, что может нанести ему вред. Стоит инфекции проникнуть в организм, как в бой идут лейкоциты, изобретая хитроумные способы борьбы с инфекцией. Одни лейкоциты (лимфоциты) начинают производить защитные антитела, нейтрализующие или уничтожающие носителей инфекции. Другие - фагоциты - кидаются в атаку: обнаружив на своей "территории" "чужака", они захватывают его ложноножками, поглощают и уничтожают.

В одном кубическом миллилитре крови здорового человека содержится 4 - 8 тысяч лейкоцитов. Это число зримо возрастает, если организм человека борется с инфекцией. Слишком большое или слишком малое количество лейкоцитов в крови может свидетельствовать о наличии серьезных заболеваний.

Природа подарила человеку механизм, защищающий его от больших кровопотерь, - это сгустки (тромбы), останавливающие кровотечение. По форме тромбоциты - овальные или округлые диски. Но как же они цепляются друг за друга? Еще одна загадка? Да. Только высокоточная техника помогла ученым ответить на этот вопрос: выяснилось, что на гладкой, на первый взгляд, поверхности тромбоцитов имеются небольшие отростки, с помощью которых они и сцепляются между собой. При нарушении свертываемости эти отростки отсутствуют.

А как, кстати, происходит свертывание? Соприкасаясь с воздухом, тромбоциты начинают делиться. Фермент тромбин вступает в реакцию с бесцветным белком фибриногеном, растворенным в плазме крови. В результате образуется фибрин-полимер, создающий тонкие нити. Они "ткутся" в сетеподобную структуру, ячейки которой задерживают клетки крови. Высыхая, сгусток твердеет, и образуется хорошо всем известная "корочка" ("болячка"). Чтобы проблем со свертываемостью не было, в крови должны в достаточном количестве содержаться кальций и витамин К.

Кровь может свертываться и внутри тела: вспомним хотя бы всем известные синяки. Обычно свертываемость являет собой защитную реакцию организма, но иногда сгустки свернувшейся крови могут быть опасны. Например, тромб, сформировавшийся внутри вены, способен блокировать ток крови и прекратить подачу кислорода к органам, а инсульты являются следствием появления тромбов в артериях, питающих мозг.

Ну а что же такое плазма? Эта прозрачная желтоватая жидкость на 90% состоит из воды и является важнейшим компонентом крови. Она транспортирует клетки. И это все, спросите вы? Далеко нет, но все же именно плазму можно назвать рекой жизни: не было бы ее, кто бы принял в свои "воды" другие составляющие крови? Кроме того, в ее составе кроме воды присутствуют растворенные соли кальция, калия, фосфорной кислоты, натрия. Около 7% объема плазмы составляют белки, в ней есть также углекислый газ, глюкоза и другие питательные вещества и продукты распада.

Что, зачем, для чего?

Эритроцитная масса, взятая из донорской крови, применяется при большой потере крови, в том числе во время операций, используется для лечения анемии или малокровия, повышения содержания гемоглобина в крови.

Концентрат лейкоцитов используется для лечения больных с тяжелыми заболеваниями крови, если необходимо восстановить защитные силы организма. При инфекционном сепсисе применяются переливания гранулоцитов - разновидности лейкоцитов.

Донорские тромбоциты приходят на помощь в случае уменьшения количества тромбоцитов, при проведении химиотерапии, когда нарушаются функции свертываемости крови.

Плазма используется для прямых переливаний и изготовления различных препаратов (альбумин, иммуноглобулин). Переливание плазмы назначают при сильной потере крови и ожогах, болезни печени, при синдроме длительного сдавливания (например, оказавшимся под развалинами зданий при землетрясении). Препараты, изготовленные на основе плазмы, применяются в случаях травматического, операционного и токсического шоков, ожогов, поражения желудочно-кишечного тракта с нарушением пищеварения (язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки, опухолей).

Читайте в номере

Денис ВАСИЛЬЕВ: Меня быстро поставили на место

В жизни редко встречается гармоничное сочетание красоты и настоящего актерского таланта. Денису Васильеву повезло: он и внешне хорош, и талантом его Бог, как говорится, не обидел. Денис уже с двенадцати лет начал играть в Театре под руководством Вячеслава Спесивцева, студентом снимался в кино. Молодой актер - лауреат первой премии ХIII ежегодного конкурса студенческих работ им. М. Н. Ермоловой, премии "Золотой лист-2008" в номинации "Лучшая мужская роль" за роль Джона Бьюкенена в спектакле "Лето и осень" Теннесси Уильямса. Режиссеры охотно приглашают его в свои картины, так что у Дениса большое будущее.

- Денис, вы что, с самого детства поняли, что хотите стать актером?

- Нет, конечно! Я очень хотел стать футболистом, несколько лет занимался в спортивном клубе "Динамо". Но когда пришло время бороться за место в составе, рядом не оказалось человека, который направил бы меня по правильному пути, и я просто перестал ходить на тренировки. А мама хотела, чтобы я был чем-то занят, и однажды предложила: "В Театре Спесивцева есть молодежная студия. Может, попробуешь?" Я пошел в театр, что-то прочитал, и меня приняли в эту молодежную студию. У Вячеслава Семеновича, на мой взгляд, есть очень хорошая фишка: у него массовку играет молодежь, которая несет огромную позитивную энергию, драйв. Полтора года я с большим удовольствием прыгал в этой массовке.

- Вы не удивились, когда вам предложили роль Ромео?

- Нет, не удивился. Мне объяснили, что я внешне подхожу на роль романтического героя. Ромео я играл около полутора лет. Потом узнал, что на Трубной есть школа с классом с театральным уклоном, который организовал Виктор Иванович Коршунов. И мама уговорила меня пойти в эту школу.

- А почему надо было вас уговаривать?

- Потому что тогда считал, что я и так уже актер, играю в лучшем театре Москвы, и мне уже не нужно учиться ни в каком театральном институте. Но мама сумела меня убедить, и после школы вместе с остальными одноклассниками отправился штурмовать Театральное училище имени Щепкина. Меня приняли сразу же, причем на бюджетное отделение. Мама до последнего не верила, что у меня это получится, ведь я до этого очень мало читал, и она считала, что это может стать большим минусом.

- Но вы потом восполнили этот пробел?

- В полной мере! Стал читать буквально запоем: и классиков, и современную литературу.

- Еще студентом вы стали лауреатом премии "Золотой лист".

- Я победил в номинации "За лучшую мужскую роль" за роль Джона Бьюкенена в дипломном спектакле "Лето и дым" Теннесси Уильямса, который поставила профессор Щепки Наталья Алексеевна Петрова. Мой герой - идеалист и максималист, безнадежный романтик, не приспособленный к обыденной жизни. Жизнь его все время катится куда-то вниз. И в этом его драма.

- Драма для вашего героя, а вот вы нашли там свое личное счастье.

- Да, в этом спектакле я играл вместе с Ирой Таранник, которая потом стала моей женой и тоже стала лауреатом премии "Золотой лист-2008" - в номинации "Лучшая женская роль".

Стрелять команды не было

Крейсер, сделавший политику Турции в Первой мировой войне

Непреложна истина, что, пока сухопутный солдат не станет на поверженную территорию, она не считается завоеванной. Но и флот не ест напрасно свой хлеб. Флот играет заметную роль не только в боевых действиях, но и в политике. Примеров тому немало в истории, и вот один из них.

4 августа 1914 года поверхность Средиземного моря к западу от Сицилии яростно вспарывали четыре крейсера: германские "Гебен" и "Бреслау" (под флагом командующего средиземноморской дивизией немецких крейсеров контр-адмирала Сушона) и британские линейные крейсера "Неукротимый" и "Неутомимый". Корабли шли самым полным ходом, выжимая из машин все возможное и пачкая небо клубами угольного дыма.

Немцы шли посредине, англичане следовали за ними параллельными курсами, держась по бортам германских крейсеров. Англичане мало-помалу проигрывали. Не зря Сушон, гробя своих кочегаров, так старался оторваться от нежелательного эскорта. Начиналась Первая мировая война, и военные союзы практически оформились. Преследование длилось семь часов, но команды "Открыть огонь!" английские комендоры так и не получили. Из Лондона лишь приказали: "Держать "Гебен"!"

Ситуация странная: в Европе идет война, Франция (союзник Англии) уже воюет, а пушки английских кораблей молчат. Силуэт новейшего германского крейсера, грозы всего Средиземного моря, висит в прицелах "Неукротимого" и "Неутомимого", а английское Адмиралтейство решает вдруг следовать формальным нормам международного права, хотя немцы его нарушают с каждым оборотом винта. А между тем "Гебен" был для английских адмиралов постоянной головной болью (опасались, что германский линейный крейсер может вырваться через Гибралтар в Атлантику и наделать много шума), представилась прекрасная возможность избавиться от этой боли раз и навсегда, пустив германские крейсера на дно. Но флот Ее Величества не спешит... Почему? Вот ведь загадка до наших дней!

Англичанам трижды представлялась реальная возможность разделаться с двумя корсарами Средиземного моря, но их орудия так и не заговорили. Здесь много загадочного - например, история с перепутанными радиограммами флоту Средиземного моря о начале войны между Великобританией и Австро-Венгрией. Депеши такого уровня важности не отправляются без тщательной проверки. Почему британское Адмиралтейство молчало 24 часа, прежде чем заметило роковую ошибку?

Конечно, нельзя в этой обстановке сбрасывать со счетов морской талант и решимость адмирала Сушона, который в дальнейшем проявил незаурядные политические способности.

Напрашивается вывод: англичане, убедившись в том, что "Гебен" и "Бреслау" следуют в Турцию, ослабили активность против них. Свою головную боль они передавали России как наиболее заинтересованной в функционировании Дарданелльских проливов.

Для англичан главным делом была защита судоходства от действий немецких рейдеров и подвод-ных лодок. Война на море сводилась к вопросу о том, сумеет ли Германия успешно противостоять традиционному превосходству Англии на морях. Немцы, имея меньший, но более качественный флот, считали, что англичане постараются уничтожить его в генеральном сражении, которого старались избежать.

"Третий слой" - оптимальный

Совместный проект галереи "ГРОС art" и редакции журнала "Наше наследие" приурочен к 85-летию со дня рождения Геннадия Калиновского (1929 - 2006), одного из лучших отечественных художников книги.

Он органично и своеобразно перерабатывал новаторский опыт отечественной книжной графики 1920 - 1930-х гг. и западного искусства, включая тенденции сюрреализма и экспрессионизма. Калиновский специализировался на детской и юношеской литературе научно-фантастического и сказочно-фольклорного направления, тяготеющей к гротеску. Выведенная им формула образно-пластической меры гласила: "Ни слишком гротескно, ни слишком серьезно, ни слишком экстравагантно, ни слишком исторично". Книжную иллюстрацию он определял как "третий слой" между первичностью "бытия" и вторичностью "слова".

До конца октября экспозицию можно посмотреть в Выставочном зале журнала "Наше наследие" (1-й Неопалимовский переулок, 4).

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта