Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Стихи как смысл людской природы…

Елена Плахова

Великолепный знаток, профессионал и ценитель поэзии Геннадий Красников наконец-то осуществил свою давнюю мечту – издать наиболее полный сборник всех самых заметных российских поэтов конца ХХ - начала ХХI века. Наконец-то ему это удалось…

Представляю, чего это стоило. А вернее, даже трудно представить, какие усилия потребовались автору-составителю, чтобы найти средства на эту огромную торжественную книгу «Русская поэзия. ХХI век. Антология», изданную «Вече». Все дело в том, что так уж повелось в нашем мире, что поэзия стала как бы лишней, этаким изящным, но не нужным довеском, завитком среди многообразного литературного сообщества. Правда, еще дают какие-то премии поэтам, выбивают гранты и даже командировки, устраивают поэтические вечера, но того уважения, да что там, любви к поэтическому слову, как в старые времена Советского Союза, уже нет. Нет и огромных тиражей, сумасшедших «Политехнических», обожания, охоты за книгой, последним свежим сборником. В принципе ничего нет…

Не секрет, что сейчас издать поэтический сборник можно за деньги автора или богатого спонсора, который не обязательно поэзию-то и любит, а всего лишь хочет немного подправить имидж и репутацию. Как выживают мастера поэтического слова – отдельный разговор. Конечно, мэтры остаются мэтрами, заседают и преподают, творят в тиши кабинетов (заметим, в эту идиллическую картину вписываются далеко не все из крупных поэтов). Но основная поэтическая масса (да простят мне такие слова) занята в лучшем случае поденной литературной работой. Саша Щуплов, большой русский поэт, работал в трех или четырех редакциях, Таня Бек преподавала и тоже работала в редакциях, Лариса Васильева, поэтесса огромного таланта и большого масштаба личность, вот уже много лет руководит Музеем танка Т-34 и, кажется, почти совсем не пишет стихи. Говорю только о своих добрых знакомых, друзьях, с кем меня связывали и жизнь, и работа. Жесткое время вводит в рамки самых светлых и неординарных, а наиболее слабых просто ломает. Поэтому книга, которую составил и выстрадал Геннадий Красников – сам поэт замечательный, тонкий, лиричный, ученик выдающегося мастера Николая Константиновича Старшинова, похожа на стон. Стихи, звучащие со страниц антологии, обращены к людям напрямую, взывают, молят, кричат, умоляют и гневаются. «Вставай, вставай, обугленное слово!/ Я песню радости спою тебе./ Угрюмый жар пожара мирового,/ Пылавшего в твоей судьбе,/ Погас»… Это Александр Кувакин взывает к нашему веку из 15 – 20-летней немоты поэтического безвременья наших бурных перестроечных и постперестроечных лет, лихих девяностых и десятилетия «нулевых» - именно этот период времени и охватывает «Антология» Геннадия Красникова.

Готовя эту удивительную книгу, составителю пришлось в течение двух лет прочитать более 400 рукописей со всей России, из Канады и США, Израиля, Украины, Белоруссии, отовсюду, где живут русские поэты. И представленная в «Антологии» поэзия убеждает, что поэтическое русское слово не просто живо, а, несмотря на величайшие трудности, приобрело новое качество, особый звук, голос, мысль, достоинство, язык. «Антология», в которую своими лучшими творениями вошли как маститые поэты, наши «солнца», наши «все», классики, так и самые молодые авторы, действительно остается самой лучшей в мире. В ней представлен многоуровневый срез современной России, книга стала своеобразной перекличкой живых и мертвых на поэтическом смотре после многолетнего перерыва. Конечно, странно звучит радость составителя, что откликнулись и, оказывается, живы многие поэты, о которых не было слышно вот уже много лет. Но таково наше время: радуешься самой жизни - какая бы она ни была, со всеми ее горестями и трудностями. Радуешься тому, что как бы ни зажимали изящное письмо наши издатели, а оно все равно пробивается к читателю, слушателю, ценителю. И такие подвижники, как Геннадий Красников, живут и трудятся по всей России. Поэтому так радуется составитель, что открылась сильная поэзия Оренбуржья, достойно представлена поэзия в Сыктывкаре, богаты поэтами северные вологодский и архангельский края, много ярких имен на псковской земле, в Самаре, Волгограде…

«Современная наша поэзия, - пишет Геннадий Красников, - живет и продолжает жить «светящимся Фавором» (С. Есенин) русского слова, русской души, русской культуры. В основе своей – в чем ее коренное отличие (всегдашнее, а ныне – особенно!) – это народная поэзия, кровно, духовно связанная с жизнью своего народа. Она словно датчик на самых болевых точках национального тела: на сердце, мыслях, на его душе…» Тот, кому по душе публицистичность, не плакатно злободневная, а скорее философичная, полная раздумий о судьбах родины и людей, ее населяющих, найдет для себя множество ярких поэтических откровений, открытий, имен. И эти имена стоят того, чтобы любитель поэзии, живущий в «нулевых», узнал о них, а узнав, быть может, полюбил, как любит их Геннадий Красников.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта